Ulitka_TF

12 января 1892 года. Родился конструктор Аркадий Дмитриевич Швецов

6 сообщений в этой теме

shv03.jpg

12 января исполняется 125 лет со дня рождения Аркадия Дмитриевича Швецова: конструктора авиационных двигателей, который создал совместно с металлургом Н.В. Окромешко первый отечественный серийный мотор М-11.

Продолжение читайте ниже:

Скрытый текст

 

Советская страна испытывала острую нехватку авиационных двигателей в 30-е годы прошлого века и использовала лицензионные версии зарубежных образцов. А.Д. Швецов, прошедший школу Н.Е. Жуковского во время учебы в МВТУ, стоял у истоков отечественного двигателестроения. Швецов постоянно работал и изучал уже имеющиеся образцы двигателей, и в 1934 году Аркадий Дмитриевич был назначен на пост технического директора и Главного конструктора Пермского моторостроительного завода №19. Именно здесь он мог всецело реализовать свой потенциал. Родившийся в рабочем посёлке на территории нынешней Свердловской области, получивший образование в Перми, Швецов, который даже не сумел доучиться в МВТУ из-за финансовых трудностей, получил звание инженера лишь благодаря Советской власти в 1921 году. И через 13 лет он вновь вернулся к тому, с чего начинался его путь. На тот момент Аркадию Дмитриевичу уже исполнилось 42 года. Казалось бы, что человек добился всего, чего хотел. Но он считал, что это не так.

image?t=20&bid=814849130555&id=814849130

Аркадий Дмитриевич Швецов с элементом двигателя М-11. Источник

Завод, где он получил должность Главного инженера, только вставал на ноги. Грамотный подбор кадров и уверенность в своем коллективе позволили уже через год создать производство, заслужившее благодарность наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. На нём довольно быстро был налажен выпуск столь нужного стране двигателя М-25, усовершенствованной версии американского «Wright» R-1820-F3 «Cyclone»: пермяки подарили «пламенный мотор» истребителям И-15 и И-16 Н.Н. Поликарпова.

i16-10-13.jpg

И-16 тип 10 с мотором М-25. Источник

Дела у Швецова пошли в гору. Двигатели воздушного охлаждения конструкции его конструкции поднимали в воздух самолеты, составившие славу отечественного авиастроения. Его моторами оснащались Ли-2, Ан-2, Ла-5, Ла-7, Ту-2, Ту-4, Ил-12, Ил-14, вертолёты Ми-4 и Як-24. Апофеозом поршневого двигателестроения стал АШ-2ТК мощностью 4300 л.с., состоящий из шести блоков. Комбинированный наддув от турбокомпрессора и приводного центробежного нагнетателя значительно повышал высотность двигателя и значительно снижал удельный расход топлива в полете.

1280px-Wright_R-1820_Engine.jpg

Wright R-1820. Источник

Аркадий Дмитриевич Швецов был награжден многочисленными орденами и медалями, а в 1942 году получил звание Героя Социалистического Труда. Необходимо отметить, что А.Д. Швецов не замыкался в работе и находил время для других занятий. Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Так, Аркадий Дмитриевич долгие годы занимался живописью, стараясь запечатлеть красоты природы своей Родины. Много времени Швецов уделял шахматам. Однако самым большим увлечением конструктора был рояль. Он часто говорил, что «готов примириться с любыми лишениями, но не мог бы отказаться от рояля». Умер Аркадий Дмитриевич Швецов 19 марта 1953 года в Москве. Продолжателем его дела стал молодой талантливый конструктор П.А. Соловьев, возглавивший КБ Швецова.

 

Хотите узнать больше о истории? Читайте раздел "Исторические справки" на нашем форуме! 

Увидимся на поле боя!
Ваша команда War Thunde

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Шведцов был хорошим конструктором но, в целом двигателестроение у СССР было на низком уровне, за годы войны создать двигатель мощностью в 2000 сил стало непосильной задачей. Принципиально своих моторов у нас были единицы.

Смотрим любой советский авиадвигатель и находим зарубежный прообраз:

Мотор М25, устанавливался на И-15, ранних И-16, лицензированный Американский "Райт-Циклон 1920" 29 года(цифры означают рабочий объем в куб.дюймах).

Мотор М62, И-16, Ли-2, и внезапно Ан-2, доработанный М-25.

Мотор М-87\88, ставился на ДБ-3\Ил-4, лицензионный Французкий Гном-Рон "Мистраль Мажор 14С" 36 года.

Мотор М-100, будущий 103 и 105 устанавливался на СБ, ЛаГГ-3\Як-1\Пе-2, Пе-3 и т.д. Французкий "Хиспано Сьюза 12Y" 34 года.

Мотор М-105, он же ВК-105 и позже созданный на его основе ВК-107, 108 и т.д., развитие конструкции М-100, все та же "Хиспано Сьюза 12Y".

Мотор М17, устанавливался на ТБ-3, немецкий BMW VI 20-ых годов.

Мотор АМ-35, 38, и 42, устанавливался на Пе-8, Ил-2, Ил-10 и МиГ-3, развитие М-17(другой блок и колено).

Мотор М-71, устанавливался на И-185 и Су-6, по сути попытка соединения двух М-62 между собой. Зарубежных прототипов не нахожу. 

Мотор АШ-71, Ту-4, Американский "Райт-Циклон 3350".

Реактивный мотор РД-1, немецкий Jumo-001, позже советы купили у Англичан RR "Дервент и Нин".

Мотор М-82, ставился сами знаете на кого. Точных данных о копировании и лицензии нет.

Вся история этого мотора уходит к 39 году, когда Поликарпов предложил закупить немецкий двигатель BMW-801 и производить его по лицензии, и возникает задание на создание нового 14-цилиндрового двух рядного радиального мотора. 

Я пока склоняюсь к версии что М-82 это своя разработка, но с оглядкой на BMW-801(насколько знаю в 40 году, были куплены несколько моторов BMW-801 для изучения возможности лицензионного производства). Координальная разница у них, это система охлаждения, у немца был принудительный поток от вентилятора плюс кольцевой маслорадиатор. У М-82 были обычные створки и обычный маслорадиатор внизу капота. Немец на поздних версиях держал почти 2000 сил(со впрыском MW), а 82-ой, только 1800.

По поводу М-11 ничего сказать не могу, похоже на свою разработку, но в 20-ые многие фирмы создавали подобные конструкции, только обычно делали 7 цилиндров.

Итого всего два мотора не имеют прямых следов копипаста.

 

Сейчас могут посыпаться обвинения в антисоветчине том что не только у нас копипастили чужие конструкции. Те же ЯПонцы и Итальянцы тоже копировали западные конструкции.

Но я напомню о том что да, ЯПонцы перед войной действительно копировали иностранные конструкции моторов. Однако в годы войны у них было разработано и множество своих уникальных конструкций где нельзя найти западный прообраз, фирмой "Накадзима" и "Митцубиши", они создали 2000 сильный мотор.

С Итальянцами ситуация тоже интересная перед войной они создали множество своих разработок фирмами Альфа Ромео и Фиат. Только к началу войны они почему-то отказались от разработки новых собственных радиальных моторов и решили производить по лицензии немецкий мотор DB-601 а позже 605-ый.

Таким копипастом чужих конструкций как союз никто больше не занимался(нет, вру, подобным занимаются сейчас Китайцы). Тут и французкие, американские, немецкие моторы прослеживаются. Даже хотели попробывать производить Английский "Мерлин", но не получилось, слишком сложный оказался.

 

 

 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата

На нём довольно быстро был налажен выпуск столь нужного стране двигателя М-25, усовершенствованной версии американского «Wright» R-1820-F3 «Cyclone»

В корне не согласен с фразой, М-25 не был "усовершенствованной версией" Циклона. А был лишь его копией. 

Более того где-то читал о том что первый полет И-16 выполнил с американским "Циклоном".

Усовершенствованной версией(если это так можно назвать) был М-62, и то опять же все это усовершенствование сводилось к адаптации под советскую промышленность и более худший отечественный авиабензин.

Тот же американский "Циклон" поздних версий с нагнетателем и ТК, спокойно выдавал 1200-1300 сил(была даже версия на 1400 сил). В то время как М-62 остановился на 1000-1100 силах. Причем дальнейшая форсировка была невозможна, не выдерживал картер, обрывались шатуны, и так с конструкции начала 30-ых, выжали все.

Цитата

Апофеозом поршневого двигателестроения стал АШ-2ТК мощностью 4300 л.с., состоящий из шести блоков

Крайне утопичный двигатель как и все многоблочные конструкции, его так и не пустили в серию, он едва на стенде отрабатывал. Тем более в то время популярность набирали реактивные моторы и такой мотор был по сути, лишним.

Единственные кто как-то смогли построить многоблочный поршневой двигатель были Американцы с эпичным "Пратт Уитни" R4150(4-рядная звезда, 28 цилиндров, мощность 3500). И Англичане со своим Napier Sabre (4 блока, 24 цилиндра, мощность 2400).

Но "сейбр" быстро заменили "центариусом" а потом перешли на реактивные, а вот R4150 продолжительное время летал на гражданских авиалайнерах и его можно назвать успешной многоблочной конструкцией.

Да и еще АШ-2ТК был, не шестиблочным, а четырех!

Это была попытка соединить два АШ-82(М-82) между собой. Но как показала практика такие попытки спаривания двух моторов ни к чему хорошему не ведут. Это ни немцы(со своими DB606) ни Американцы (со своими Х-образными "аллисонами") не смогли сделать.

 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу