Еврофа́йтер Тайфу́н (англ. Eurofighter Typhoon) — многоцелевой истребитель четвёртого поколения. «Тайфун» разрабатывался и производится фирмой Eurofighter GmbH, созданной в 1986 году консорциумом Alenia Aeronautica, BAE Systems и EADS. Исследования перспективного самолёта начались в 1979 году.
Характеристики и прочее
Eurofighter выпускается в одноместном и двухместном вариантах. Двухместный вариант не используется в боевых условиях, а только для обучения, хотя он тоже боеспособен.
Общая характеристика
Экипаж: 1 или 2
Длина: 15,96 м
Размах крыла: 10,95 м
Высота: 5,28 м
Площадь крыла: 50 м²
Угол стреловидности по передней кромке: 55°
Коэффициент удлинения крыла: 2,2
Масса пустого: 11000 кг EF-2000 Typhoon
Масса снаряжённого: 16000 кг
Максимальная взлётная масса: 23500 кг
Масса топлива: 5000 кг (во внутренних баках)
Двигатели: 2×ТРДДФ Eurojet EJ 200
Тяга:
максимальная: 2×6120 кгс (60 кН)
на форсаже: 2×9180 кгс (90 кН)
Удельный расход топлива без форсажа 0,76 кг на кгс в час
Удельный расход топлива на форсаже 1,7 кг на кгс в час
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
на высоте: 2125 км/ч (M=2,35)
у земли: 1530 км/ч (M=1,2)
Боевой радиус действия, км
в режиме истребителя: 1389
в режиме ударного самолёта: 601
Перегоночная дальность: 3790 км
Практический потолок 19 812 м
Скороподъёмность: >315 м/с
Время разгона на малой высоте с 370 до 1200 км/ч: 30 с
Длина разбега/пробега: 700 м (снаряжённый)
Нагрузка на крыло: 311 кгс/м²
Тяговооружённость: 1,18
Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g
ЭПР: 1 м² (без наружных подвесок)
Авионика
РЛС: CAPTOR, с 2010 — АФАР CAESAR (CAPTOR Active Electronically Scanning Array Radar)
ОЛС PIRATE (Passive Infra Red Airborne Track Equipment)
Длина: 680 мм
Ширина: 591 мм
Высота: 300 мм
Вес: 48 кг
Конструкция
Конструктивные особенности истребителя отражают стремление разработчиков использовать последние мировые достижения в области самолётостроения и электроники. Для обеспечения требуемого уровня маневренных характеристик, особенно на больших углах атаки, самолет спроектирован статически неустойчивым в продольном канале. Истребитель спроектирован по схеме «утка» с низкорасположенным треугольным крылом с углом стреловидности 53 градуса и цельноповоротным передним горизонтальным оперением. Такая схема обладает рядом преимуществ, основное из которых — снижение аэродинамического сопротивления самолёта на сверхзвуковых скоростях.
Для улучшения взлетно-посадочных характеристик крыло оснащено двухсекционными закрылками и предкрылками.
Запас топлива размещается в фюзеляжных и крыльевых топливных баках, полностью занимающих кессоны консолей крыла.
На «Тайфуне» применена четырёхкратно резервированная цифровая электродистанционная система управления полётом, объединённая с системой управления двигателями. Она обеспечивает искусственную устойчивость и высокую маневренность, а также отклонение органов управления для достижения максимального аэродинамического качества на всех режимах и во всем диапазоне скоростей и высот полёта.
Снижение радиолокационной заметности
Передняя кромка ПГО выполнена из радиопоглощающего материала (РПМ)
S-образный канал воздухозаборника экранирует лопатки компрессора двигателя, обеспечивая тем самым снижение ЭПР самолёта.
Хотя новый истребитель не относится к категории летательных аппаратов (ЛА), выполненных по технологии «стелс», при его проектировании был выполнен ряд конструктивно-компоновочных мероприятий, направленных на снижение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР). При проектировании была поставлена задача снизить ЭПР самолёта с передних ракурсов облучения РЛС в четыре раза по сравнению с аналогичным значением самолёта Панавиа «Торнадо». К числу указанных мер относятся: утопленные и маскируемые входными устройствами воздухозаборников входные каскады двигателей (сильный источник отражения электромагнитных излучений).
Внешние подвески управляемых ракет выполнены полуутопленными, что позволяет частично экранировать конструкцией самолёта подвески ракет от падающего ЭМ излучения. Лидирующие по отражательной способности участки и элементы конструкции истребителя «Еврофайтер» покрыты радиопоглощающими материалами, преимущественно разработки концерна EADS/DASA. К ним относятся: передняя кромка крыла, входные кромки и внутренние поверхности воздухозаборников, руль направления и примыкающие к нему поверхности и т. п. У истребителя «Тайфун» нет внутренних отсеков вооружения. Вместо них используются узлы внешней подвески, ухудшающие показатели ЭПР, но, одновременно, позволяющие расширить номенклатуру и варианты применяемого вооружения.
Бортовая РЛС Captor (Captor-M, ECR-90) с механическим сканированием, установленная на истребителе «Тайфун», относительно легко, сравнительно с более совершенными РЛС, обнаруживается по собственному излучению. Для уменьшения уровня электромагнитного излучения РЛС на истребителе установлена автоматизированная система управления излучением EMCON. Планами министерства обороны Германии предусматривается, начиная с 2015 года, оснащение истребителей «Еврофайтер» ВВС Германии бортовой РЛС следующего поколения Captor-E (CAESAR) на основе активной фазированной антенной решетки, которая будет иметь значительно меньшее радиоизлучение. Согласно замечаниям BAE Systems, отражённый сигнал составляет приблизительно четвёртую часть от соответствующего значения самолёта «Торнадо». Точное значение ЭПР истребителя не разглашается, но по оценкам экспертов оно не превышает 1 квадратного метра без учёта внешних подвесок.
Боевая эффективность истребителя-перехватчика «Еврофайтер» была продемонстрирована в конце 2004 года над территорией Британии. В ходе встречи двухместного британского «Еврофайтера» с двумя американскими истребителями F-15E, по инициативе американцев, имитировалось боевое столкновение. «Еврофайтеру» удалось за короткое время энергичным маневрированием обмануть «противника» и имитировать поражение обеих машин.
Силовая установка
ТРДДФ EJ200 в салоне Ле-Бурже 2013 года
Сопловое устройство двигателя EJ200
Согласно межправительственному соглашению четырёх государств, Великобритания, Германия, Италия и Испания обязались участвовать в совместной разработке и последующем изготовлении двигателя нового поколения для истребителя «Еврофайтер». Двигатель модульный, среднее время демонтажа — 45 мин. Характеристики двигателя обеспечивают «Еврофайтеру» возможность крейсерского сверхзвукового полёта без включения форсажа. Eurofighter Company заявляет что самолёт способен осуществлять крейсерский сверхзвуковой полёт без включения форсажного режима двигателей на скорости 1600 км/ч (М = 1,5), однако в жаркую погоду этот показатель снижается вплоть до 1285 км/ч (М =1,21).
Тяга на форсаже: 9097 кгс;
Тяга сухая: 6120 кгс;
Расход топлива на бесфорсажных режимах: 0,745—0,813 кг на кгс в час;
Расход топлива на форсаже: 1,65—1,72 кг на кгс в час;
Расход воздуха: 76 кг/с;
Температура газов перед турбиной: 1840 К;
Длина: 4 м;
Входной диаметр: 740 мм;
Масса: 989 кг;
Межремонтный ресурс: 1000 часов;
Назначенный ресурс: 6000 часов;
Состав двигателя:
3 ступени КНД (блиск, без ВНА, степень сжатия 4,2);
5 ступеней КВД (степень сжатия 6,2, общая 26);
кольцевая камера сгорания;
1 ступенчатая ТВД (монокристаллическая);
1 ступенчатая ТНД (монокристаллическая);
форсажная камера (отсутствует дымный выхлоп);
регулируемое сопло.
Электроника, авионика, кабина и прочее
Typhoon имеет стеклянную кабину без каких-либо обычных приборов. Он включает в себя три полноцветных многофункциональных дисплея на лобовом стекле (MHDD) (форматы на которых управляются с помощью сенсорных клавиш, курсора XY и голосовой команды ( DVI )), широкоугольный дисплей на лобовом стекле (HUD) с передним инфракрасным ( FLIR ), голосовой и ручной дросселем и ручкой (Voice+ HOTAS ), систему символов, устанавливаемую на шлеме ( HMSS ), MIDS, устройство ручного ввода данных (MDEF), расположенное на левом щитке, и полностью интегрированную систему предупреждения самолета со специальной панелью предупреждений (DWP). Реверсивные летные приборы, освещенные светодиодами , расположены под откидным правым щитком. Доступ в кабину обычно осуществляется либо через телескопическую встроенную лестницу, либо через внешнюю версию. Встроенная лестница убирается в левую сторону фюзеляжа, под кабиной.
Потребности пользователя были отданы в первую очередь при проектировании кабины; как компоновка, так и функциональность были разработаны с учетом отзывов и оценок военных летчиков и специализированного испытательного центра. Самолет управляется с помощью центральной ручки (или ручки управления) и левых рычагов управления дросселем , разработанных по принципу Hand on Throttle and Stick (HOTAS) для снижения нагрузки на пилота. Аварийное покидание обеспечивается катапультируемым креслом Martin-Baker Mk.16A , при этом фонарь сбрасывается двумя ракетными двигателями. HMSS был отложен на несколько лет, но должен был быть введен в эксплуатацию к концу 2011 года. Стандартная защита от перегрузок обеспечивается брюками полного покрытия против перегрузок (FCAGTs), специально разработанным костюмом для перегрузок , обеспечивающим постоянную защиту до девяти g . Пилоты немецких и австрийских ВВС вместо этого носят гидростатический противоперегрузочный костюм под названием Libelle (стрекоза) Multi G Plus, который также обеспечивает защиту рук, теоретически обеспечивая более полную переносимость перегрузок.
В случае потери пилотом ориентации система управления полетом позволяет быстро и автоматически восстановиться простым нажатием кнопки. При выборе этого управления кабиной FCS берет на себя полное управление двигателями и органами управления полетом и автоматически стабилизирует самолет в горизонтальном положении с мягким набором высоты на скорости 300 узлов, пока пилот не будет готов вернуть управление. Самолет также имеет систему автоматического восстановления на низкой скорости (ALSR), которая не позволяет ему выходить из контролируемого полета на очень низких скоростях и большом угле атаки . Система FCS способна обнаружить развивающуюся ситуацию с низкой скоростью и выдать звуковое и визуальное предупреждение о низкой скорости в кабине. Это дает пилоту достаточно времени, чтобы среагировать и вручную восстановить самолет. Однако, если пилот не реагирует или если предупреждение игнорируется, ALSR берет на себя управление самолетом, выбирает максимальную сухую мощность для двигателей и возвращает самолет в безопасное состояние полета. В зависимости от положения FCS использует маневр ALSR «толкать», «тянуть» или «переворачивать».
Система Typhoon Direct Voice Input (DVI) использует модуль распознавания речи (SRM), разработанный Smiths Aerospace and Computing Devices. Это была первая серийная система DVI, используемая в военной кабине. DVI предоставляет пилоту дополнительный естественный режим управления и контроля над примерно 26 некритическими функциями кабины, чтобы снизить нагрузку на пилота, повысить безопасность самолета и расширить возможности миссии. Важный шаг в разработке DVI произошел в 1987 году, когда Texas Instruments завершила TMS-320-C30, цифровой процессор сигналов, что позволило уменьшить размер и требуемую сложность системы. Проект получил одобрение в июле 1997 года, а разработка проводилась на симуляторе активной кабины Eurofighter в Уортоне. Система DVI зависит от говорящего, требуя от каждого пилота создания шаблона. Она не используется для критически важных для безопасности или оружия задач, таких как сброс оружия или опускание шасси. Голосовые команды подтверждаются визуальной или звуковой обратной связью и служат для снижения нагрузки на пилота. Все функции также доступны с помощью обычного нажатия кнопки или выбора программных клавиш; функции включают управление дисплеем, связь и управление различными системами. EADS Defence and Security в Испании работала над новым нешаблонным модулем DVI, чтобы обеспечить непрерывное распознавание речи, распознавание голоса говорящего с помощью общих баз данных (например, британский английский , американский английский и т. д.) и другие улучшения.
Авионика
[center]Praetorian DASS
- Лазерные предупреждающие устройства
- Пусковые установки сигнальных ракет (ИК-ловушки)
- Устройства сброса дипольных
отражателей 4. Предупреждающие устройства для ракет - Крыльевые подвески для ESCM
- Буксируемая ловушка[/center]
Навигация осуществляется как через GPS, так и через инерциальную навигационную систему . Typhoon может использовать систему посадки по приборам (ILS) для посадки в плохую погоду. Самолет также оснащен усовершенствованной системой предупреждения о близости земли (GPWS), основанной на системе навигации с привязкой к местности (TRN) TERPROM, используемой Panavia Tornado. MIDS обеспечивает канал передачи данных Link 16.
Самолет использует сложную и высокоинтегрированную подсистему оборонительных средств под названием Praetorian (ранее Euro-DASS) Praetorian отслеживает и автоматически реагирует на воздушные и наземные угрозы, обеспечивает всестороннюю приоритетную оценку и может реагировать на несколько угроз одновременно. Методы обнаружения угроз включают приемник радиолокационного предупреждения (RWR), систему предупреждения о ракетном нападении (MWS) и приемник лазерного предупреждения (LWR, только на британских Typhoon). Защитные контрмеры состоят из дипольных отражателей , сигнальных ракет , комплекта средств электронного противодействия (ECM) и буксируемой радиолокационной ловушки (TRD). ESM-ECM и MWS состоят из 16 антенных решеток и 10 обтекателей.
Традиционно каждый датчик в самолете рассматривается как отдельный источник информации; однако это может привести к противоречивым данным и ограничить возможности автоматизации систем, следовательно, увеличить рабочую нагрузку пилота. Чтобы преодолеть это, Typhoon использует методы слияния датчиков . В Typhoon слияние всех источников данных достигается с помощью системы атаки и идентификации, или AIS. Она объединяет данные с основных бортовых датчиков вместе с любой информацией, полученной с внешних платформ, таких как AWACS и MIDS. Кроме того, AIS объединяет все другие основные наступательные и оборонительные системы (например, DASS и связь). AIS физически состоит из двух по существу отдельных блоков: компьютера атаки (AC) и навигационного компьютера (NC).
Имея единый источник информации, рабочая нагрузка пилота должна быть снижена за счет устранения возможности противоречивых данных и необходимости перекрестной проверки, улучшения ситуационной осведомленности и повышения автоматизации систем. На практике AIS должна позволить Eurofighter идентифицировать цели на расстояниях свыше 150 морских миль (280 км; 170 миль) и захватывать и автоматически устанавливать их приоритеты на расстоянии более 100 морских миль (190 км; 120 миль). Кроме того, AIS предлагает возможность автоматического контроля выбросов от самолета, так называемый EMCON (от EMissions CONtrol). Это должно помочь ограничить обнаруживаемость Typhoon за счет противостоящих самолетов, что еще больше сократит рабочую нагрузку пилота.
В 2017 году истребитель RAF Eurofighter Typhoon продемонстрировал совместимость с F-35B, используя свой многофункциональный усовершенствованный канал передачи данных (MADL) в двухнедельном испытании, известном как Babel Fish III, в пустыне Мохаве . Это было достигнуто путем перевода сообщений MADL в формат Link 16, что позволило F-35 в режиме скрытности напрямую общаться с Typhoon.
**Радары и датчики
Радар захвата**
Euroradar Captor — это механический многорежимный импульсный доплеровский радар, разработанный для Eurofighter Typhoon. Eurofighter использует систему автоматического управления излучением (EMCON) для снижения электромагнитного излучения текущего механического сканирующего радара CAPTOR. Captor-M имеет три рабочих канала, один из которых предназначен для классификации глушилок и подавления помех. Последовательность обновлений программного обеспечения радара улучшила возможности радара в режиме «воздух-воздух». Эти обновления включали программу R2P (первоначально только для Великобритании и известную как T2P, когда она была «перенесена» на самолеты Tranche 2), за которой последовала программа R2Q/T2Q. R2P была применена к восьми немецким Typhoon, развернутым на Red Flag Alaska в 2012 году.
Вариант Captor-E AESA
Captor -E — это модифицированная версия оригинального радара Captor с АФАР , также известного как CAESAR (от Captor Active Electronically Scanned Array Radar), разрабатываемая консорциумом Euroradar под руководством Selex ES.
Ожидается, что радиолокатор с синтезированной апертурой будет установлен в рамках модернизации радара AESA, что даст Eurofighter возможность атаковать наземные цели в любых погодных условиях. Переход на AESA также даст Eurofighter низкую вероятность перехвата радара с улучшенной помехоустойчивостью. К ним относится инновационная конструкция с карданным подвесом для соответствия требованиям Королевских ВВС к более широкому полю сканирования, чем у фиксированного AESA. Охват фиксированного AESA ограничен 120° по азимуту и углу места. Старший эксперт по радарам EADS заявил, что Captor-E способен обнаружить F-35 на расстоянии примерно 59 километров (37 миль).
IRST
Система пассивного инфракрасного бортового оборудования слежения (PIRATE) представляет собой инфракрасную поисково-следовую систему (IRST), установленную на левом борту фюзеляжа, перед лобовым стеклом. Selex ES является ведущим подрядчиком, который вместе с Thales Optronics (технический орган системы) и Tecnobit of Spain составляют консорциум EUROFIRST, отвечающий за проектирование и разработку системы. Истребители Eurofighter, начиная с Tranche 1 block 5, оснащены PIRATE. Первый истребитель Eurofighter Typhoon с PIRATE-IRST был поставлен итальянским военным силам Aeronautica Militare в августе 2007 года. Более продвинутые возможности наведения могут быть предоставлены с добавлением модуля наведения, такого как Litening pod.
При использовании с радаром в роли воздух-воздух он функционирует как инфракрасная поисково-следовая система, обеспечивая пассивное обнаружение и отслеживание целей. Система может обнаруживать изменения температуры на большом расстоянии. Он также обеспечивает навигационную и посадочную помощь. PIRATE связан с нашлемным дисплеем пилота . Он позволяет обнаруживать как горячие выхлопные струи реактивных двигателей, так и нагрев поверхности, вызванный трением; методы обработки дополнительно улучшают вывод, давая изображение целей с почти высоким разрешением. Вывод может быть направлен на любой из многофункциональных дисплеев Head Down, а также может быть наложен как на нашлемный прицел, так и на дисплей Head Up.
До 200 целей могут одновременно отслеживаться с использованием одного из нескольких различных режимов: Multiple Target Track (MTT), Single Target Track (STT), Single Target Track Ident (STTI), Sector Acquisition и Slaved Acquisition. В режиме MTT система будет сканировать назначенное объемное пространство в поисках потенциальных целей. В режиме STT PIRATE будет обеспечивать отслеживание одной назначенной цели. В дополнение к этому режиму STT Ident позволяет визуально идентифицировать цель, причем разрешение превосходит CAPTOR. В режиме Sector Acquisition PIRATE будет сканировать объем пространства под управлением другого бортового датчика, такого как CAPTOR. В режиме Slave Acquisition используются внешние датчики, а PIRATE управляется данными, полученными от AWACS или другого источника. Когда цель обнаружена в любом из этих режимов, PIRATE автоматически обозначает ее и переключается в STT.
После отслеживания и идентификации цели PIRATE может использоваться для подачи сигнала соответствующим образом оснащенной ракете малой дальности, то есть ракете с высокой способностью слежения за пределами прямой видимости, такой как ASRAAM. Кроме того, данные могут использоваться для дополнения информации Captor или датчиков вне борта через AIS. Это должно позволить Typhoon преодолевать суровые условия ECM и по-прежнему поражать свои цели. PIRATE также имеет пассивную дальномерную способность, хотя система остается ограниченной при предоставлении пассивных решений для стрельбы, поскольку у нее нет лазерного дальномера .
Двигатели
Eurofighter Typhoon оснащен двумя двигателями Eurojet EJ200, каждый из которых способен обеспечивать до 60 кН (13 500 фунтов силы) сухой тяги и >90 кН (20 230 фунтов силы) с форсажными камерами. При использовании «боевой» настройки сухая тяга увеличивается на 15% до 69 кН на двигатель, а форсажные камеры — на 5% до 95 кН на двигатель и на несколько секунд до 102 кН тяги без повреждения двигателя. [ 145 ] Двигатель EJ200 сочетает в себе ведущие технологии каждой из четырех европейских компаний, используя передовое цифровое управление и мониторинг состояния ; широкохордные аэродинамические профили и монокристаллические лопатки турбины; и сходящееся/расходящееся выхлопное сопло, обеспечивающее высокое отношение тяги к весу, многоцелевые возможности, сверхкруизные характеристики, низкий расход топлива, низкую стоимость владения, модульную конструкцию и потенциал роста.
Typhoon способен развивать сверхзвуковой крейсерский полет без использования форсажных камер (называемый суперкруизом ). Air Forces Monthly дает максимальную суперкруизную скорость в 1,1 Маха для многоцелевой версии RAF FGR4, однако в сингапурской оценке Typhoon удалось развить суперкруиз на скорости 1,21 Маха в жаркий день с боевой нагрузкой. Eurofighter заявляет, что Typhoon может развивать суперкруиз на скорости 1,5 Маха. Как и F-22, Eurofighter может запускать оружие в режиме суперкруиз, чтобы увеличить дальность полета за счет этого «разбега». В 2007 году двигатель EJ200 наработал 50 000 часов на вооружении ВВС четырех стран (Германии, Великобритании, Испании и Италии).
Двигатель EJ200 может быть оснащен соплом управления вектором тяги (TVC), которое консорциумы Eurofighter и Eurojet активно разрабатывают и испытывают, в первую очередь для экспорта, но также и для будущих обновлений флота. TVC может сократить расход топлива при типичной миссии Typhoon до 5%, а также увеличить доступную тягу в суперкруизном режиме до 7% и взлетную тягу на 2%. Клеменс Линден, генеральный директор Eurojet TURBO GmbH, выступая на Международном авиасалоне в Фарнборо в 2018 году, сказал: «На 15 процентов больше тяги позволит пилотам управлять тяжело нагруженным самолетом в боевом пространстве с теми же уровнями производительности, что и сегодня. Внедрение технологии также обеспечивает большую устойчивость, предоставляя самолету большую дальность полета или большее время барражирования. Чтобы добиться большей тяги, мы увеличим расход воздуха и соотношение давления компрессоров высокого и низкого давления и будем использовать более высокие температуры в турбинах, используя монокристаллические материалы лопаток турбин последнего поколения. А с более высокой аэродинамической эффективностью мы можем добиться меньшего расхода топлива. Третьей областью усовершенствования станет выхлопное сопло двигателя, которое будет модернизировано путем установки 2-параметрической версии, позволяющей независимо и оптимизированно регулировать горловину и выходную область во всех условиях полета, обеспечивая преимущества в сжигании топлива. Технологии для различных компонентов находятся на уровне готовности технологий от 7 до 9. Сопло находилось на испытательном стенде ITP в Испании в течение 400 часов».
Вооружение
Оружие: 1 × 27-мм револьверная пушка Mauser BK-27 с боезапасом 150 патронов
Узлы подвески: Всего 13: 8 × под крылом; и 5 × подфюзеляжных пилонов; выдерживают более 9000 кг (19 800 фунтов) полезной нагрузки
Типичная многоцелевая конфигурация для Tranche 2-P1E будет включать 4 × AMRAAM, 2 × ASRAAM/IRIS-T, 4 × EGBU-16/Paveway-IV, 2 × 1000-литровых сверхзвуковых топливных бака и контейнер наведения.
Ракеты
Ракеты класса «воздух-воздух»:
MBDA Meteor
IRIS-T
AIM-132 ASRAAM
AIM-9 Sidewinder
Ракеты класса «воздух-поверхность»:
Brimstone
AGM-88 HARM
Taurus KEPD 350
SPEAR 3
Противокорабельные ракеты:
Бомбы
*Другие:*
Praetorian DASS
Damocles (targeting pod)
LITENING III laser targeting pod (LITENING 5 in RAF testing)
Sniper Advanced Targeting Pod
Варианты Typhoon
Дополнение. 30.09.2024
Конструкция
Еврофайтер — двухмоторный реактивный самолет с треугольным крылом и передним оперением . Легкая конструкция на 82% состоит из композитных материалов (70% углеволокна, 12% стекловолокна). Крылья и внешняя обшивка фюзеляжа изготовлены из углепластикового композита . Крылья, элероны и детали двигателей, а также соединительные детали крыла изготовлены из титанового сплава. Воздухозаборники, предкрылки , внутренняя конструкция фюзеляжа и передняя кромка вертикального стабилизатора изготовлены из высокопрочного алюминиевого сплава; Обрамление кабины выполнено из магниевого сплава . Обтекатели в основном изготовлены из армированного стекловолокном пластика .Для защиты от электромагнитных помех , побочных излучений , ЭМИ , мощных микроволновых атак (HPM) и молний корпус планера окружен проводящей сеткой.
Кабина
На рабочем месте пилота преобладают проекционный дисплей , базовая панель управления передачей данных (DLCP) и три многофункциональных дисплея вниз головой (MHDD). На левом краю расположена консоль для ввода и изменения данных, а на правом — дисплей для связи и данных связи. Полётные и сенсорные данные, тактические данные и системная информация представляются пилоту на трёх многофункциональных экранах AMLCD размером 159 мм × 159 мм и разрешением 1024 × 1024 пикселей. Экраны автоматически настраиваются в соответствии с условиями освещения в кабине с помощью фотоэлемента. Управление экранами осуществляется с помощью 17 кнопок каждый, посредством голосового ввода (Direct Voice Input, DVI) или курсором, управление которым осуществляется указательным пальцем левой руки с помощью XY-контроллера на рычаге управления двигателем. Экранные клавиши не имеют постоянных надписей, но могут отображать любые символы по мере необходимости. Обычно перед взлетом для каждого монитора определяется стандартная настройка, а затем «Тайфун» автоматически выбирает подходящий дисплей в зависимости от ситуации и статуса миссии. Обычно формат осведомленности пилота (формат PA) отображается посередине, что отображает тактические данные на карте. Формат атаки отображается слева, где показаны только соответствующие тактические данные. Отображение нужного MHDD выбирается в зависимости от ситуации, например. B. RHI-Scope , изображение целевого контейнера или формата FLIR, DASS, вооружения, топлива и т. д. Формат Attack и PA всегда показывает объединенную картину ситуации. В верхней части кабины справа от ДЛКП находится авиагоризонт , а слева от него — дополнительные кнопки. Рядом с правым коленом находится предупреждающий дисплей. (Поворотные) переключатели на левом и правом консолях необходимы для запуска и выключения систем самолета, а также в аварийных ситуациях и не используются в регулярных рейсах.
Работа самолета высокоавтоматизирована: в случае бомбардировки, например: Например, если вы постоянно удерживаете кнопку огня нажатой, бомбы будут автоматически сброшены в нужный момент. Автоматизация многоуровневая: неопытные пилоты могут выбрать высокий уровень, чтобы лучше сконцентрироваться на тактике и полете, а более низкий уровень дает опытным пилотам больше возможностей для взаимодействия с системой с целью оптимизации системы вооружения для соответствующего тактического сценария. Как правило, управление машиной осуществляется по принципу VTAS (Voice, Throttle & Stick), поэтому наиболее распространенные команды можно выбирать по принципу HOTAS или посредством голосового ввода. Зависимое от пользователя голосовое управление в настоящее время содержит около 200 слов и ограничивается управлением 26 некритическими системами, не требующими управления полетом или использования оружия. Система зависит от пилота и использует алгоритмы распознавания голоса, которые применяют методы поиска на основе шаблонов и нейронных сетей для распознавания и обучения голоса. Вероятность обнаружения более 95%. В воздушном бою система позволяет захватывать цели двумя словами, а цель назначать ведомому - пятью словами. Даже обычные задачи, такие как: Б. Увеличение изображения или отображение количества топлива может осуществляться голосом.
Управление машиной осуществляется с помощью ручки управления посередине и рычага тяги с левой стороны. На обоих имеется двенадцать переключателей. Пилот сидит в катапультном кресле Martin-Baker Mk16A-EF с возможностью нулевого нуля и носит противоперегрузочный костюм для защиты от высоких перегрузок(Der Pilot sitzt auf einem Martin-Baker Mk16A-EF-Schleudersitz mit Null-Null-Fähigkeit[62] und trägt zum Schutz vor hohen G-Kräften einen Anti-g-Anzug - оригинальный текст нулевого нуля). Заполненный жидкостью костюм Libelle G-Multiplus используется в немецких и австрийских истребителях Eurofighter, в то время как в других странах-пользователях используется сборка оборудования летного экипажа (AEA), управляемая сжатым воздухом. Для вентиляции пилота отбираемый из двигателей воздух продавливается через молекулярное сито из цеолитов , чтобы обеспечить защиту от ОМП и обогатить воздух до 95% кислорода. В сочетании с аргоном смесь вдыхается пилотом, а концентрированный азот и другие вещества из фильтров смываются за борт боковым потоком образующейся обогащенной кислородом смеси. Идентичная конструкция системы также используется в F-22 и F-35, поскольку она поставляется компанией Honeywell. Каплевидный фонарь кабины построен британской компанией GKN Aerospace, которая также производит фонари для F-22 и F-35. Она обеспечивает пилоту круговой обзор почти на 360° и не выполнена цельной; передняя стойка используется для крепления зеркал заднего вида.
