_Condottiero_

RM: Лёгкие крейсера типа «Альберто да Джуссано»/Classe Alberto da Giussano

Лёгкие крейсера типа «Альберто да Джуссано»

 

Первый из пяти классов легких крейсеров Королевского военно-морского флота Италии серии "Кондотьеры".

 

04_8.jpg

 

Серия "Кондотьеры"

1) Лёгкие крейсера типа «Альберто да Джуссано»

2) Лёгкие крейсера типа «Луиджи Кадорна»

3) Лёгкие крейсера типа «Раймондо Монтекукколи»

4) Лёгкие крейсера типа «Дюка д’Аоста»

5) Лёгкие крейсера типа «Джузеппе Гарибальди»

 

 Всего построено 4 корабля: «Альберико да Барбиано» (итал. Alberico da Barbiano), «Альберто ди Джуссано» (итал. Alberto di Giussano), «Бартоломео Коллеони» (итал. Bartolomeo Colleoni), «Джованни делле Банде Нере» (итал. Giovanni delle Bande Nere). В специальной литературе известны как «Кондоттьери А» (Condottieri A). Названы в честь знаменитых кондотьеров.  Их дальнейшим развитием стали «Кондоттьери B» (Condottieri B) — крейсера типа «Луиджи Кадорна».

 
История создания:

После Первой мировой войны крейсерские силы итальянского флота находились в плохом состоянии. К числу относительно современных лёгких крейсеров можно было причислить лишь три крейсера-скаута: «Куарто», «Нино Биксио» и «Марсала». Эти небольшие корабли были вооружены 120-мм орудиями, слишком слабыми по меркам 1920-х годов для крейсеров, а фактически боеспособным среди них был лишь «Куарто». Не улучшила положение и передача Италии 5 крейсеров из состава австро-венгерского и германского флотов — все эти корабли были очень сильно изношены.
 
По взглядам тогдашних итальянских тактиков, на лёгкие крейсера должны были возлагаться следующие задачи:
 
-Лидирование эсминцев;
-Борьба на коммуникациях;
-Участие в блокадных действиях;
-Охранение линейных сил флота;
-Несение дозоров;
-Разведка.
 
В этот период основным потенциальным противником Италии считалась Франция и развитие итальянского флота шло с учётом французских военно-морских приготовлений. К окончанию Первой мировой войны французский флот вообще не имел быстроходных крейсеров, но в в 1926 году французы ввели в строй свои первые современные лёгкие крейсера типа «Дюгэ Труэн» в количестве трёх единиц. Испытывая острый дефицит средств, командование французского флота пришло к решению строить очень крупные эсминцы, именовавшиеся во Франции контрминоносцами, а в других странах лидерами. Эти корабли не предназначались для лидирования эсминцев, а должны были действовать однородными соединениями и исполнять функции лёгких крейсеров. В 1926 — 1931 годах французский флот получил 12 контрминоносцев типов «Ягуар» и «Бизон». Они несли по пять орудий калибра 130-мм или 138-мм и были заметно сильнее итальянских эсминцев, а итальянские крейсера значительно превосходили в скорости.
 
Командование итальянского флота решило дать асимметричный ответ на эти военные приготовления. Была поставлена задача создать быстроходный корабль, не уступающий французским лидерам в скорости, но значительно превосходящий их своей огневой мощью. Согласно тогдашней итальянской классификации, эти корабли должны были именоваться «эсплоратори» — разведчиками (итал. esploratori). Поскольку крупными финансовыми средствами итальянский флот также не располагал, новый проект должен был стать максимально дешёвым. Следует заметить, что проект развивался в русле характерной для итальянского кораблестроения тенденции — приоритета скоростных качеств в ущерб остальным.
 
Работы велись силами «Военно-морского комитета проектирования», под руководством генерал-лейтенанта корпуса военно-морских инженеров Джузеппе Виана. Изначально корабли именовались «37-узловыми скаутами». Водоизмещение определялось в 5000 — 6000 тонн, вооружение в восемь 152-мм орудий. Это должно было обеспечить решающее огневое превосходство над французскими лидерами. Ставилась также задача получить скорость как минимум на 4 узлов выше, чем у крейсеров вероятных противников, что дало бы новым кораблям уходить от сильнейшего противника. Требования к дальности и мореходности были традиционно умеренными. При столь ограниченном водоизмещении и жестких требованиях к скорости и вооружению, броневой защитой приходилось жертвовать.
 
Итальянский флот желал получить шесть крейсеров этого типа, но финансовые проблемы позволили выделить деньги лишь на четыре единицы. Все они вошли в строй в 1931 году. Каждый корабль обошёлся в 59,17 миллиона лир.

 

Характеристики:

 

Водоизмещение: 6571 т (стандартное), 6954 т (полное)
Длина: 169,3 м
Ширина: 15,5 м
Осадка: 5,3 м
Бронирование: Пояс: 24 мм,
Орудийные башни: 23 мм
Башня: 40 мм
Двигатели: 6 котлов Yarrow-Ansaldo, 2 турбины Beluzzo
Мощность: 95 тысяч л.с.
Движитель: 2 винта
Скорость хода: 37 узлов
Дальность плавания: 3800 морских миль на 18 узлах
Экипаж: 507 человек
 
Вооружение
Артиллерия: 4 × 2 — 152-мм/53 орудий
Зенитная артиллерия: 3 × 2 — 100-мм/47,
4 × 2 — 37-мм/53,
4 × 2 — 13,2-мм пулемёта
Минно-торпедное вооружение: 4 торпедных аппарата калибром 533 мм
Авиационная группа: 2 x CANT 25 или IMAM Ro.43
 

 

"Альберто да Джуссано"

 

Фото:

 

RN_Alberto_da_Giussano.jpg

 

 

История:

Заложен 29 марта 1928 г. на верфи "Ансальдо" в Генуе, спущен на воду 27 апреля 1930 г, пе­редан военно-морскому флоту 5 февраля 1931 г. Построен за 35 месяцев. Крейсер до начала вой­ны ни разу не покидал Средиземное море. Служба корабля была обычной: учения, парады, редкие визиты в иностранные порты. 22 апреля 1934 г. на рейде Венеции всем четырем "Кондотьери" А и "Луиджи Кадорна" были вручены так называе­мые "Боевые знамена".

В 1936-1939 гг. участвовал в гражданской войне в Испании, оказывая помощь национали­стам генерала Франко. Все это время "Ди Джус­сано" находился во 2-й эскадре (легкие силы) и базировался на Ла-Специю. С 10 июня 1940 г. находился в составе 4-й бригады крейсеров 2-й эскадры. В начале июля 1940 г. принимал учас­тие в бою у Пунта Стила (Калабрия). 6 августа "Ди Джуссано" принимал участие в постановке минного заграждения "7.AN" (394 мины) у ост­рова Пантеллерия. В операции принимали учас­тие крейсер "Да Барбиано", 2 эсминца типа "Навигатори" и эскорт из 4 миноносцев. 10 ян­варя 1941 г. на этом заграждении подорвался и получил тяжелые повреждения британский эсми­нец "Галлант". Он был отбуксирован на Маль­ту, и там 20 января эсминец уничтожила немец­кая авиация.

Второе полугодие 1940 г. и весь 1941 г "Ди Джуссано" эскортировал северно-африканские конвои. Изредка крейсер использовался для по­становки минных заграждений. 3 июня 1941 г. "Ди Джуссано", "Банде Нере", "Эугенио Ди Са­войя", "Дука де Аоста" и 7 эсминцев поставили два минных заграждения у Триполи. Целью опе­рации было недопущение обстрелов этого важ­нейшего порта кораблями британского флота.

Мины сработали 19 декабря, на них разыг­ралась трагедия соединения "К". В эту ночь по­гиб крейсер "Нептун" и эсминец "Кандагар". Были повреждены крейсера "Аурора" и "Пенело­па". Следующий выход на минную постановку прошел 7 июля 1941 г. В этот день крейсера "Ди Джуссано", "Банде Нере", "Аттендоло", "Дука де Аоста" вместе с 8-ю эсминцами поставили в Си­цилийском проливе минные заграждения "S-31" и "S-32" (292 мины и 444 минных защитника).

