Keofox

[История] Двигатели Архипа Люльки

lulka(2).jpg

 

Пытливый ум и смекалка народа, не обладающего академическими знаниями, а потому жадно стремящегося к ним, рождали на свет выдающихся личностей, выводящих русскую науку и технику на мировой уровень. Мог ли кто себе представить, что уроженец маленького украинского села станет корифеем советского двигателестроения, предопределившем развитие отечественных турбореактивных двигателей на многие годы вперед? Именно таким человеком был Архип Михайлович Люлька – конструктор двигателей, носящих аббревиатуру «АЛ». 

И вот Архип Люлька подает заявление в Киевский политехнический институт и не сдает вступительные экзамены. Но он продолжает готовиться и со второй попытки попадает в число двадцати счастливчиков из 150 претендентов, желающих стать студентами этого учебного заведения. После окончания учебы в 1931 году, Архипа Михайловича – подающего надежды инженера –направляют в аспирантуру Научно-исследовательского института промышленной энергетики в Харькове. И через два года, в 1933 году, молодой ученый вступает в спор с маститыми преподавателями кафедры двигателей Харьковского авиационного института, доказывая, что будущее авиации в реактивном двигателе, а не в паротурбине, как считали в те годы. 

 

Полный текст...

Попытайтесь представить, что двадцатипятилетний аспирант объясняет профессорам кажущиеся нам с высоты нашего времени азбучные истины. Но нельзя забывать, что в 1791 году в Англии Дж. Барберу хоть и был выдан первый патент на турбинный двигатель, теория реактивного движения находилась в зачаточном состоянии.Будущий академик родился в с. Саварка Киевской губернии 23 марта (по старому стилю – 10) 1908 года. На что мог рассчитывать паренек из многодетной крестьянской семьи? Продолжать дело отца и заниматься крестьянским хозяйством. Но в девятилетнем возрасте, после революции, Архип Михайлович становится учеником начальной школы в родном селе, ставшей позднее семилеткой. Окончив ее, он идет учиться дальше: в Белоцерковское профессионально-техническое училище.

 

После получения французом Рене Лореном в 1913 году патента на прямоточный воздушно-реактивный двигатель, в 20-30-е годы ХХ века лишь единицы – Ф. Уиттл, фон Охайн, Рене Ледюк, Ф.А. Цандер, Б.С. Стечкин, Ю.А. Победоносцев, А.М. Люлька – занимались разработкой реактивного двигателя. И когда начальник ОКБ-301 М.И. Гудков в 1943 году предложил проект боевого истребителя Гу-ВРД с воздушно-реактивным двигателем, разработанным А.М. Люлькой, эксперты отвергли его на том основании, что преимущества нового двигателя сомнительны. И это в то время, когда в Германии уже проходил испытания Ме.262. Но, как и в случае с неудачей на первых вступительных экзаменах в Киевский политехнический институт, Архип Михайлович не опускал руки.

Но вернемся в 1933 год. Молодой ученый становится преподавателем Харьковского авиационного института и начинает заниматься проблемой применения газовых турбин в авиационных силовых установках. В стенах ХАИ в 1937 году Люлька приступает к разработке проекта воздушно-реактивного двигателя с центробежным компрессором. Позднее Архип Михайлович вспоминал: «Многие просто не понимали, как струя, входящая во «что-то» и выходящая из «чего-то», способна двигать самолет. Большинство авиаконструкторов негативно отнеслись к нашему проекту, считая нас утопистами». Проект опережал технические возможности того времени и закончился неудачей.
Однако Архип Михайлович почти сразу же предложил проект ТРД с осевым компрессором, одобренный Наркоматом авиапрома СССР. Работа стала приобретать реальные черты. Для разработки турбореактивного двигателя было выделено ленинградское СКБ-1. Именно в станах этого конструкторского бюро А.М. Люлькой создается первый в СССР технический проект авиационного турбореактивного двигателя РД-1. А в апреле 1941 года Архип Михайлович получает авторское свидетельство на схему двухконтурного реактивного двигателя, что получило впоследствии мировое признание.

 

Война перечеркивает проекты мирного времени. Архип Люлька по 1943 год работает в стенах танкового завода в Челябинске. Но уже с 1943 года он возвращается к своей работе над ТРД. И пусть поначалу к его детищу отнеслись скептически, 30 марта 1946 года в СССР было образовано ОКБ-165, задачами которого стали разработка и создание отечественных турбореактивных двигателей. Руководителем нового конструкторского бюро, ставшего позднее ОКБ (в наши дни – НПО) «Сатурн», был назначен Архип Михайлович Люлька, которому на тот момент было 38 полных лет.
Последующая судьба выдающегося конструктора, начиная с создания первого отечественного турбореактивного двигателя ТР-1, была полна взлетов и неудач. Но взлетов было гораздо больше.
 

Pervy%D0%B9%20otechestvenny%D0%B9%20turb
 

Двигатели Архипа Михайловича устанавливались на самолеты Ильюшина, Туполева, Лавочкина, Микояна и других конструкторов и конструкторских бюро. Наиболее тесное сотрудничество у конструктора Люльки было с «фирмой» Павла Осиповича Сухого. Неизменный летчик-испытатель ОКБ Сухого генерал-майор В.С. Ильюшин говорил: «Замечательные самолеты «Су» – результат совместной творческой работы ОКБ генеральных конструкторов П.О. Сухого и А.М. Люльки, озаренной, несомненно, огромным талантом и не менее огромным трудолюбием и видением перспективы развития авиации. Думаю, что самолеты П.О. Сухого с двигателями А.М. Люльки – лучшие в мире».
Однако наиболее значимым достижением работы Архипа Михайловича стало создание конструкторской школы, способной выполнить самые сложные проекты и сегодня. Традиции, заложенные старшими поколениями сотрудников ОКБ Люльки, бережно хранят и в наши дни. Выступая в 1978 году перед коллективом ОКБ «Сатурн» по случаю своего 70-летия, он говорил: «Нас теперь называют пионерами создания отечественного турбореактивного двигателя. Прежде всего, это обязывающее определение и, конечно, очень приятное. В нем есть что-то от нашей молодости, которую забыть нельзя.
 

810-5_3.jpg
 

Наше конструкторское бюро, его замечательные люди прошли большой и очень нелегкий путь от первых опытов и конструкторских проработок в области реактивного двигателестроения до становления и полного утверждения ТРД как основной двигательной установки на современном самолете любого типа и назначения. Это была эпоха энтузиастов, выбравших совершенно самостоятельный путь.

Прошло много лет с начала работ над турбореактивными двигателями в Советском Союзе, а я и сейчас не вижу предела их возможностей. В ближайшие годы нам предстоит решить ряд очень интересных и сложных задач по созданию новых поколений двигателей. И то, что они будут решены, у меня нет никаких сомнений. Ведь был же когда-то решен основной вопрос развития нашей авиации – создание отечественного турбореактивного двигателя!»

Вершиной конструкторской деятельности Архипа Михайловича Люльки стал двигатель АЛ-31Ф, который и в наши дни считается одним из лучших в мире. В этом проекте воплотился весь многолетний опыт конструкторского коллектива, основанного Архипом Михайловичем.

Герой Социалистического труда, академик А.М. Люлька умер 1 июня 1984 года и похоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Человечище. Один из тех людей, которые своими идеями несмотря ни на что создавали привычный нам современный мир.
И да, привет из Белой Церкви.

Изменено пользователем v971
medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, интересно было узнать про то, как начинались наши  реактивные двигатели)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо интересно,как и мой земляк Королев,энтузиасты,современная генерация конструкторов.   

medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно что нужно сделать сейчас, чтобы потом тебя уважали также как сейчас Люльку и других гениев того времени?  ;)s

medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно что нужно сделать сейчас, чтобы потом тебя уважали также как сейчас Люльку и других гениев того времени?  ;)s

Нужно жить и стремится к своей мечте. И заниматся любимым делом . Ну и конечно же творить .

