Приветствую Тундровчане и Разработчики! Не так давно моя первая тема всплыла в обсуждении, чем я был приятно удивлен, ибо думал про неё забыли и забили.
В ней меня упрекали, что речь шла только о советских РЭБ. Они явно не понимали, что это не плёвое дело, тем более по такой теме.
В данном предложении я затрону западные системы РЭБ производства США, также поставлявшиеся и натовским странам. В найденных статьях говориться в том числе и об перспективных системах, но они бумага на данный момент. Сначала надо ввести классические РЭБ, а уже потом думать о лазерных системах)).
Погнали!
− AN/ALQ–99
Спойлер
“Для оснащения специализированного самолета РЭБ военно-воздушных сил США EF-111A используется вариант станции, получивший обозначение AN/ALQ-99Е. Эта станция включает в себя 10 передатчиков помех, размещенных внутри фюзеляжа самолета EF-111A. Отмечается, что это позволяет сохранить высокие аэродинамические характеристики самолета, а следовательно, дает возможность использовать его непосредственно для сопровождения ударных групп тактической авиации, в том числе и на сверхзвуковых скоростях. Приемник предупреждения об облучении, входящий в состав станции, размещается в верхней части хвостового стабилизатора, а антенны передатчиков помех — под фюзеляжем в обтекателе (его длина 4,9 м). Станция AN/ALQ-99fc способна создавать в непрерывном и импульсном режимах шумовые и имитирующие помехи радиоэлектронным средствам, работающим в диапазоне частот от 64 МГц до 18 ГГц. Средняя выходная мощность станции 1—2 кВт.”
“Станция AN/ALQ-99 размещается в 5 контейнерах, 4 из которых подвешиваются на подкрыльевых пилонах, а один — под фюзеляжем. В каждом контейнере находится 1—2 передатчика помех (в зависимости от перекрываемого поддиапазона). Комплект из 5 контейнеров включает в себя 8 передатчиков и позволяет перекрывать диапазон частот от 64 МГц до 10,5 ГГц.”
− AN/ALQ–119
Спойлер
"Разработано уже несколько десятков разных типов станций помех индивидуальной защиты самолетов тактической авиации. Одна из них — широко применяемая трехдиапазонная станция AN/ALQ-119. Первоначально ею планировалось оснащать самолет F-4, применявшийся в боевых действиях на Ближнем Востоке. В настоящее время эта станция используется также на самолетах А-10, F-15, F-16 и F-111. Станция способна создавать шумовые и имитирующие помехи радиоэлектронным средствам, работающим как в импульсном, так и в непрерывном режимах излучения в диапазоне частот 1,55—10,9 ГГц. В состав станции AN/ALQ-119 входят разведывательный приемник AN/ALR-69, находящийся внутри фюзеляжа самолета, а также ЭВМ и передатчики помех, размещаемые в подвесном контейнере (его габариты 3930Х X540X320 мм). ЭВМ производит анализ принимаемых сигналов и обеспечивает автоматическое управление мощностью, частотой и видом модуляции излучаемых помеховых сигналов, что позволяет осуществить наилучшее подавление полезных сигналов. "
“Контейнеры AN/ALQ-119 использовались на самолетах F-16A/B ВВС США, F-16 ВВС Египта, Норвегии и Турции. Носителями контейнеров также являлись самолеты A-7, A-10, F-4, F-15, F-111 и марокканские «Мираж» F.1.”
− AN/ALQ–131
Спойлер
"Станция радиоэлектронного подавления нового поколения AN/ALQ-131 способна создавать в широком диапазоне частот шумовые и имитирующие помехи в непрерывном и импульсном режимах работы РЛС наведения ЗУР и РЛС управления истребителями-перехватчиками. Система имеет в своем составе приемник предупреждения об облучении, ЭВМ, передатчики помех и автономный источник электропитания. "
"Контейнеры станции AN/ALQ-131, имеющие модульную конструкцию, выпускаются в нескольких модификациях. Различное сочетание модулей позволяет создать 16 вариантов системы с перекрытием от одного до пяти поддиапазонов частот. Наименьшую массу (136 кг) имеет однодиапазонная модификация. В ней приемник располагается внутри фюзеляжа самолета. Основным вариантом является трехдиапазонная модификация станции (масса 233,5 кг), размещаемая в контейнере длиной 2,8 м. Приемник и процессор размещаются в нижней части контейнера. Приемник и процессор пятидиапазонной модификации (масса 465 кг, габариты 4400X620X300 мм) также находятся в контейнере. Станция AN/ALQ-131 устанавливается на самолетах F-4, F-15, F-16, А-7 и А-10. Зарубежные специалисты отмечают, что станции РЭП, размещаемые в контейнерах, ухудшают аэродинамические характеристики самолетов. Кроме того, при этом сложно обеспечить развязку передающих и приемных трактов. Решить эту проблему планируют путем разработки аппаратуры РЭП, предназначенной для размещения внутри фюзеляжа. "
− AN/ALQ–135
Спойлер
Станция РЭП AN/ALQ–135(V) может одновременно и в соответствии с приоритетами
целей осуществлять постановку активных помех непрерывным, импульсным и импульсно-
доплеровским РЛС. Она способна генерировать шумовые и имитирующие помехи в диапа-
зоне от 2 до 20 ГГц. В состав станции не входит собственное приемное устройство, сигнал в
нее поступает от приемника предупреждения об облучении AN/ALR–56C, а на самолетах
F–15Е от БРЛС с АФАР AN/APG–82(V)1. Оконечным излучающим устройством станции яв-
ляются рупорные антенны [23].
− AN/ALQ–184
Спойлер
Фирма «Рейтеон» в конце 70-х гг. приступила к работам по цифровизации аппаратуры контейнера AN/ALQ-119(V)15. Новый контейнер получил обозначение AN/ALQ-184.
Контейнеры AN/ALQ-184 также известны в двух вариантах – коротком и длинным, геометрические размеры совпадают с размерами контейнеров AN/ALQ-119. Рабочий диапазон длинного контейнера остался прежним – от 2 10 ГГц. Мощность излучения аппаратуры короткого контейнера 6,4 кВА, длинного – 9,1 кВА. Масса длинного контейнера AN/ALQ-1849V)9 составляет 338 кг. Мощность излучения бортовой аппаратуры контейнера 6,4 – 9, 1 кВт. В состав контейнера AN/ALQ-184(V) MWS введены два приемника предупреждения о пусках ракет (из передней и задней полусфер) и два устройства отстрела ложных целей AN/ALE-40/47(V),
Контейнеры AN/ALQ-184 модификации (V)9 снабжены буксируемой ложной целью AN/ALE-50, часть электронных модулей заменены более современными, для обмена информацией с бортовой аппаратурой установлен двусторонний интерфейс Mil Std 1553B.
Контейнеры AN/ALQ-184 поставлялись только ВВС США (850 – 900 единиц) и Тайваня (порядка 80 в версии AN/ALQ-184(V)7). Носителями контейнеров AN/ALQ-184, помимо F-16 являются самолеты F-4, А-10 и С-130. По заказу ВВС Греции для самолетов F-16C/D блок 52+ разработан встроенный вариант аппаратуры контейнера AN/ALQ-184.
Проход на малой высоте F-16C с контейнером AN/ALQ-184(V) над ВПП авиабазы Эдвардс, 90-е гг.
Это буксируемый блок, работающий в связке с AN/ALQ-184.
− AN/ALQ–165
Спойлер
ASPJ способствует полноразмерной защите, повышая вероятность выживания отдельных самолетов. AN/ALQ-165 ASPJ — это автоматизированный модульный перепрограммируемый активный радиолокационный частотный (РЧ) глушитель, разработанный для обеспечения электронной самозащиты тактического самолета-носителя от различных угроз типа «воздух-воздух» и «земля-воздух». ASPJ был разработан для сортировки угроз, идентификации угроз и управления глушением в условиях плотного сигнала для противодействия многочисленным угрозам. Модульная архитектура поддерживает внутреннюю интеграцию с другими системами авионики/оружия в различных самолетах. ALQ-165, совместное предприятие Northrop Grumman и ITT Avionics, в настоящее время производится для самолетов F/A-18 и F-14 Корпуса морской пехоты США и ВМС США. ASPJ был выбран ВВС США для запланированной модернизации F-111 в конце 1980-х годов, хотя эта модернизация была отменена, когда ВВС США решили снять с вооружения свои F-111.
Базовая система состоит из пяти сменных узлов вооружения/заменяемых линейных блоков (WRA/LRU), которые включают два приемника, два передатчика и один процессор. Каждый WRA является взаимозаменяемым между различными тактическими самолетами. Дополнительные передатчики могут быть установлены на самолетах с большим поперечным сечением радиолокации для увеличения эффективной излучаемой мощности. Ключом к этой архитектуре являются установочные стойки WRA, которые по необходимости являются уникальными для конкретного типа самолета, на котором установлена система. Эти стойки включают множество многоконтактных разъемов, обеспечивающих интерфейсы между WRA ASPJ и между ASPJ и самолетом-носителем/другими системами.
ASPJ вошел в FSD в 1979 году и в LRIP в 1989 году. Пять этапов OT&E были проведены с системами ASPJ FSD в 1988 и 1989 годах. Летные испытания в диапазонах радиоэлектронной борьбы (EW) Министерства обороны проводились на F/A-18A и F-16A. Ключевые критерии эффективности и пригодности не были выполнены, и системы FSD не считались репрезентативными для производства. В 1990 году DAB согласился на пересмотренные меры эффективности ASPJ. Объединенный совет по надзору за требованиями (JROC) утвердил эти меры в августе 1991 года, а USD(Acquisition) одобрил Базовую линию программы приобретения (APB), включив их в декабре 1991 года.
Последующие этапы DT и OT, включая аппаратно-программные испытания и испытания на открытом воздухе, проводились с репрезентативными производственными системами и F/A-18C. Испытания были завершены в мае 1992 года с OT-IID (OPEVAL), состоящим из 301 вылета и 499,5 летных часов. DOT&E оценило ASPJ как неэффективный в эксплуатации, поскольку он не соответствовал пороговому значению требования для повышения выживаемости в сценариях надежных многоугрозов миссии ударной группы F/A-18, оснащенной ASPJ, по сравнению с базовой ударной группой F/A-18, не оснащенной ASPJ. DOT&E также оценило ASPJ как неподходящий в эксплуатации, поскольку он не соответствовал требуемым критериям надежности миссии или эффективности встроенного теста (BIT). Недостатки BIT были существенным фактором несоответствия требованиям надежности миссии.
Программа ASPJ была отменена, а производство прекращено. Достаточное количество ASPJ (около 100 систем) уже было поставлено для оснащения всего запланированного парка F-14D (модернизация наземной атаки). F-14D был специально оборудован для установки ASPJ, и было сочтено экономически нецелесообразным модифицировать самолет для установки еще одного постановщика помех самозащиты. В 2QFY93 ВМС получили разрешение на развертывание существующих систем ASPJ в контингенте F-14D при удовлетворительных показателях во время FOT&E в F-14D. Поскольку не требовалось никакого решения о производстве, а более осуществимой альтернативы самозащиты не было, ограниченные критерии эксплуатационной эффективности для ASPJ были сформулированы в критически важном эксплуатационном вопросе выживаемости F-14D как «Является ли F-14D более выживаемым с ASPJ, чем без него?».
В конце FY95 над Боснией был сбит самолет F-16 ВВС США с помощью ЗРК. Оперативный командующий срочно запросил развертывание экспериментальной системы самозащиты для повышения выживаемости F-16 и F/A-18C/D на боснийском театре военных действий. Хотя запрошенная система была успешно интегрирована в F-16 и сразу же стала доступна в ограниченном количестве, она не была совместима с F/A-18C/D. Единственной системой, быстро доступной для повышения выживаемости F/A-18C/D против угрозы интереса, была ASPJ. Развертывания F/A-18C/D в случае непредвиденных обстоятельств продолжались, поскольку началось развертывание F-14D, что привело к потенциально конкурирующим требованиям в ближайшей перспективе для доступных систем ASPJ. ASPJ был одобрен для экспорта после более ранней отмены программы ВМС, и производственная линия осталась открытой для выполнения иностранных военных заказов. Ассигнования на оборону в 1997 финансовом году предоставили 48,4 млн долларов с указанием, что ВМС закупят дополнительно 36 систем ASPJ с запасными частями и поддержкой. ВМС намерены использовать эти системы в качестве ротируемого пула для оснащения трех эскадрилий самолетов USN/USMC F/A-18C/D, развернутых передовым образом для операций в случае непредвиденных обстоятельств, тем самым не влияя на доступность ASPJ для т
− AN/ALR–94 затрагивать не буду ибо ставится на F-22 и F-35.
Авиационные передатчики помех одноразового использования.
Спойлер
Передатчики помех одноразового использования (ПОИ) изготавливаются на основе
монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона. Передатчики помех в виде переизлучателей
или ответчики с микропроцессорным управлением могут размещаться в аэродинамическом
корпусе стандартного пиропатрона, используемого авиационным автоматом выброса ди-
польных противорадиолокационных отражателей и ИК-ловушек. Основное их назначение
заключается в создании уводящих ответных помех приближающимся к самолету головкам
самонаведения управляемых ракет класса “воздух – воздух” и “земля – воздух”. В долго-
срочном плане в США проводятся поисковые разработки по созданию многоспектральных
ПОИ. Необходимость в устройствах, которые могли бы работать в нескольких участках ча-
стотного спектра, связана с появлением комбинированных радиолокационных головок само-
наведения для управляемых ракет, например сантиметрового и миллиметрового диапазона
волн. Такие устройства могут быть созданы на базе развивающейся технологии массового
производства дешевых монолитных сверхвысокочастотных (МСВЧ) интегральных схем, яв-
ляющихся базовыми электронными компонентами ПОИ [7].
//Забавный факт не верной реализации диполе в игре. Дело в том, что отстреленное поле диполей создают непроницаемую стену, через которую радар ничего не видит.
В игре же диполи работают как передатчики помех одноразового использования. Как некий активный блок, переводящий захват на себя.
К заключению. Основные типы помех американских РЭБ это шумовые и имитирующие помехи. По сути это тоже что и ответно-импульсная усилительного и генераторного типа и шумовая непрерывная помеха комплекса Гордении (за подробностями прошу в предыдущую тему). На данный момент не вижу смысла углубляться дальше так как для начало надо сформировать каркас для дальнейшего развитию механики.
Как я уже отмечал в прошлой теме. Многие помехи в игре уже реализованы как эффекты других механик. Их надо перевести из разряда “Баги, приколы, фэйлы” в разряд авиационных РЭБ))) и развивать!
Если есть что или чем дополнить, не стесняйтесь, только по существу! Вся инфа из открытых источников. Хотя по сути это не имеет значения так как мы говорим о природных помехах и явлениях, с которыми столкнулись конструктора мира при создании РЛС, которые имитируются аппаратурой.
Источники:
Спойлер
https://publishing.intelgr.com/archive/Mihaylov-RB.pdf?ysclid=ly2rwg3gjl409506298
Самолётные станции радиопомех | Dogswar.ru - Стрелковое оружие, военная техника, вооружённые силы мира
AN/ALQ-184 Electronic Attack Pod
http://home.tiscali.cz/falcon4/downloads/alq184.pdf
AN/ALQ-165 Airborne Self Protection Jammer (ASPJ)
https://web.archive.org/web/20110104044630/http://www.es.northropgrumman.com/solutions/alq135/assets/ALQ135.pdf
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=1&*=4yBXyCAFS7hcte%2FI634baHcNKF57InVybCI6Imh0dHBzOi8vd3d3LmZvcmVjYXN0aW50ZXJuYXRpb25hbC5jb20vQXJjaGl2ZS9kaXNwX3BkZi5jZm0%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&lang=en
- За
- Против