История
В ходе дальнейшей разработки истребителей серии Су-27 возникла необходимость во втором члене экипажа, лётчике-операторе, который мог бы взять на себя управление вооружением и системами навигации, а при необходимости имел бы возможность подменить основного пилота в дальних вылетах. Для разработки двухместного варианта была выбрана модификация Су-27УБ, которая, кроме нового рабочего места пилота-оператора, получила многочисленные улучшения бортовой авионики и систем управления вооружением.
В 1988 году машина поступила на испытания под обозначением Су-30. Из-за тяжёлой экономической обстановки было принято решение предложить новый истребитель иностранным заказчикам, первым из которых стала Индия. На базе одной из модернизаций истребителя для нужд Индии в начале 2010-х была разработана модификация для ВВС РФ — на испытания новая модель Су-30СМ прибыла в сентябре 2012 года, и уже в конце этого же года самолёты стали поступать в действующие части.
Су-30СМ в настоящий момент стоит на боевом дежурстве Воздушно-космических сил и Морской авиации Военно-морского флота Российской Федерации, а также стоят на вооружении Казахстана, Беларуси, Армении и Мьянмы.