Изменено пользователем UrOVen
medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

о да вот это правильная статья про хорошего человека и одного из лучших конструкторов двигателей

medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Действительно, гениальный человек был, как Ильенко для нашей энергетики...

medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Действительно, гениальный человек был, как Ильенко для нашей энергетики...

И как Циолковский для космонавтики...Сейчас таких людей нет.

medal medal medal medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хорошая статья. Может, европейцам и американцам тоже стоит немного почитать о человеке, который изобрел ТРДД?

medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

сумбурная статья

помнится слышал прикол что диплом он в своё время так и не защитил 

и его дипломным проектом был двигатель для ту16-ту104

(но мож и наврал публицист)

 

Хорошая статья. Может, европейцам и американцам тоже стоит немного почитать о человеке, который изобрел ТРДД?

 

простите а на швальбе что стояло а на вампире с метеором

есть интересная книжка "жизнь Бережкова" там про Микулина как бы  так там один профессор ну очень не глупый и авторитетный просто в пух и прах разнёс идею подобного двигателя дело было ещё при  НЕПе

 

кстати тоже прикольно хоть и не в тему ни один двигатель построенный по патенту Р Дизеля так и не заработал

и по этому поводу было много патентных процессов 

medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

сумбурная статья

помнится слышал прикол что диплом он в своё время так и не защитил 

и его дипломным проектом был двигатель для ту16-ту104

(но мож и наврал публицист)

На Ту-16 стоял микулинский АМ-3. Люлька получил диплом. И не просто получил, а был направлен на ответственную работу - разработку паротурбинной установки (он был турбинистом) с предельными параметрами, пригодной для установки на самолет. Была такая тема, из которой ничего не вышло, но от нее-то и отпочковалась практическая отработка ГТД у нас.

  

простите а на швальбе что стояло а на вампире с метеором

На Швальбе стояли ТРД.

 

кстати тоже прикольно хоть и не в тему ни один двигатель построенный по патенту Р Дизеля так и не заработал

и по этому поводу было много патентных процессов

Все ТРДД работают по принципиальной схеме, предложенной Люлькой. Это наш безусловный и неоспариваемый (большая редкость, однако) мировой приоритет.

О котором на англо-германо-пшекоязычных версиях этого сайтега сегодня почему-то не сказано ни слова (!). К большому сожалению.

Чего стесняемся? Боимся, что у кого-то порвет пердак?

Изменено пользователем Schtierlitz
medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На Ту-16 стоял микулинский АМ-3. Люлька получил диплом. И не просто получил, а был направлен на ответственную работу - разработку паротурбинной установки (он был турбинистом) с предельными параметрами, пригодной для установки на самолет. Была такая тема, из которой ничего не вышло, но от нее-то и отпочковалась практическая отработка ГТД у нас.

  

На Швальбе стояли ТРД.

 

Все ТРДД работают по принципиальной схеме, предложенной Люлькой. Это наш безусловный и неоспариваемый (большая редкость, однако) мировой приоритет.

О котором на англо-германо-пшекоязычных версиях этого сайтега сегодня почему-то не сказано ни слова (!). К большому сожалению.

Чего стесняемся? Боимся, что у кого-то порвет пердак?

я написал про жизнь Берекова там обсуждался проект турбореактивного двигателя

а эпохе раннего социализма несла в себе романтику  " кто был ни кем тот станет всем" когда диплом был не важен  всё решали личные качества человека уж хорошо это или плохо но было так

и в ходе великой отечественной те кто "тащил " тем часто и давалось

ну очень много выдающихся людей вышло от туда

medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

СПАСИБО, очень Познавательно! Страна ДОЛЖНА знать своих ГЕРОЕВ!

Хоть книги не читают, так в Игре узнают!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу