Перейти к содержимому

Windows Mixed Reality


Решил начать новую тему, посвящённую шлемам виртуальной реальности из семейства Microsoft Mixed Reality. Свои первоначальные впечатления от Lenovo Explorer я уже описывал вот здесь, но с тех пор прошло почти полгода и давно уже назрела потребность как в более подробном обзоре, так и в отдельной теме. Сразу скажу, что Lenovo — мой первый опыт общения с HMD, поэтому сравнивать мне не с чем.

Используемые в тексте сокращения и термины:

Скрытый текст
  • MMR — Microsoft Mixed Reality, семейство шлемов виртуальной реальности, а также одноимённая платформа от Майкрософт для разработки приложений виртуальной и изменённой (смешанной) реальности.
  • WMR — Windows Mixed Reality, альтернативное название предыдущего.
  • HMD — Head-Mounted Display, наголовный дисплей, он же шлем (или очки) виртуальной реальности.
  • ШВР — Шлем Виртуальной Реальности, русскоязычная аббревиатура.
  • трекинг — отслеживание перемещений головы (или рук) пользователя в пространстве.

 

Прежде всего пара слов об особенностях этой линейки ШВР. В линейке несколько устройств от разных производителей (на текущий момент их шесть: Acer, Asus, Dell, HP, Lenovo и Samsung), все они немного отличаются друг от друга конструктивными особенностями, разрешением дисплеев и ценой, но все построены по одному и тому же принципу и поставляются в комплекте с фирменными контроллерами движений (манипуляторами). Основной идеей, объединяющей устройства линейки (помимо их единой платформы MMR, разумеется), является то, что весь трекинг (как собственно шлема, так и ручных манипуляторов) осуществляется при помощи двух встроенных в забрало ШВР камер, поэтому устройства получаются относительно дешёвыми (поскольку не нужно платить за дополнительные камеры, коммутационные узлы и прочее оборудование) и простыми в подключении (нужно только два свободных разъёма: HDMI на дискретной видеокарте и USB 3.0 на материнской плате, а в качестве операционной системы на компьютере должна быть установлена Windows 10). Минусом же данной схемы является то, что вне поле зрения камер шлема движение манипуляторов не отслеживается — поэтому, например, завести руку за спину и "стрелять" там по противникам вслепую не получится. Также для нормальной работы трекинга самого шлема необходимо, чтобы в комнате было достаточно света, а сама обстановка была достаточно разнообразной, чтобы камеры были в состоянии выявить для себя ориентиры для отслеживания.

Требования к системе:

Скрытый текст
  • Windows 10 Fall Creators Update (версия 1709 или выше) — домашняя, профессиональная, для бизнеса, для образовательных учреждений.
  • 8 (лучше 16) Гб оперативной памяти DDR3 или выше.
  • Дискретная видеокарта порядка GTX 970 (лучше GTX 1070) с одним свободным HDMI 2.0.
  • Свободный USB 3.0 на материнской плате с запасом питания по шине 5V (см. ниже).
  • Bluetooth-адаптер (встроенный или внешний) версии 4.0+ для подключения контроллеров движений.

Важные ссылки:

Скрытый текст

 

В своём первоначальном отзыве по Lenovo Explorer я писал, что продукты линейки WMR ещё достаточно сырые и чтобы всё настроить и запустить, мне потребовались активные танцы с бубном. Так вот, первое не вполне соответствует реальному положению дел, но обо всём по порядку.

Майкрософт постаралась максимально облегчить пользователям установку и настройку устройств WMR. Прежде всего, вы проверяете возможность установки с помощью бесплатной утилиты Windows Mixed Reality PC Check, которая скажет вам, подходит ли ваша система для WMR и если нет, то что вам надо улучшить/заменить. Если всё в порядке — вы подключаете шлем, Windows автоматически устанавливает на компьютер необходимые драйвера и ПО, и спустя несколько минут вы уже сидите в VR и проходите курс молодого бойца по освоению нового пространства. После этого вы запускаете (или он запустится самостоятельно) Портал смешанной реальности и попадаете в Mixed Reality Home (Дом смешанной реальности) — единую настраиваемую оболочку виртуальной реальности MMR, где вы можете начать обустраивать своё виртуальное жилище (кому оно надо, это другой вопрос, но такая возможность есть). Далее вы прямо в своём новом виртуальном доме можете залезть в Windows Store и начать транжирить свои кровные на виртуальные развлечения (предупреждаю, что цены там конские, а ассортимент пока что весьма скромен).

Следующий шаг — подключение WMR к Steam. Для этого вам потребуется установить Steam VR, при этом должна автоматически установиться Windows Mixed Reality for Steam VR (которая пока что находится на стадии открытой беты). После установки вы запускаете Steam VR и попадаете в ещё один виртуальный дом, только на этот раз он относится к Steam. И вот теперь вы вольны запускать любые VR-игры, имеющиеся у вас на компьютере, даже если они не значатся в вашей библиотеке Steam — главное, чтобы они работали через интерфейс Steam VR. Т.е. теперь вы смело можете запускать War Thunder (даже если он у вас не установлен через Steam), жать заветную галочку "режим VR" и идти любоваться на Тундру через забрало виртуального шлема.

Итого, алгоритм запуска на WMR игр, поддерживающих Steam VR, таков:

Скрытый текст
  1. Запускаем Портал смешанной реальности.
  2. Запускаем Steam VR в Steam.
  3. Запускаем саму игру.

При этом надо иметь в виду, что, если вы запустите VR-игру для Steam VR сразу, без предварительных шагов, то у вас в любом случае сначала запустится Портал, затем Steam и Steam VR, а только после всего этого уже запустится сама игра. И, конечно, в этот момент тормозить всё будет безбожно, поскольку идёт очень активное обращение к дискам.

 

Теперь, пожалуй, стоит упомянуть о подводных камнях, на которые можно натолкнуться при установке/настройке WMR. В моём случае я их собрал порядочно. Дело в том, что, даже если утилита проверки WMR PC Check говорит, что система полностью подходит для установки WMR, она никак не может определить, достаточно ли у вас запаса мощности блока питания. У меня перед установкой стоял 550 Ватт, который питал i5 3550, мать на чипсете Z77, видеокарту GTX 970 и 8 Гб памяти DDR3. Это всё нормально работало, но, как выяснилось, запаса питания по шине +5V у меня уже не оставалось. В ходе установки мне сначала пришлось докупить карту расширения с 4 портами USB 3.0 и дополнительным разъёмом под питание (я подумал, что порты на мат. плате не могут обеспечить достаточное питание). Это мне позволило провести установку WMR, но шлем всё равно продолжал самопроизвольно отваливаться при простое, а после включения и загрузки компьютера запускался далеко не всегда и не с первого раза. И только замена БП на 775 Ватт помогла полностью решить проблему.

 

Поделюсь впечатлениями от использования шлема. Несмотря на то, что разрешение экранов у Lenovo Explorer значительно превышает таковое у нынешних "конкурентов" (1440x1440 на один экран у Lenovo против 1080x1200 у Oculus и HTC Vive или 960x1080 у PS VR), картинка остаётся пиксельной и чудес в этом плане ожидать не стоит. Так что для многих игр выставления достаточно высоких значений Supersampling в настройках Steam VR не избежать, а следовательно, нужна мощная видеокарта никак не меньше GTX 1070. Я свою GTX 970 в конечном счёте заменил на GTX 1080, и только после этого, выставив SS=1.8, смог нормально играть в Тундру — и проблемы с быстродействием пропали, и чёткость картинки в авиационных боях стала удовлетворительной.

У Lenovo Explorer очень удобно реализована возможность "поднять забрало" — т.е. откинуть "очки" шлема вверх, чтобы посмотреть на реальный мир. Насколько слышал, у пользователям шлемов с фиксированной конструкцией при этом приходится прибегать к различным извращениям разной степени эффективности, но тут с этим проблем нет. Да и одевать шлем с откинутым забралом на голову гораздо удобнее — надел, пристроил поудобнее, запустил всё, что тебе надо, запустил игрушку, опустил забрало и вперёд. 

Я ношу очки и у меня достаточно большой размер головы и самих очков, но они мне в шлеме совершенно не мешают. Вроде бы, это фирменная фишка всей линейки WMR — шлемы специально разрабатывались с прицелом на то, чтобы у очкариков не возникало никаких проблем с использованием шлемов.

Трекинг на Lenovo Explorer работает хорошо и чётко — главное, чтобы в комнате был достаточный уровень освещённости, чтобы камерам, встроенным в шлем, хватало света для различения ориентиров. Но тут есть свои особенности. Поскольку трекинг полностью осуществляется двумя встроенными в забрало шлема камерами, при значительном изменении освещённости (днём естественный свет из окна, вечером и ночью — искусственный от ламп) шлем при начале использования просит определить ориентиры — т.е. сначала посмотреть по сторонам, а затем под ноги. Также трекинг иногда сбивается при резком переключении источников света в момент игры, но тут помогает простая центровка нажатием клавиши. Далее, для уверенной работы трекинга необходимо, чтобы в обстановке комнаты было достаточное количество различимых деталей — например, в комнате с минимумом обстановки и с однотонными полом, стенами и потолком отслеживание движений наверняка будет либо сильно затруднено, либо вообще невозможно.

Я не пробовал настраивать шлем для игры в режиме "большой комнаты" — только сидя или стоя, поскольку место, где у меня стоит компьютер, не способно предоставить достаточно свободного пространства. Поэтому я не могу сказать, насколько хорошо работает трекинг в режиме перемещения по комнате, а также того, насколько хватает длины четырёхметрового провода ШВР.

Странная и непонятная особенность всей линейки WMR сейчас заключается в том, что межзрачковое расстояние у них регулируется только через панель управления, "Смешанная реальность" → "Отображение гарнитуры", пункт "Калибровка". Однако шкала позволяет регулировать расстояние в пределах от 59 до 67 мм. Есть недокументированная возможность выставить любое расстояние через реестр, но по моим ощущениям, это не работает. Во всяком случае, я не заметил никакой разницы между максимально доступными штатно 67 мм. и установленными через реестр 71 мм, которые подходят для меня. Впрочем, не могу сказать, чтобы я испытывал какие-то особые неудобства из-за этого. Хотя должен признать, что в случае, если не играешь в VR неделю подряд или дольше, после этого глазам приходится некоторое время вновь привыкать к шлему — сразу слишком долго играть нельзя, глаза устают.

medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1) Чем отличается шлемы MS mixed reality от Virtual Reality (PSVR, Oculus, HTC vive)? Плюсы и минусы?

2) Какйо сейчас вообще самый лучший шлем для ПК и почему?

Спасибо!

medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

12 минуты назад, *SUGATA_RUS сказал:

1) Чем отличается шлемы MS mixed reality от Virtual Reality (PSVR, Oculus, HTC vive)? Плюсы и минусы?

2) Какйо сейчас вообще самый лучший шлем для ПК и почему?

  1. Отличия описаны в тексте. Различная конструкция, большее разрешение экранов у WMR, меньшая цена, меньше нужно свободных портов для подключения.
  2. Я не являюсь специалистом по VR и не участвую в разработке этих устройств. На текущий момент WMR, пожалуй, по совокупности характеристик являются самым удачным выбором, но рынок VR-шлемов, фактически, только начал развиваться и новые, более совершенные устройства будут выходить регулярно. Так что едва ли кто-то сможет с большой уверенностью сказать, какая ситуация на рынке будет через год, тем более через два.
medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели/недель) спустя...

Чтобы понимать отличия надо пользоваться плотно обоими девайсами.
Важные различия HTC Vive vs Lenovo Explorer:
1. Реально чувствуется улучшеное разрешение Lenovo по сравнению с HTC.
2. Lenovo легче и удобнее (можно поднимать экран не снимая держалку).
3. Угол обзора у HTC Vive заметно выше. У Lenovo черные рамки по краям экрана.
4. Контроллеры Lenovo требуют Bluetooth адаптер на компе.
5. Для Lenovo не нужны ни камера как в Окулусе, ни lighthouse base stations как для Vive.
5. Цена

medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

47 минут назад, LionbI4 сказал:

Чтобы понимать отличия надо пользоваться плотно обоими девайсами.

Ага, т.е. ты таки обзавёлся Леново? Сколько уже юзаешь? Проблем при установке не возникло?

medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

16 минут назад, Me4huk сказал:

Ага, т.е. ты таки обзавёлся Леново? Сколько уже юзаешь? Проблем при установке не возникло?

Да, со вчерашнего дня. Теперь у меня есть GearVr новый с джоем и старый, HTC Vive, HTC Vive wireless, Lenovo Explorer, (Oculus Rift был)
Проблем не было, всё нормально встало. War Thunder ещё не играл.

medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели/недель) спустя...

Поиграл. Трекинг головы лучше чем в окулусе и в htc vive. Вообще никаких проблем. В окулусе если сильно головой двигать - можно вылезти за пределы видимости камеры (если она одна). Например если смотришь чисто назад - камера может потерять окулус, и движения головы уже не отслеживается (вроде исправляется установкой второй камеры, покупать отдельно)
Зум вперёд делается так - отодвигаешься назад, нажимаешь кнопку центровки, пододвигаешься вперёд. В итоге ты почти в упор к стёклышку прицеливания. Когда летаешь чувствуешь себя немного читером. Приборы читаются заметно лучше чем в HTC Vive и Окулус.
Процент промахов очень низкий - все самолёты сбриваются попадая в прицел. Летал на Як-3, Як-9Т и Ла-5ФН. На Ла-5ФН можно подробно рассмотреть переднее бронестекло и хорошо почувствовать его толщину. Круто после большого перерыва снова надеть шлем, причем более высокого качества.

Когда одеваешь первый раз - иногда один глаз видит размыто, другой нормально. Это значит надо настроить расстояние между зрачками - "Set the visual quality..." в Старте и там настройки Calibration.

medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть один важный плюс у семейства Microsoft Mixed Reality шлемов: можно использовать джойстик, чтобы смотреть на 6. Т.е. можно поворачивать камеру в игре без поворота головы в реальности.

Как: https://docs.microsoft.com/en-us/windows/mixed-reality/enthusiast-guide/using-steamvr-with-windows-mixed-reality

medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

15 минут назад, LionbI4 сказал:

Есть один важный плюс у семейства Microsoft Mixed Reality шлемов: можно использовать джойстик, чтобы смотреть на 6. Т.е. можно поворачивать камеру в игре без поворота головы в реальности.

Как: https://docs.microsoft.com/en-us/windows/mixed-reality/enthusiast-guide/using-steamvr-with-windows-mixed-reality

В смысле, ты имеешь в виду, через модификацию настроек WMR4SteamVR? Ну, на манипуляторы-то это подействует, но что-то я сомневаюсь, что это сработает с другими джойстиками. Т.е. чтобы повернуть поле зрения, нужно будет взять в руку манипулятор, следовательно, снять руку с текущего устройства управления.

medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Me4huk сказал:

В смысле, ты имеешь в виду, через модификацию настроек WMR4SteamVR? Ну, на манипуляторы-то это подействует, но что-то я сомневаюсь, что это сработает с другими джойстиками. Т.е. чтобы повернуть поле зрения, нужно будет взять в руку манипулятор, следовательно, снять руку с текущего устройства управления.

Кроме манипуляторов, можно на Xbox контроллере сделать. На счет других джойстиков не известно.
А во в SteamVR тоже можно этой штукой:
https://github.com/matzman666/OpenVR-InputEmulator/releases

medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, LionbI4 сказал:

А во в SteamVR тоже можно этой штукой:
https://github.com/matzman666/OpenVR-InputEmulator/releases

Во, вот это уже что-то конкретное. Это, возможно, даже сработает на любом устройстве ввода.

medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, Me4huk сказал:

Во, вот это уже что-то конкретное. Это, возможно, даже сработает на любом устройстве ввода.

Я смогу проверить только на выходных, так что если заработает - пиши.

medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нам пришел шлем Acer от Микрософта (бесплатно, как разработчикам). Отпишусь на тему разницы Lenovo и Acer.

medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всем доброго утра! Есть вот такая вот проблема: Похоже на телефоне невозможно сделать шесть степеней свободы. В прямолинейном движении ни гироскоп, ни компас реагировать не будет! Перепробывал вчера кучу программ и вариантов, три степени свободы и всё... А одевать снова кепку со светодиодами тоже не вариант, так как в VR очках  движение головы в реале и движения в игре нужно делать один к одному! но в этом случае при повороте головы градусов так на 30 трекер будет намертво зависать из-за потери из видимости одного из светодиодов ((( Может кто знает, как решить этот вопрос?

medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели/недель) спустя...
В 4/25/2018 в 16:47, LionbI4 сказал:

Нам пришел шлем Acer от Микрософта (бесплатно, как разработчикам). Отпишусь на тему разницы Lenovo и Acer.

Acer шлем менее удобный по сравнению с Lenovo - неудобная крепилка сзади такая acer-mixed-reality-headset-gdc-hero.jpg?

У Lenovo удобный ролик крутишь, чтобы сделать шире-уже. В остальном отличий от Lenovo нет.

medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...
В 16.05.2018 в 16:44, LionbI4 сказал:

Acer шлем менее удобный по сравнению с Lenovo - неудобная крепилка сзади такая acer-mixed-reality-headset-gdc-hero.jpg?

У Lenovo удобный ролик крутишь, чтобы сделать шире-уже. В остальном отличий от Lenovo нет.

У нормального асера, а не для разработчиков, сзади тоже крутилка ;)

ACRVR2_6.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И если уж смотреть в сторону WMR, то лучше взять Samsung. Да, цена будет выше.

Изменено пользователем a___k___s

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

7 часов назад, a___k___s сказал:

У нормального асера, а не для разработчиков, сзади тоже крутилка ;)

 

 

о, пасибо за инфу

medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца/месяцев спустя...

Кому интересно и кто понимает английский: краткий обзор новинок, которые появятся в WMR вместе с выходом Windows 10 Fall 2018 update (обновление, получившее обозначение "версия 1809").

Если вкратце, то значительная часть новых возможностей предполагает активное использование встроенных в шлем камер. Среди прочего, можно будет:

  • разместить в быстрой панели или прямо в Cliff House апплеты-ссылки, напрямую запускающие установленные приложения SteamVR;
  • ограничить моментальный переход в Cliff House из VR-приложения посредством нажатия кнопки Windows;
  • "заблокировать" поиск и обновление личного пространства при каждом запуске WMR;
  • настроить распознавание шлемом физических предметов в окружающем пространстве с помощью специальных QR-меток;
  • транслировать картинку ограниченной области окружающего пространства прямо в WMR по желанию.
medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Круто, спасибо.
Тем временем пришел Samsung Odyssey. Теперь такой зоопарк: http://take.ms/fAZFP

Odyssey тяжелее, картинка ОЧЕНЬ качественная, наушники очень удобные. Шлем наверх не поднимается, но отодвигается вперёд. Долго в шлеме сидеть комфортно.

medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тем временем я тут наконец разобрался, как можно захватывать видео игрового процесса в SteamVR-приложениях: отлично работает связка OBS studio и плагин OpenVR input plugin. С учётом того, что в OBS studio можно задействовать аппаратное кодирование на NVidia- или AMD- чипсетах, решение получается вполне себе вровень с ShadowPlay. Я тут по этому поводу возобновил публикацию видео полётов в Тундре и создал отдельный плейлист для VR.

 

P.S. Кстати, для Steam есть ещё отдельная бесплатная программа VR Capture, но её я не пробовал пока. Связка OBS и плагина меня вполне устроила.

medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 01.10.2018 в 15:28, LionbI4 сказал:

Тем временем пришел Samsung Odyssey. Теперь такой зоопарк: http://take.ms/fAZFP

Ссылка не работает. )

medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Блок питания вполне возможно подойдет и 550. Только он должен иметь сертификат минимум Gold. Чем выше сертификат, тем лучше блок питания держит заданные значения.

medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

15 минут назад, *Koshka_RU сказал:

Блок питания вполне возможно подойдет и 550. Только он должен иметь сертификат минимум Gold. Чем выше сертификат, тем лучше блок питания держит заданные значения.

Конечно, многое зависит от модели БП. Дело не только в сертификации, разные модели — разные суммарные мощности по разным шинам питания. Но вообще, всё-таки, лучше всегда брать БП с запасом на будущее, когда есть возможность.

medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

43 минуты назад, Me4huk сказал:

Ссылка не работает. )

Поломалось что-то. https://monosnap.com/file/YWNVC7Cl1ZiXAyNZ9jzHP2gm7nhGig

medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

×
×
  • Создать...