В декабре 1941 г. положение войск Оси в Северной Африке было ужасным. Продолжалось успешное британское наступление. Не хватало снабжения, особенно топлива. В начале декабря крейсер "Луиджи Кадорна" доставил в Африку бензин. Операцию было решено повторить. Вече­ром 9 декабря из Палермо вышли крейсера "Ди Джуссано" и "Да Барбиано", на их палубах нахо­дился груз бензина в бочках. Итальянские крейсе­ра были обнаружены ночным самолетом-развед­чиком с Мальты. Вскоре итальянское соединение было атаковано самолетами-торпедоносцами. Попаданий не было, но в штабе итальянского флота ("Супермарина") решили прекратить опе­рацию и вернуть корабли в Палермо.

Войска Оси продолжали требовать топли­ва, поэтому операцию возобновили. 12 декабря командующий британским средиземноморским флотом получил из оперативного разведыватель­ного центра британского адмиралтейства радио­грамму: "Крейсера "Да Барбиано", "Ди Джусса­но" и "Банде Нере" выходят в море из Палермо сегодня 12 декабря в 18.00. Скорость во время перехода 22 узла. Прибытие в Триполи 13-го в 15.00" (M.JWhitleyS. 344). Единственная ошибка: вместо крейсера "Банде Нере" в соеди­нение входил миноносец "Сигно". Командую­щий британским флотом адмирал Э. Каннингхэм не мог упустить такую возможность. На перехват была отправлена флотилия эсминцев, вышедшая в море 11 декабря.

В это союзное соединение входили "Сикх" (с брейд-вымпелом капитана 2 ранга Дж. Стокса), "Маори", "Лиджен" и голландский "Исаак Свирс". Эсминцы совершали переход из Гибрал­тара в Александрию. Возможность перехвата была минимальна. Несмотря на увеличение ско­рости, союзные эсминцы могли оказаться у мыса Бон только в районе 3-х часов ночи. Из произ­веденных расчетов следовало, что итальянские крейсера успевают прорваться. Судьбу "Ди Джуссано" и "Да Барбиано" решил приказ "Супермарины" о возвращении в случае обнаруже­ния их вражеским самолетом-разведчиком, кото­рый они вскоре заметили. Крейсера легли на обратный курс и пошли прямо навстречу своей гибели. Когда союзные эсминцы подходили к мысу Бон, их сигнальщики обнаружили итальянские крейсера, идущие им навстречу. Бой на встречных курсах продолжался 2 минуты. Оба итальянских крейсера погибли.

В литературе о ходе боя имеются разночте­ния. Вырисовывается следующая картина. Первые два эсминца "Сикх" и "Лиджен" произвели торпедный залп. А "Маори" (В литературе можно найти упоминание о том, что "Маори" произвел торпедный залп) и "Исаак Сверс" не стреляли торпедами, а открыли артиллерийский огонь. Вскоре "Да Барбиано" и "Ди Джуссано" превратились в огромные костры. Число торпедных попаданий колеблется от 1 до 3 в каждый крейсер. Скорее всего, "Ди Джуссано" был по­топлен эсминцем "Лиджен".

Общие потери итальянцев составили 900 человек. Большинство уцелевших принял на борт миноносец "Сигно" (500 человек). Еще 150 чело­век спасли 5 кораблей, вышедшие из Трапани. "Да Барбиано" и "Ди Джуссано" затонули в 2 ми­лях восточнее мыса Бон.

 

Кондотьер в честь которого назван:

 

La_battaglia_di_Legnano_di_Amos_Cassoli.

Альберто да Джуссано  (итал.)

Фильм о кондотьере

 

Дополнительная информация:

%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%

 

 

"Альберико да Барбиано"

 

Фото:

 

Barbiano.jpg

 

 

История:

Заложен 16 апреля 1928 г. на верфи "Ансальдо" в Генуе, спущен на воду 23 августа 1930 г. По другим данным, 17 августа 1930 г, передан военно-морскому флоту 9 июня 1931 г. Строи­тельство заняло 36 месяцев. Служба крейсера прошла в Средиземном море и не сопровождалась какими-либо громкими событиями. 1936-1937 г. "Да Барбиано" оказывал помощь франкистам.

В конце 1939 г. - начале 1940 г. судьба крей­сера могла разительно измениться. Над Европой, да и над всем миром, сгущались военные тучи. Шведское правительство по-прежнему надеялось остаться вне будущего конфликта. Но нейтрали­тет требовалось поддерживать силой. Поэтому было принято решение закупить корабли за гра­ницей. Выбор пал на Италию. Сначала были за­куплены эсминцы и миноносцы. Затем решили за­купить крейсер. Итальянцы предложили "Да Барбиано". Шведы сначала согласились, но по­том отказались. Официальная шведская версия — бюджетные проблемы. Но есть и другие версии. Представители ВМФ Швеции ознакомились с ко­раблем и потребовали произвести на нем боль­шой объем ремонтных работ, в которые входили усиление корпуса и зенитного вооружения, а так­же утепление жилых помещений. Итальянцы от­казались, и крейсер не сменил флага.

В начале 1940 г. крейсер зачислили в состав 3-й бригады крейсеров 2-й эскадры. В ночь с 9 на 10 июня крейсера "Да Барбиано" и "Кадорна", 2 эсминца и 2 миноносца выставили в Сицилийс­ком проливе активное минное заграждение "LK" (428 мин). Когда корабли вернулись на базу, было получено сообщение о начале войны. В июне крейсер принимал участие в битве у Пунта Стило (Калабрия).

6 августа "Да Барбиано" участвовал в по­становке минного заграждения "7.AN". Позднее на этом минном поле подорвался эсминец "Галлант". В этом месяце приняли решение переобо­рудовать крейсер для учебных целей. С 1 сентября по 1 марта 1941 г. были проведены работы, сначала в Поле, а потом в Триесте. После завер­шения работ "Да Барбиано" передали в распоря­жение учебного отряда. В начале декабря крейсер вернули в состав действующего флота, зачислили в состав 4-й бригады крейсеров и на нем поднял флаг контр-адмирал Тоскано.

9 декабря крейсер вместе с однотипным "Ди Джуссано" вышел в море и взял курс на Триполи. На борту кораблей находился груз бензина. После налета торпедоносцев корабли вернулись в Палермо. 12 декабря состоялся вы­ход в море для выполнения той же задачи. Ита­льянское соединение 13 декабря в 3 час 23 мину­ты ночи было перехвачено союзными эсминцами. В "Да Барбиано" попало три торпе­ды, с "Сикха", "Лиджен" и возможно, с "Мао­ри". На крейсере возник сильный пожар.

"Из-за высокой скорости противников и встречных курсов бой длился всего 2 минуты. Од­нако "Да Барбиано" уже тонул, и море вокруг него превратилось в настоящий огненный ад, в котором барахталось несколько уцелевших моря­ков" (М.А. Брагадин. "Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных", стр. 230-231).

Координаты гибели корабля те же, что и у "Ди Джуссано". На борту "Да Барбиано" погиб контр-адмирал Тоскано и весь его штаб. Коман­дир крейсера капитан 1 ранга Р.Г. Родоканаччи был посмертно награжден "Медалью де Оро", в его честь назвали один из эсминцев серии "Команданте".

 

Кондотьер в честь которого назван:

 

i-1107.jpg

  Альберико да Барбиано   (итал.)

 

 

Дополнительная информация:

52150_1492502144320186_11599105922683394

 

 

"Бартоломео Коллеони"

 

Фото:

 

Colleoni.jpg

 

Italian_cruiser_Montecuccoli.jpg

 

 

История:

Заложен 21 июня 1928 г. на верфи "Ансальдо" в Генуе, спущен на воду 21 декабря 1930 г, пе­редан военно-морскому флоту 10 февраля 1932 г. Он стал "долгостроем" среди крейсеров серии. После завершения работ зачислен во 2-ю эскадру. Портом базирования "Коллеони" стала Ла-Специя. Первые годы службы проходили для крейсе­ра в рутинной службе, учениях, парадах, посеще­ниях итальянских и заграничных портов.

В 1936 г. в Испании вспыхнула Гражданс­кая война. В биографии крейсера открывалась новая страница. С 5 сентября по 30 октября 1936 г. "Коллеони" находился на рейде Барселоны и обеспечивал безопасность итальянских граждан. С января по май 1937 г. крейсер четыре раза эс­кортирует транспорты с вооружением для мятеж­ников генерала Франко. Кроме этого, в январе-феврале корабль три раза патрулировал в море.

Перед " Коллеони" была поставлена важнейшая задача — обнаруживать республиканские воен­ные и торговые корабли и докладывать о них франкистам.

В конце тридцатых годов сложившаяся пос­ле первой мировой войны система международ­ных отношений рушилась. Этот процесс сопро­вождался локальными войнами. Одной из них стала японо-китайская война. Италия, впрочем, как и остальные европейские державы, держала в китайских водах военные корабли. Первым из крейсеров в китайские воды ушел "Раймондо Монтекукколи". В ноябре 1938 г. ему на замену направили "Бартоломее Коллеони". 23 декабря 1938 г. крейсер прибыл в оккупированный япон­цами Шанхай. В сентябре 1939 г. вспыхнула вто­рая мировая война. Командование итальянским флотом приняло решение отозвать крейсер. 10 октября 1939 г. на корабле получили приказ о возвращении в Италию. 28 октября "Коллеони" завершил переход.

В октябре 1939 г. он и "Банде Нере" образо­вали 2-ю бригаду крейсеров 2-й эскадры. В страте­гическом развертывании итальянского флота 2-я бригада была переведена в Палермо. 10 июня Ита­лия объявила войну "западным демократиям". Ве­чером "Банде Нере" и "Коллеони" поставили мин­ное заграждение в Сицилийском проливе. 22 июня крейсера выходят в море на поиск французских су­дов западнее Сардинии и 24 июня возвращаются в базу после безуспешного поиска.

После выхода Франции из войны 2-я бри­гада крейсеров была переведена в Аугусту. С 2 по 3 июля прошли два неудачных выхода на по­иск вражеских торговых судов. 6 июля из Неапо­ля в Бенгази вышел конвой (1 лайнер, 4 транс­порта, эскорт 5 миноносцев). Ближним прикрытием командовал контр-адмирал Коссарди, в него входили "Коллеони" и "Банде Нере" и 10 флотилия эсминцев. Конвой без происше­ствий дошел до Бенгази. Во время проводки это­го конвоя силы дальнего прикрытия вступили в бой с британским Средиземноморским флотом у Пунта Стило (Калабрия).

Итальянское командование приняло реше­ние оставить бригаду в Африке и начало разра­ботку планов использования крейсеров. По пла­ну "Коллеони" и "Банде Нере" должны были обстрелять английские позиции у Соллума, затем перейти к новому месту базирования Порталага, остров Лерос (Додеканезские острова) и оттуда наносить стремительные удары по британскому судоходству в Эгейское море. От обстрела побе­режья пришлось отказаться, не удалось скоорди­нировать свои действия с армейским командова­нием в Ливии.

17 июля в 20 часов 35 минут из Триполи в море вышли крейсера "Банде Нере" (флаг контр­адмирала Ф. Коссарди, командир капитан 1 ран­га Ф. Маугери) и "Коллеони" (командир капитан 1 ранга У. Новарра). Прибытие в новую базу было назначено на 14.00 19 июля. 18 июля про­шло для итальянцев спокойно. В этот день из Александрии вышла в море английская 2-я флоти­лия эсминцев Средиземноморского флота. В нее входили: "Гиперион", "Хэсти", "Херо", "Аилекс". Командиром флотилии был капитан 2 ранга Х.С. Никольсон.

Перед ним поставили задачу произвести разведку минных полей в проливе Касо и прове­рить наличие в этом районе вражеских подводных лодок. Для разведки минных полей ис­пользовались параваны и гидролокаторы. Через 2 часа из Александрии в море вышли австралийский крейсер "Сидней" и эсминец "Хэвок". Командир крейсера капитан 1 ранга Дж. А.Н. Коллинз получил устные приказы прикрывать 2-ю флотилию Никольсона и затем произвести поиск на вра­жеских коммуникациях.

Обе эскадры шли навстречу друг другу. 19 июля в 6 часов утра крейсера вошли в пролив Анти-Киттра. "Банде Нере" и "Коллеони" шли со скоростью 25 узлов, выполняя противолодочный зигзаг. Контр-адмирал Коссарди не имел никакой информации о вражеских ко­раблях. Итальянская авиаразведка была очень слабой, для разведки на пути пере­хода крейсеров было выделено всего два гидросамолета. Но они вылетели слиш­ком поздно и появились над местом боя, когда он уже закончился.

Командир соединения не использо­вал и крейсерские гидросамолеты. На "Бартоломее Коллеони" был подготов­лен к вылету самолет RO-43 (он находился на катапульте). На море в это время было волнение, сильный ветер, солнце находилось прямо по курсу. Вскоре по­явились британские эсминцы. Итальянс­кий флагман принял их за охранение кон­воя и приказал слегка изменить курс, увеличить скорость до 32 уз и открыть огонь главным калибром. Англичане в свою оче­редь развернулись и увеличили скорость. Коман­дир флотилии капитан 2 ранга Никольсон при­казал выйти в эфир. Эти радиограммы были приняты на австралийском крейсере "Сидней", который изменил курс и пошел на перехват "Коллеони" и "Банде Нере".

Итальянцы преследовали британские эс­минцы до 7 часов 30 минут. В это время у италь­янских крейсеров встали столбы воды от снаря­дов среднего калибра. Это стрелял "Сидней", он находился в небольшой дымке по правому борту от "Банде Нере" и "Коллеони". Один из снаря­дов попал во флагманский крейсер. Итальянское соединение развернулось на 90°, открыло огонь из кормовых башен. Теперь один из снарядов "Банде Нере" попал в "Сидней". Итальянцы по­ставили дымзавесу. Во время боя итальянцы счи­тали, что их противником являются два крейсера. Фактически они имели превосходство над ав­стралийско-британской эскадрой. Коссарди ре­шил вести бой на отходе.

В 8 часов 24 минуты преследуемые и пресле­дующие находились в 5 милях от мыса Спада, в эту минуту "Коллеони" был поражен 152-мм сна­рядом с австрийского крейсера. На нем было вы­ведено из строя рулевое управление, но к счас­тью, руль находился в среднем положении, крейсер не начал циркуляцию, а продолжал сле­довать своим курсом.

Через некоторое время в "Коллеони" попал еще один снаряд, он взорвался у боевой рубки. Произошли большие потери личного состава, вспыхнул пожар. Но роковым оказался третий снаряд, попавший в котельное отделение, в кото­ром находились котлы № 5 и № 6. Разбило глав­ный трубопровод подачи воды и прекратилось поступление воды к остальным котлам. Крейсер потерял ход. Но 152-мм орудия итальянского ко­рабля продолжали вести огонь.

Вся мощь австралийско-британской эскад­ры обрушилась на крейсер. В 8 часов 30 минут крейсер превратился в пылающий остов. Капи­тан 1 ранга Умберто Новарро приказал поки­нуть корабль. К выполнению этого приказа еще не успели приступить, когда уцелевшие сиг­нальщики поврежденного крейсера увидели, что корабль атакуют вражеские эсминцы. Это были "Айлекс" и "Хэвок". В "Коллеони" попало две торпеды.

Одна из них поразила крейсер в носовую часть, перед башней № 1 главного калибра. 30-метровая носовая часть оторвалось от корабля и затонула. Вторая торпеда взорвались в средней части корабля. После чего "Бартоломео Коллео­ни" повалился на бок и затонул. Какое-то время на поверхности оставалась его кормовая оконеч­ность. Крейсер затонул в 6 милях от мыса Спада (остров Крит).

После его гибели австралийско-британская эскадра разделилась на две части. "Сидней" вмес­те с "Херо" и "Хэсти" продолжали преследование "Банде Нере". Его спасло только то, что у авст­ралийцев закончился боезапас. Вторая группа, в которую вошли остальные эсминцы, занялась спасением. В это время английские корабли были атакованы итальянской авиацией, что затрудни­ло спасательные работы. Они приняли на борт 525 человек. Из них 95 были ранены (8 раненых скончались, и их похоронили в море у Александ­рии). Капитан 1 ранга Новарро не надолго пережил свой корабль, он умер в британском госпита­ле в Александрии. На его похороны пришли мо­ряки кораблей, участвовавших в бою. Среди них был командир крейсера "Сидней" капитан 1 ран­га Коллинз.

Умберто Новарро наградили высшим ита­льянским знаком военного отличия "Медалью де Оро". В честь него назвали эсминец серии "Команданте". Еще 7 человек (из 50 пытавшихся доб­раться до греческого побережья были) подобрали греческие рыболовные суда. Всего в этом бою по­гиб 121 моряк из экипажа "Бартоломео Коллео­ни". Удар по боевому духу итальянского флота был серьезным.

 

 

Кондотьер в честь которого назван:

 

800px-Statua_Colleoni.jpg

Бартоломео Коллеони  (итал.)

 

 

Дополнительная информация:

Colleoni%20dis.jpg

 

 

 

"Джиовани делле банде Нере"

 

Фото:

 

Bande_Nere_fotografica.jpg

 

История:

В отличие от остальных кораблей серии он был заложен на военно-морской верфи Кастелламари ди Стабие 31 октября 1928 г, спущен на воду 27 апреля 1930 г, вошел в состав флота 27 апреля 1931 г. Строительство продолжалось 30 месяцев.

Довоенная служба крейсера не сопровожда­лась какими-либо происшествиями. В 1936-1939 гг. он находился в западной части Средиземного моря, оказывал помощь мятежникам генерала Франко. После этого "Банде Нере" передали в распоряжение учебного отряда. В середине мая. когда было принято решение о вступлении Ита­лии в войну, крейсер вернулся в состав действую­щего флота. Служба крейсера с 10 июня по 19 июля 1940 г. была такой же, как и "Бартоломео Коллеони".

Во время боя у мыса Спада "Банде Нере" в первые же минуты получил попадание 152-мм снаряда в районе второй дымовой трубы. Его ар­тиллеристам удалось поразить "Сидней" одним снарядом главного калибра. Повреждения австра­лийского корабля оказались незначительными. После того как "Коллеони" получил роковые по­падания, находившийся на борту "Банде Нере" контр-адмирал Кассарди приказал начать отход. Какое-то время его преследовал австралийский крейсер. Затем итальянский крейсер получил еще одно попадание. Итальянцам повезло: на "Сид­нее" во время боя был израсходован весь боеза­пас. В конце боя командиру "Сиднея" капитану 1 ранга Коллинзу было доложено, что в ведущих бой носовых башнях осталось 5 снарядов (4 в "А" и 1 в "В").

"Банде Нере" ушел и взял курс на Триполи, куда вскоре и прибыл без происшествий. Вторая половина 1940 г. прошла для корабля в рутинной службе. В декабре 1940 г. он вошел в состав 4-й бригады крейсеров, в которой также числился "Армандо Диац" и два эсминца. Это соединение находилось в непосредственном подчинении "Супермарины" - командования флотом. Январь 1941 г. прошел для крейсера без происшествий. 6 февраля "Банде Неру" присоединяется к конвою. Конвой состоял из пассажирских лайнеров "Эсперия", "Конте Россо", "Марко Поло" и "Галитеа", под охраной эсминцев "Фреччиа", "Саетта" и "Тариго". Конвой прибыл в Триполи без по­терь. С 9 по 11 февраля прошел обратный пере­ход. С 24 по 26 февраля "Банде Нере" вместе с "Диац" и эсминцами "Аскари" и "Каррацциери" находился в составе сил прикрытия двух конвоев. 25 февраля английская подводная лодка "Апрайт" (лейтенант Норман) потопила "Армандо Диац". Несмотря на потерю, итальянское соеди­нение свою задачу выполнило.

Март и почти весь апрель прошли для "Банде Нере" в переходах по "ливийской трассе". С 20 по 24 апреля "Банде Нере", "Кадорна" и 2 эсминца находятся в дальнем прикрытии афри­канского конвоя. Он был обнаружен вражеской авиаразведкой. На перехват с Мальты вышла флотилия эсминцев, но обнаружить конвой им не удалось. Англичане после короткого боя потопи­ли вооруженный транспорт "Эгео". Конвой бла­гополучно прибыл в порт назначения.

5 мая 1941 г. англичане начали операцию "Тайгер" — проводку стратегического конвоя че­рез все Средиземное море. Для его перехвата сформировали крейсерское соединение — "Банде Нере", "Дюка дегли Абруцци", "Гарибальди", "Кадорна" и 5 эсминцев сопровождения. Италь­янские корабли вышли в море слишком поздно и вскоре вернулись на базу. Англичане благополуч­но завершили операцию. "Банде Нере" недолго стоял в базе. С 11 по 14 мая итальянский флот проводил конвой в Северную Африку. Он вместе с "Кадорной", "Дюка дегли Абруцци", "Гари­бальди" и эсминцами "Алпино", "Берсальери", "Фуцильери", "Маестрале", "Сирокко, "Де Рекко", "Усодимаре", "Пессагно" находился в соста­ве сил дальнего прикрытия. Этот конвой и два обратных прошли без происшествий.

3 июня 1941 г. "Банде Нере" в составе со­единения принимал участие в двух минных поста­новках у Триполи. Затем снова служба по про­водке конвоев в Африку. 7 июля 1941 г. крейсер принимал участие в постановке минных заграж­дений "S-31" и "S-32" в Сицилийском проливе.

Вторая половина 1941 г. прошла для крей­сера в повседневной службе. Также незаметно прошли и два первых месяца 1942 г. С 21 по 23 февраля он — участник операции "К-7"- - про­водке двух конвоев со снабжением в Северную Африку. "Банде Неру" вместе с тяжелыми крейсе­рами "Гориция", "Тренто" и четырьмя эсминца­ми, находился в составе сил дальнего прикрытия. Операция прошла благополучно.

Через месяц крейсер снова выходит в море. Предыстория этого выхода следующая: англичане спланировали операцию по проводке конвоя "MW-10" на Мальту из Александрии. Конвой со­стоял из 4-х транспортов, под охранением крей­сера ПВО "Карлайл" и 6 эсминцев 22-й флоти­лии. Дальнее прикрытие осуществляли крейсера: "Клеопатра" (флаг контр-адмирала Вайэна), "Юриалес", "Дидо". в сопровождении 4-х эсмин­цев 14-й флотилии.

21 марта соединение прикрытия было обна­ружено итальянскими подводными лодками. В "Супермарине" приняли решение перехватить и уничтожить конвой. Для выполнения этой задачи было сформировано мощное соединение. Из Мес­сины в море вышла 3-я бригада крейсеров: тяже­лый "Гориция" (контр-адмирал Парона), "Трен-то", легкий "Банде Нере" и четыре эсминца. В море они встретились с вышедшими из Таранто линкором "Литторио" (адмирал Иакино) и че­тырьмя эсминцами.

Линкор был обнаружен английской под­водной лодкой. 22 марта к британской эскадре присоединился крейсер "Пенелопа" и один эсми­нец с Мальты. Вайэн приказал идти южнее обычного маршрута, надеясь потянуть время. Конвой обнаружили 22 марта. Иакино удалось занять позицию между британцами и Мальтой. Бой проходил в штормовых условиях. Английс­кие крейсера великолепным маневрированием и постановкой дымзавес сорвали итальянский план. "Банде Нере" попал 152-мм снарядом во флагманский крейсер "Клеопатра", и у него ока­зались выведенными из строя кормовые башни главного калибра. Этот бой стал очередной ита­льянской неудачей. Конвой не был уничтожен, а несколько кораблей оказались повреждены. При возвращении в базу в шторм затонули два эс­минца. Британцы также понесли потери: повре­дило близкими разрывами 381-мм снарядов с "Литторио" эсминцы "Хэвок" и "Кингстон". Пострадали от "Банде Нере" крейсера "Клео­патра" и "Юриалес" и эсминец "Лайвли". 23 марта немецкая авиация атаковала конвой, но он все-таки прибыл на Мальту.

"Банде Нере" получил повреждения во время шторма, и ему требовался заводской ре­монт. 1 апреля 1942 г. крейсер под охранением эсминца "Авиери" и миноносца "Либра" вышел из Мессины в Специю. В 9 часов утра он был атакован английской подводной лодкой "Эрдж" (капитан 2 ранга Томкинсон). В "Банде Нере" попали две торпеды, он разломился пополам и быстро затонул. Могилой корабля стало место в 11 милях юго-восточнее острова Стромболи в Тиренском море.

 

Кондотьер в честь которого назван:

 

Uffizi_17%2C_Giovanni_delle_Bande_nere_c

Джиовани делле банде Нере (итал.)

 

 

Дополнительная информация:

CL-CondottieriI-BandeNere-1931.png

Изменено пользователем _Condottiero_
  • Вверх 4
medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первый и полностью истреблённый. 

Меня всегда волновал один вопрос - вот зачем ЛКР использовать для переброски бензина. Да, скорость там и прочее, но блин...Мы видим что произошло в итоге. 

medal medal medal medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу