Всем доброго времени суток!
В этой теме, предлагаю поговорить о японском палубном бомбардировщике-торпедоносце Nakajima B5N2.
Этот самолет - мне понравился не меньше, чем Ki-43 Hayabusa.
Так же как и знаменитый “Сокол” - B5N2 оставил большой след, не только в истории развития японской авиации, но и мировой истории в целом.
B5N2
“Tora! Tora! Tora!”
中島 B5N2 /Nakajima B5N2 /Накадзима Б5Н2/
Армейское обозначение: 九七式艦上攻撃機 (морской палубный ударный бомбардировщик Тип 97 Модель 12).
Имя данное союзниками: Kate.
**История**
07:40
182 самолета первой волны под командованием
Мицуо Футида влетели в разрыв облаков над о. Оаху.
На острове было спокойно.
Футида выпустил ракету, чтобы показать, что атака оказалась внезапной.
Однако истребители не заметили первую ракет
и Футида был вынужден пустить вторую.
Возникла путаница, из-за которой истребители,
торпедоносцы и горизонтальные бомбардировщики
начали действовать по плану № 1 (внезапная атака),
а пикировщики – по плану № 2 (В случае потери внезапности).
Самолеты развернулись на запад
и полетели вдоль северо-западного берега о. Оаху.
07.49
Мицуо Футида дал по радио сигнал “То”,
что означало “перестроиться для атаки”.
В последний момент перед атакой Футида
приказал своему радисту трижды передать сообщение " то-ра" (тигр),
означавшее, что американцы застигнуты врасплох.
Nakajima B5N2 разработан как и уже упоминаемый мной Hayabusa, фирмой Nakajima.
Компания накадзима после войны стала основой для японской корпорации Fuji Heavy Industries Ltd., которая на сегодняшний день, помимо прочей деятельности владеет известным брендом Subaru /Субару/.
Работы над B5N (B5N2 - поздняя модификация) начались в 1936 году.
Из интересных новинок на самолете планировалось установить:
Систему гидроцилиндров для механизации складывания крыльев, закрылки Фоулера, трехлопастный винт изменяемого шага, систему с гидравлически убираемым шасси.
В январе 1937 года были проведены первые испытания прототипа, в результате которых, практически от всех этих новинок пришлось отказаться из-за низкой надежности и проблем с эксплуатацией.
Из всех новшеств оставили гидравлически убираемое шасси, которое впоследствии было взято за основу для шасси знаменитого “Зеро”.
Осенью 1937 года самолет поступил во флот под названием B5N1 (морской палубный ударный бомбардировщик Тип 97 Модель 1) и успел сразу отметится действиями в операциях против войск Чан Кайши в Китае.
В декабре 1939 года на смену “модели 1” приходит главный герой нашей темы - B5N2.
В новой модификации бомбардировщик оснастили двухрядным радиальным 1000-сильным двигателем Nakajima Sakae и более мощной антенной.
Всего было выпущено 1 149 штук B5N всех модификаций.
По общему мнению, на начало войны в Тихом океане B5N2 был лучшим палубным торпедоносцем в мире.
«От Перл-Харбора до Голгофы»
Мицуо Фукида
Прежде всего, прославился наш B5N2 своим участием в налёте на Перл-Харбор - тихоокеанскую военную базу США 7 декабря 1941 года.
В налете участвовали 143 B5N - обоих модификаций.
Первую волну возглавлял командир авиагруппы авианосца “Акаги” Мицуо Футида на B5N2.
Именно с этого самолета он передал знаменитый сигнал “Тора! Тора! Тора!” который сообщал о том, что неожиданная атака на американцев удалась и все идет по плану.
Если можно так выразится - именно B5N2 дал сигнал к началу войны в Тихом океане.
На протяжении войны B5N2 участвовал во всех операциях проводимых Императорским военно-морским флотом Японии.
Он служил ему во всех победах и поражениях.
Служил даже тогда - когда Императорского флота уже не существовало как такового.
Служил в безумных и неистовых атаках последних камикадзе.
На B5N2 летал, как я уже упоминал выше, прославленный японский лётчик, а в последствии и замечательный писатель Мицуо Футида.
Кстати в фильме “Tora! Tora! Tora!” Мицуо Футиду хорошо сыграл Японский актёр Такахиро Тамура, в киноленте это один из колоритнейших персонажей.
**Технические характеристики**
Технические характеристики (исторические)
Экипаж 3
Размах крыла, м 15.50
Длина, м 10.20
Высота, м 3.70
Площадь крыла, м2 37.70
Масса, кг
пустого самолета 2279
нормальная взлетная 3800
Тип двигателя 1 ПД Hакадзима NK1B Сакае -11
Мощность, л.с. 1 х 1000
Лётные характеристики (исторические)
Максимальная скорость , км/ч 378
Крейсерская скорость , км/ч 255
Практическая дальность, км 1990
Максимальная скороподъемность, м/мин 395
Практический потолок, м 8620
Вооружение: один 7,7-мм пулемет тип 92 на оборонительной установке в конце кабины;
6 x 60-кг бомб, 3 x 250-кг бомбы или одна 800-кг торпеда
Игровые характеристики:
**Плюсы и минусы B5N2**
Плюсы:
Хорошая бомбовая нагрузка для бомбардировщика этого ранга (1 авиабомба х 1000 кг или 1 торпеда х 800 кг)
Хорошая для бомбардировщика скорость и маневренность
Относительно низкая (для “японцев”) стоимость ремонта - по сравнению с тем же “крокодилом” + более комфортный уровень боёв, чем у старших товарищей, позволяет фармить более эффективно чем остальные бомбардировщики японской ветки.
Считаю B5N2 - основной машиной для фарма у Японцев.
Чисто субъективно B5N2 - самый красивый и изящный бомбардировщик не только среди Японских, но и среди всех самолетов других наций.
Минусы:
Низкая прочность
Отсутствие протектирования баков
Отсутствие курсового пулемета
Слабое вооружение борт стрелка - 7,7-мм пулемет.
**Прокачка экипажа.**
Естественно, что главное как можно быстрее прокачать экипаж до эксперта.
И поэтому нам возможно придется качать даже те скилы, которые нам не нужны.
Казалось бы при наличии одного борт стрелка - у самолета нет штрафа за количество опытных стрелков, однако учитывая практическую бесполезность 7.7-мм. пулемета, прокачивание навыков борт-стрелков не имеет решающего приоритета перед другими полезными умениями экипажа.
Лично я не заметил особого профита от вкладки “борт-стрелки”, что с прокачанными борт-стрелками, что без них - разница неощутима.
Я для себя отметил по приоритету следующие необходимые скилы (зелёным отметил навыки обязательные к прокачке во всех билдах):
[Аркадные бои]
Скорость перезарядки (вкладка “Наземные службы”)
Устойчивость к перегрузкам (вкладка “Пилот”)
Выносливость (вкладка “Пилот”)
Обзор (вкладка “Пилот”)
Зоркость (вкладка “Пилот”)
Кучность стрельбы (вкладка “Бортовые стрелки”)
Точность стрельбы (вкладка “Бортовые стрелки”)
Устойчивость к перегрузкам (вкладка “Бортовые стрелки”)
Выносливость (вкладка “Бортовые стрелки”)
[Исторические бои]
Устойчивость к перегрузкам (вкладка “Пилот”)
Выносливость (вкладка “Пилот”)
Обзор (вкладка “Пилот”)
Зоркость (вкладка “Пилот”)
Кучность стрельбы (вкладка “Бортовые стрелки”)
Точность стрельбы (вкладка “Бортовые стрелки”)
Устойчивость к перегрузкам (вкладка “Бортовые стрелки”)
Выносливость (вкладка “Бортовые стрелки”)
[Реалистичные бои]
Устойчивость к перегрузкам (вкладка “Пилот”)
Выносливость (вкладка “Пилот”)
Кучность стрельбы (вкладка “Бортовые стрелки”)
Точность стрельбы (вкладка “Бортовые стрелки”)
Устойчивость к перегрузкам (вкладка “Бортовые стрелки”)
Выносливость (вкладка “Бортовые стрелки”)
Все остальные навыки - кроме “скорости ремонта” (вкладка “Наземные службы”) - нам практически не нужны и мы кидаем в них очки опыта, только лишь для того, чтобы поднять уровень экипажа до квалификации “эксперт”.
