_Polkovnik

Измерение высоты, скорости, скольжения и вообще какие приборы нам нужны в полете.

Для начала разберемся как производятся основные измерения, а также попробуем разобраться какие приборы нам будут нужны в полете при пилотировании с видом из кабины. Для примера взята кабина Ю-87, но стандартный набор приборов есть на любой кабине самолета. Поэтому прочитав тему найти их на панели вашего самолета не составит большого труда.

ИЗМЕРЕНИЕ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА

Высотой полета называется расстояние по вертикали от самолета до некоторого уровня, принятого за начало отсчета высоты.

0401.png

Истинная высота (Нист) отсчитывается от земной поверхности, над которой пролетает самолет.

Относительная высота (Нотн) отсчитывается от некоторого условного уровня (например, аэродрома).

Высота эшелона (Нэш) отсчитывается от уровня с давлением 760 мм рт.ст.

Абсолютная высота (Набс) отсчитывается от уровня моря.

Для определения высоты на самолетах устанавливаются барометрические высотомеры. Они позволяют определить высоту полета относительно уровня давления атмосферы (изобарической поверхности), величина которого установлена на шкале давления высотомера, т.е. относительную высоту.

Принцип работы барометрического высотомера основан на измерении атмосферного давления, меняющегося с высотой.

0402.png

Чувствительный элемент высотомера (мембранная анеро-идная коробка) с механизмом высотомера помещен в герметичный корпус, который трубопроводом соединяется с приемником статического давления, который размещается в неискаженном потоке воздуха. Атмосферное давление и сила упругости мембраны находятся в равновесии. При подъеме на высоту атмосферное давление уменьшается и анероидно-мембранная коробка под действием сил упругости расширяется. Расширение через систему шестерен и рычагов передается на стрелки, которые показывают высоту полета. Высота отсчитывается по шкале высотомера с помощью двух стрелок. Против большой стрелки отсчитываются десятки и сотни метров, против малой - тысячи метров.

ИЗМЕРЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ ПОЛЕТА

Для определения воздушной скорости применяют указатели скорости УС, в работе которых используется аэродинамический метод определения скорости. Принцип действия указателя скорости заключается в измерении скоростного напора, т.е. разности между полным и статическим давлением воздуха

.

0403.png

Давление набегающего потока воздуха измеряется с помощью манометрической коробки. Внутренняя полость коробки соединена трубопроводом с приемником полного давления, представляющего собой трубку, расположенную в неискаженном потоке воздуха и направленную против встречного потока воздуха. Чувствительный элемент (манометрическая коробка) помещена в герметичный корпус, сообщающийся с приемником статического давления воздуха. В полете на манометрическую коробку действуют полное и статическое давления. Разность этих давлений называется скоростным напором или динамическим давлением. Под действием скоростного напора манометрическая коробка расширяется и через систему рычагов и шестерен поворачивает стрелку указателя скорости.

Показания указателя скорости называют приборной воздушной скоростью, у нас в игре это "IAS". Эта скорость отличается от истинной воздушной скорости. Приборная и истинная воздушные скорости будут равны только при полете у земли в условиях стандартной атмосферы (Р=760 мм рт. ст. и температуре +15 градусов).

С увеличением высоты полета расхождения между приборной и истинной воздушной скоростями увеличиваются.

Приборная скорость характеризует не скорость перемещения самолета относительно воздуха, а величину скоростного напора на самолет. Поэтому приборная скорость определяет маневренные характеристики самолета: минимально допустимую скорость, максимальную эволютивную и т.д., то есть знание приборной скорости необходимо для грамотного пилотирования самолета.

Для самолетовождения и решения всех навигационных задач необходимо знать истинную скорость в игре это "TAS"

Аэродинамическим указателям скорости присущи инструментальные аэродинамические и методические погрешности.

Инструментальные погрешности возникают вследствие изменения упругих свойств чувствительного элемента (усталости металла) и несовершенства конструкции прибора. Эта погрешность определяется путем периодических проверок прибора.

Аэродинамическая погрешность возникает вследствие искажения потока воздуха в месте установки приемника воздушного давления. Эта погрешность определяется при испытаниях самолета. По результатам летных испытаний составляется таблица аэродинамических поправок, которая помещается на самолете. Аэродинамическая поправка прибавляется к показанию прибора (со своим знаком). V = Vnp + AV

Методическая погрешность возникает вследствие отклонения фактической температуры и давления воздуха от принятых в расчет при тарировке указателей скорости.

Учет инструментальной и аэродинамической погрешностей указателей скорости производится с помощью графиков или таблиц поправок, а учет температурных погрешностей - с помощью навигационной линейки.

V пр. испр = Vnp + V истр + АУаэро

УКАЗАТЕЛЬ СКОЛЬЖЕНИЯ

Указатель скольжения служит для выполнения координированного разворота без скольжения. Он является физическим маятником, показывающим направление кажущейся вертикали относительно нормальной оси самолета. Указатель скольжения состоит из изогнутой с малым радиусом и залитой жидким толуолом стеклянной трубки с шариком внутри.

0404.png

В горизонтальном полете без ускорений на шарик действует только сила тяжести Р. Под действием этой силы шарик занимает нижнее среднее положение, соответствующее направлению вертикали. При развороте самолета на шарик, кроме силы тяжести, действует центробежная сила F, которая стремится отклонить шарик от направления вертикали. При координированном развороте шарик будет находиться в центре фубки. При некоординированном развороте (со скольжением) шарик под влиянием равнодействующей силы тяжести и центробежной силы будет отклоняться от среднего положения в сторону скольжения.

ВАРИОМЕТР

Вариометр предназначен для измерения вертикальной скорости самолета, т.е. скорости подъема или снижения. В основном он применяется для контроля горизонтального полета. При горизонтальном полете стрелка показывает 0, что свидетельствует о неизменности высоты.

Принцип действия вариометра основан на измерении разности давлений в корпусе прибора и в манометрической коробке. Корпус прибора герметичен и через капиллярную трубку сообщается с трубкой статического давления. При

наборе высоты или снижении статическое давление изменяется, но так как корпус прибора соединен с трубкой статического давления через капилляр, то изменение давления в корпусе прибора происходит с некоторым опозданием. Разность давлений тем больше, чем больше скорость набора или снижения высоты. Под действием разности давлений манометрическая коробка прогибается и через систему передаточного механизма поворачивает стрелку, которая показывает скорость подъема или спуска. Шкала вариометра отградуирована в метрах в секунду.

0405.png

Основные приборы используемые в полете

Компасdcb53d74ab0f.jpg

Компас показывает курс самолета то биш куды вы летите, на нем можно увидеть разбиение циферблата как N,W,S,E так и просто градусы от 0 до 359. N - север или 0 градусов, если смотреть на карту в Ил-2 то это верх. W - запад или 270 градусов, если смотреть на карту то это лево. S - юг или 180 градусов, если смотреть на карту то это низ. E - восток или 90 градусов, если смотреть на карту в иле это соответственно право. В комбинации N, W, E, S дают соответственно промежуточные между сторонами света направления т.е. NE - северо-восток - 45 гр. NW - северо-запад - 315 гр. SE - юго-восток - 135 гр. SW - юго-запад - 225 гр. Эти 8 направлений в градусах вы должны знать как «отче наш».

Топливомер

cc3c6270aeec.jpg

Показывает количество топлива на борту. Полезная вещь, но можно обойтись и без него, ориентируясь по времени полета. Но вот когда вам сделают дырки в баке, то просто не заменимая штучка.

Индикатор скорости полета

3a09d67aaecf.jpg

Показывает приборную скорость (IAS). Скорость на самолетах меряется по набегающему потоку воздуха, проще говоря стоит датчик и меряет на сколько сильно поток давит. Т.е. можно сказать, что приборная скорость это скорость самолета относительно потока воздуха, тут есть несколько нюансов. Во-первых, на разных высотах плотность воздуха разная и давит он по-разному. Поэтому есть специальная таблица перевода приборной скорости в истинную (TAS). TAS - истинная скорость самолета относительно потока воздуха с учетом плотности воздуха (т.е. высоты и температуры) У земли IAS и TAS практически равны. Но чем больше высота, тем больше между ними расхождение. В большинстве навигационных задач пилотов и штурманов интересует даже не IAS и TAS , а путевая скорость (т.е. скорость относительно земли). Дело в том что в реале IAS, TAS и путевая скорость в большинстве случаев не равны. Например самолет летит на встречу сильному ветру, в этом случаи TAS будет больше чем путевая скорость, т.е. относительно воздуха самолет движется быстрее чем относительно земли.

Высотомер (альтиметр)

959606f609f4.jpg

Показывает высоту над уровнем моря. Следует учитывать, что в те славные времена радиовысотомеров не было, и высотомер барометрический, т.е. тупо меряет давление воздуха за бортом и на основании этого выдает высоту, т.е. если вы летите в горах на высоте например 1000м, вполне реально воткнуться в гору.

Часы

Очень важный для навигации и контроля за остатком топлива прибор да и вообще за временем следить надо :Ds

Указатель оборотов двигателя (тахометр)

По этому прибору можно переключать ступени нагнетателя не зная точной высоты, на которой надо переходить на следующую ступень нагнетателя. Делается это довольно просто примерно после высоты 2 км переключите нагнетатель на следующую ступень внимательно смотря на данные приборы, если обороты увеличатся значит с высотой переключения вы угадали, если не увеличатся то можно переключится назад на первую ступень и продолжить подъем и попробовать переключится чуть повыше. На штуке переключение нагнетателя происходит на высоте 2800 м. По тахометру так же видно убитый двигатель – в горизонтальном полете обороты падают.

Индикатор скольжения

48940f9559aa.gif

Теоретически нужен для того, что бы более чисто без скольжения выполнять маневры, с помощью него так же можно правильно оттриммировать самолет на нужной скорости, чтобы отсутствовало скольжение, при дальних перелетах помогает – реже корректировать отклонения от нужного курса приходится.

Указатель вертикальной скорости (вариометр)

ce58aea61bc0.gif

Показывает вертикальную скорость самолета, т.е. поднимается самолет или теряет высоту. Помогает оптимально набирать высоту. Т.е. даже не зная ТТХ самолета можно найти такую скорость полета, на которой вертикальная скорость будет максимальна.

007066b9a4f197853f679bca14b6ee564c778390.jpg

резерв

Резерв

  • Вверх 22
medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Слишком много картинок в 1 посте - по мнению форумного движка, последние картинки не отображаются.

Предлагаю убрать малопонятные картинки (вроде структурных схем приборов) и будут доступны тогда все изображения шкал.

А в целом очень интересно, спасибо :)

Изменено пользователем usolo

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И-16

i16_139.jpg

1) Тахометр на 3000 об/мин.

2) Трехстрелочный индикатор.

3) Термопара.

4) Мановакуумметр (наддув).

5) Бензиномер.

6) Заливной насос запуска мотора.

7) Трехходовой кран.

8) Переключатель магнето.

9) Кнопка стартера.

10) Стопкран.

6. Приборы аэронавигационные

1) Указатель скорости на 600 км/час.

2) Указатель поворота.

3) Двухстрелочный высотомер.

4) Компас КИ-6.

5) Часы АЧО.

6) Вариометр.

7) Указатель отклонения закрылков.

ТУ-2

tu2_06.jpg

tu2_07_2.jpg

tu2_08_2.jpg

  • Вверх 3
medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

МЕ-109
Rle_bf109e-cocpit.jpg

 

  • Топливный кран
  • Ручка аварийного сброса откидной части фонаря 
  • Выключатель массы 
  • Магнето
  • Альтиметр (Указатель высоты)
  • Магнитный компас
  • Часы с секундомером
  • Переключатель затемнения прицела
  • Рычаг управления шагом винта
  • Указатель наддува
  • Таблица девиации 
  • Тахометр (Указатель оборотов двигателя)
  • Индикатор шага винта
  • Светосигнальное табло положения шасси
  • Ручка переключения положения шасси
  • Механический индикатор положения шасси
  • Рычаг ручного топливного насоса
  • Ручка аварийного выпуска шасси
  • Указатель температуры воды
  • Указатель давления масла и топлива
  • Указатель температуры масла
  • Сигнальная лампа аварийного остатка топлива
  • Указатель остатка топлива
  • Указатель крена и скольжения ​
  • Ручка регулятора освещения кабины
  • Спидометр (Указатель скорости)
  • Прибор управления вооружением 
  • Ручка регулятора подсветки прицела
Изменено пользователем _Polkovnik
  • Вверх 1
medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ip2big.jpg

Приборная доска Lancaster I PA474 из музея Britain Memorial Flight's.

(RAF Coningsby Photographic Section/ Crown Copyright)

1 Указатель скорости; 2 Авиагоризонт; 3 Вариометр; 4 Высотомер; 5 Индикатор курса; 6 Индикатор поворота и скольжения; 7 Акселерометр (Указатель вертикального ускорения); 8 Сигнализатор положения шасси; 9 Компас; 10 Освещение кабины; 11 Индикатор гиро компаса; 12 Выключатели магнето (катушки зажигания); 13 * Индикатор наддува; 14 Индикатор RPM (Обороты в минуту); 15 Кнопки запуска двигателей; 16 Выключатель электромагнитного клапана наддува; 17 Лампы-кнопки противопожарной системы (закрыты крышкой); 18 Выключатель выпуска закрылков; 19 Вакуумный индикатор; 20 Индикатор выпуска закрылков; 21 Вакуумный переключатель (только для двигателей 2/3); 22 Кнопки флюгирования воздушного винта; 23 Сигнальные лампы "Пожар" двигателей; 24 Кнопки тушения пожара; 25 Индикатор пневматической системы и тормозов; 26 Ключ азбуки Морзе с сигнальной лампой; 27 Выключатель заслонки радиатора; 28 Пульт УКВ радиостанции с цифровым набором;

* BOOST (ДАВЛЕНИЕ НАДДУВА) - коэффициент давления наддува соответствует увеличению плотности нагнетаемого воздуха по сравнению с атмосферным давлением.[/size]

ip2.jpg

Изменено пользователем polkovnik
  • Вверх 2
medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый автор, Мне очень хотелось бы узнать, как этими приборами пользоваться в игре. Я стараюсь научится летать из кокпита, и значение показаний многих приборов мне не понятны.

medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Полковник хорошая тема, но со 109 хорошо пошутил. Нумирация против маркированного списка ;)

medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Полковник хорошая тема, но со 109 хорошо пошутил. Нумирация против маркированного списка ;)

Да уж шутка удалась, жаль что сейчас нельзя, как раньше редактировать свое сообщение. Печаль :facepalm: 

medal medal medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отличная тема про необходимые приборы в полете. Спасибо.

medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тему закрепили бы и кстати куда делись все картинки приборов.

medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тема нужная, закрепил.

Понадобиться помощь по редактированию, обращайтесь ко мне или к i_vampire.

(или к любому супермодератору)

  • Вверх 2
medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Заметил что большинство стриммеров использует истинную скорость а не путевую. Считаю что это в некоторых случаях совершенно неправильно. Так как если вы знаете скорость сваливания, скорость флатера и оптимальную скорость климба определенного самолета и хотите правильно пользоваться этими данными, то нужно использовать приборную скорость. Истинная скорость на больших высотах будет вводить в заблуждение.

medal medal medal medal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Заметил что большинство стриммеров использует истинную скорость а не путевую.

 

ИМХО, автор оговорился. Конечно речь идет о приборной скорости, а не о путевой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А  на японские самолёты кто-нибудь сделать перевод может? А то неудобно как-то летать и смотреть на кучку вертящихся стрелочек

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А  на японские самолёты кто-нибудь сделать перевод может? А то неудобно как-то летать и смотреть на кучку вертящихся стрелочек

А чем Японские стрелочки отличаются от других? У всех приборы (будильники) одинаковые, только располагаются в разных местах..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А чем Японские стрелочки отличаются от других? У всех приборы (будильники) одинаковые, только располагаются в разных местах..

Беда в том, что на русском и английском языках подписи понятны, а иероглифы для меня загадка  :dntknw:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Беда в том, что на русском и английском языках подписи понятны, а иероглифы для меня загадка  :dntknw:

Мне кажется с опытом придет знание, ведь та же система си :). Я немного часов пока налетал на зерошке (нравится сволота такая), но со временем стал понимать часть приборов, не отключая, конечно, цифровые индикаторы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу