Во второй половине сороковых годов стартовала разработка новых образцов военной техники, предназначенной для воздушно-десантных войск. Среди прочего, ВДВ нуждались в легких десантируемых артиллерийских самоходках. В кратчайшие сроки были предложены несколько подобных машин с разным вооружением. Одним из самых интересных образцов оказалась машина АСУ-57, разработанная в ОКБ-115.
Особенности конструкции
САУ получила сварной корпус с дифференцированным бронированием толщиной от 4 до 12 мм. Лобовая проекция прикрывалась крупным наклонным листом, над которым помещался т.н. фонарь – выгнутый щиток со смотровыми приборами. Для подвески под грузовой планер фонарь складывался поворотом назад и вниз. В лобовом листе имелась ниша под орудийную установку.
В корме корпуса справа вдоль борта монтировался бензиновый двигатель ГАЗ-М-20 мощностью 50 л.с. Трансмиссия включала коническую главную передачу, четырехступенчатую коробку передач ГАЗ-АА, два бортовых фрикциона и два однорядных бортовых редуктора. Управление двигателем и трансмиссией осуществлялось традиционным набором рычагов и педалей. Электросистема машины основывалась на генераторе ГБФ-4105.
Ходовая часть имела по четыре обрезиненных опорных катка с торсионной подвеской на каждом борту. Такой же каток без бандажа использовался как направляющее колесо. Ведущие колеса помещались сзади. Гусеницу собрали из траков, заимствованных у тягача Т-20 «Комсомолец».
В носовой части корпуса поместили станок для монтажа основного вооружения. АСУ-57 получила автоматическую пушку 113П калибром 57 мм, изначально создававшуюся для перспективных самолетов-истребителей. Орудие монтировалось со сдвигом назад, из-за чего через амбразуру выступала только ограниченная часть ствола с дульным тормозом. Ствол проходил через обитаемый отсек, а казенник находился рядом с моторным отделением.
Пушка 113П использовала автоматику на основе короткого отката ствола. Техническая скорострельность – 133 выстрела в минуту. Рядом с ее казенником слева помещался механизм подачи с ящиком для рассыпной ленты на 15 унитарных выстрелов 57х350 мм. Рядом находились два ящика на 16 и 20 снарядов. Нормальный боекомплект определялся в 31 выстрел, при перегрузке – 51 с размещением дополнительной ленты в отдельном коробе. Перезарядка после расходования первой ленты осуществлялась гидравликой. Следующая перезарядка требовала вмешательства экипажа.
По результатам испытаний АСУ-57 признали неудачной и не соответствующей требованиям армии. Опытную машину вернули на завод-изготовитель. Вскоре завершились сравнительные испытания нескольких новых образцов, и на вооружение приняли одноименную машину от завода №40.
В том же 1948 году ОКБ-115 предприняло попытку исправления недостатков и улучшения имеющейся САУ. Новые предложения реализовали на макете, а затем и в виде полноценного опытного образца.
Проект модернизации предусматривал отказ от полуоткрытого обитаемого отсека. Позади фонаря появлялась дополнительная броня, образовывавшая крышу рубки. Переделывались смотровые приборы в фонаре. Серьезное обновление прошли ящики для ЗИП и иного имущества, а также внешние крепления. Состав силовой установки сохранялся, но переделывались все вспомогательные агрегаты, вызвавшие нарекания на испытаниях.
Орудийная установка лишилась гидравлики и управлялась ручными механизмами. Угол склонения довели до -2° с возможностью увеличения до -5° за счет открытия люков над казенником. Гидравлику в механизме перезарядки пушки заменили пневматикой. Прицел ПБП-1А заменили изделием ОП-1 с увеличением. Внедрялись иные мелкие доработки.
АСУ-57 по-прежнему не имела пулеметного вооружения, но теперь пушку предлагалось дополнить ракетами. На корме планировалось монтировать легкую съемную пусковую установку на 30 реактивных снарядов РС-82. Управление пуском осуществлялось из-под брони или с выносного пульта.
Обновленная АСУ-57 сохранила прежние габариты, но потяжелела до 3,33 т. Пусковая установка для РС-82 добавляла 320 кг массы. Подвижность оставалась на прежнем уровне.
- За
- Против