**Тактика**
Тактика любого самолёта основывается на знании его технических особенностей, а также всех его плюсов и минусов.
Если коротко сформулировать основную тактику для B5N2 - то это: Осмотрительность + Высота + Скорость.
Кстати наибольшую скорость самолет развивает на отметке 3500 метров над уровнем моря.
Под спойлером подробно описал мои мысли по тактике на B5N2 (в аркаде!) - если вы, выскажете свои размышления, поделитесь опытом, укажите на мои, возможные ошибки, - буду признателен!
Спойлер
Как и практически для любого японского самолета главное для B5N2 это осмотрительность.
Как я уже упоминал, самолет не настолько бронирован как бомбардировщики других стран, поэтому любой севший на 6 враг имеет большие шансы сбить нас.
Из этого простой выход, чтобы не попадать в подобные ситуации - нужно их избегать.
Сначала тщательно прорабатываем маршрут нашего последующего движения.
Подобно шахматистам - в начале боя, мы уже должны знать где окажемся по его завершении, что будет нужно предпринять в качестве запасного варианта, если в игру вмешаются форс-мажорные обстоятельства.
Сразу попросите своих союзников - метить цели, обидно выкинуть 1000-ную бомбу на пустое место уничтоженное подвернувшимся штурмовиком сокомандника. ( Возможно придется написать как это делается - многие просто не знают “как метить цели”)
Первым делом набираем высоту. Высота - залог безопасности, залог скорости.
Хорошо, если на карте есть зоны облачности - в облаках можно спрятаться от преследователей. Отбомбившись (если вы пикировали) нужно возвращаться под укрытие облаков. Самый простой принцип хорошей бомбардировки, это чтобы никто не обращал на тебя внимания.
Бомбардировку следует начинать с уничтожения стационарных наземных целей без пикирования - с помощью бомбового прицела. Самые вкусные цели - ДОТы, что окружены точками ПВО. При сбросе 1000-ной авиабомбы в ДОТ, уничтожаются и все цели вокруг него, а это еще и бонус от двойного удара +500ХР и серии уничтожений наземной техники +500ХР.
Если на карте присутствуют и надводные стационарные цели, то следующими по “вкусности” идут пришвартованные Эсминцы.
В общем приоритетом обладают все стационарные цели, имеющие большую стоимость вознаграждения и при этом уничтожаемые с одного сброса бомбы.
После уничтожения приоритетных целей, в зависимости от типа карты - на сухопутных уничтожаем движущиеся колонны тяжелых и средних танков, на морских - идущие эсминцы.
Если получается бомбить движущиеся колонны без пикирования - это очень хорошо, но как правило в этой фазе боя приходится пикировать и тут главное набрать высоту, чтобы после пикирования - набрав большую скорость уйти обратно вверх (после пикирования - не взмывайте круто вверх, набирайте высоту под более острым углом, чтобы не сильно терять в скорости).
Приоритет в выборе целей такой, что сначала выносятся все тяжелобронированные цели, разрушение которых довольно трудно осуществить с помощью штурмовиков и истребителей и даже если вас потом собьют - союзники легко справятся с оставшимися целями которые можно расстрелять из пулеметов и авиапушек или с помощью авиабомб малого веса.
Наше оборонительное вооружение в виде 7.7мм пулемета - практически не способно защитить нас от врагов. Поэтому нет смысла самому переключатся на ручное управление борт-стрелком. Лучше крутится, уходить маневрируя от врага. Благо маневренность позволяет нам даже поиграть с некоторыми самолетами в “карусели”. Уходить в сторону своего филда, в сторону своих ПВО и союзников.
Помните, что главное в нашей защите, это скорость. При маневрах старайтесь не терять её.
Ну и так в виде “курьёза” часто помогает прием, когда можно притворится подбитым и сымитировать падение, хотя добивалы и не дремлют).
Также если вас застали врасплох у земли - можно попытаться навязать противнику движение за вами “В хвост” летя как можно ниже и сбросить бомбу, на которой и подорвется ваш преследователь, главное не подорваться самому.
Не удавалось полетать на нём в истории и тем более реалистичных боях… но мне кажется там, самолет должен показать себя как хороший торпедоносец…?
Спасибо за внимание!
Это перенос темы автора Sidzin со старого форума