История
“Richelieu” и “Jean Bart” строились по программе 1935 г., а третий корабль этого типа “Clemenceau” – по программе 1938 г. Они в известной степени стали развитием проекта “Dunkerque” и являлись последними и, видимо, самыми совершенными из “договорных” линкоров. Несмотря на жесточайшие меры по экономии веса, чтобы вписаться в “договорные” 35 000 т, в проекте удалось достичь хорошей сбалансированности основных характеристик. Многие заложенные в него прогрессивные конструктивные решения были опробованы на “Dunkerque”. “Richelieu” отличали ГК, сосредоточенный всего в двух башнях, мощная батарея универсальных орудий и 30-уз. скорость. Хотя 152-мм орудия так и не смогли сделать по-настоящему универсальными. Добавлял оригинальности внешнему облику и комплекс, объединяющий надстройку, мачту и дымовую трубу. Выделялся проект и мощной подводной защитой – на момент постройки она была самой “глубокой” в мире – до 7 м на миделе. ПТЗ в общем повторяла систему, принятую на “Dunkerque”, – чередование пустых и заполненных жидкостью отсеков. Добавление при модернизации булей шириной 1,27 м еще улучшило ПТЗ. Плиты броневого пояса имели наклон наружу в 15,24°, что обеспечивало сопротивляемость, эквивалентную 478 мм вертикальной брони. При этом поясная броня была отодвинута внутрь корпуса, а отсеки между броней и внешней обшивкой содержали водоотталкивающий заполнитель – резиновую пену “Ebonite Mousse”. Палубное бронирование могло считаться лучшим в мире. В целом, в части защиты линкоры этого типа могут по праву занять одно из первых мест среди построенных кораблей этого класса. Хотя эти решения были внедрены уже в проекте “Dunkerque”, но именно “Richelieu” стал воплощением современного быстроходного линкора “первой линии”. Однако в силу сложившихся обстоятельств они так и не смогли раскрыть свои боевые возможности. Незаконченный еще “Richelieu” 19-23.6.1940 перешел в Дакар. 8.7.1940 его повредили торпедоносцы с AB “Hermes”.
Артиллерия ЛК сыграла важную роль в срыве англо-французской (голлистской) попытки захвата Дакара 23 – 25.9.1940. При этом два орудия главного калибра вышли из строя по техническим причинам. После перехода французских сил на сторону союзников “Richelieu” 30.1.1943 был направлен в США для ремонта и модернизации. Работы продолжались до августа. Было снято авиационное оборудование (ангар и катапульты) и заменено легкое зенитное вооружение – установлены 14×4 40-мм “бофорсов” и 50 20-мм “эрликонов”. Нормальное водоизмещение достигло 43 575 т (согласно проекту – 40 928 т). 20.11.1943 “Richelieu” вошел в состав английского Флота метрополии. К весне 1944 г. легкая зенитная артиллерия усилена 11×1 “бофорсами” вместо 9 “эрликонов”. В марте 1944-го “Richelieu” был переведен на Дальний Восток и в составе английской эскадры в действовал у побережья Индокитая. Вернулся в Тулон 11.2.1946. Недостроенный “Jean Bart” 19 – 22.6.1940 перешел в Касабланку. Там его частично привели в боеспособное состояние. Была подготовлена 1-я башня ГК. К осени 1942 г. установлена поисковая РЛС. К ноябрю 1942 г., кроме носовой башни ГК, корабль имел 5×2 90-мм/50 орудий, 1×1 и 2×2 37-мм автомата, 14×1 и 4×2 13,2-мм и 1 легкий пулемет. 8-10.11.1942 при высадке союзников у Касабланки линкор оказал сопротивление. В ходе боя он был тяжело поврежден авиацией и артогнем ЛК “Massachusetts” (получил попадания трех бомб и пяти или семи снарядов) и сел кормой на грунт. После войны был достроен.
Корпус “Clemenceau”, заложенного по несколько измененному проекту, в 1943 г. был выведен немцами из построечного дока, а 27.8.1944 потоплен американской авиацией в Бресте. После войны корпус поднят и сдан на слом.