Отображение HUD при уклонении
- Прямоугольная ограничительная рамка
- Требуемое направление полета
- Время до следующего маневра
Проекционный дисплей имеет поле зрения 35×25° и показывает пилоту наиболее важную информацию. Сюда входят высота полета, скорость и направление, навигационные данные и информация об оружии. Например, для неуправляемых боеприпасов свободного падения отображается маркировка CCIP (непрерывно вычисляемая точка удара), позволяющая пилоту прицелиться. В качестве альтернативы инфракрасное изображение PIRATE можно проецировать на HUD, чтобы использовать его в качестве переднего инфракрасного изображения в условиях плохой видимости. Новой особенностью Eurofighter является автоматический расчет оптимального курса уклонения в случае ракетного огня авионикой, который отображается пилоту на HUD. Поскольку система самозащиты Praetorian полностью автоматически запускает контрмеры при обнаружении угрозы, пилоту достаточно следовать рассчитанному курсу уклонения, чтобы перехитрить управляемые ракеты. Как и в компьютерной игре, отображается стрелка направления, показывающая необходимое направление полета и перегрузку. Пилоту необходимо только удерживать нос самолета в пределах прямоугольных рамок, отображаемых на HUD. Обратный отсчет до следующего раздела маневра отображается в нижней части HUD. Если это занимает больше 10 секунд, в этот момент отобразится «<». По истечении 10 секунд буква «v» обводит прямоугольник справа налево. В самой дальней точке слева стрелка направления изменится и появится новая ограничивающая рамка, а также новое название маневра полета. Каждому сегменту маневра присваиваются последовательные имена, которые отображаются в прямоугольнике вместе с общим временем продолжительности маневра уклонения. Например, «BOGEY-1 13» для первого маневра, при этом перехищение управляемой ракеты «BOGEY» занимает всего 13 секунд. Блок управления связью и звуком (CAMU) предупреждает пилота об угрозах как устно, так и простыми звуковыми сигналами.
Информационный шлем Striker II
Шлем пилота Еврофайтера;
Система символики, устанавливаемая на шлеме(HMSS)
После долгой истории разработки информационный шлем Striker стал полностью доступен только с начала 2011 года и стоит около 400 100 долларов за копию. Микрофон и кислородная маска крепятся к шлему весом 1,9 кг. На шлеме пилота слева и справа могут быть установлены две остаточно-светоусиливающие камеры, каждая с полем зрения 40°×30°, их изображение может проецироваться на нашлемный дисплей для замены обычных приборов ночного видения. Это увеличивает вес шлема до 2,3 кг. Козырек шлема имеет защитное покрытие от лазера/УФ/синего/инфракрасного света. В ходе баллистических испытаний прицел должен был выдержать огонь трех последовательно выпущенных осколков калибра 0,22 дюйма, не пробив при этом цели. Шлем с двойной оболочкой также был испытан на взрывоопасность вблизи головы. Дисплей шлема состоит из бинокулярных экранов с электронно-лучевой трубкой и соединен с системой слежения за положением головы (HTS). В кабине установлены две камеры, которые фиксируют движения головы пилота в трех измерениях с точностью менее 1°. Для этого камеры триангулируют положение светодиодов на шлеме, которые сгруппированы в группы по три. Для этого один диод в каждой группе излучает специальную частоту, с помощью которой можно идентифицировать горящую в данный момент группу и, таким образом, определить положение шлема в комнате. Оптимальная группа из трех человек, которая должна загореться, определяется исходя из текущего положения шлема. Система камер охватывает практически всю кабину, позволяя пилоту поворачивать бедра и голову. На основе объединенной картины ситуации шлемная система символов (HMSS) отображает положение самолетов и управляемых ракет, и другие особенности окружающей среды с помощью символов на козырьке шлема. Пилот может использовать эту систему, нацеливаться на цели «через» это. Посмотрите на свой собственный самолет, включите его, а затем расставьте приоритеты с помощью голосового ввода и запускайте по нему управляемые ракеты, а также назначайте датчики, такие как радар или контейнеры освещения целей, движениями головы. Производитель называет принцип работы «укажи и щелкни».
Вооружение
Маузер БК 27
Еврофайтер оснащен одноствольной газоотводной пятикамерной револьверной пушкой Mauser BK-27 калибра 27×145 мм. Оружие весит 100 кг без боезапаса и устанавливается в базе правого крыла. Частота выстрелов составляет 1700 выстрелов в минуту, начальная скорость - 1025 м/с. Пуля массой почти 4 кг вылетает всего за 0,5 секунды. Подача боеприпасов осуществляется по закрытой системе, при этом пустые гильзы собираются в контейнер. Патроны не нужно предварительно соединять, просто помещают в контейнер, что сокращает время перевооружения оружия. Эффективная дальность стрельбы составляет около 1600 м. Всего имеется 150 патронов различных типов. Фугасные снаряды (ОФ) заряжаются по воздушным целям, опционально также с механизмом самоуничтожения (ОФ-СД). Бронебойные снаряды с взрывчатой массой или без нее применяются по наземным целям. Снаряд весит около 260 граммов.
Также имеется 13 подкузовных и крыльевых станций для крепления внешних грузов общей массой до 7500 кг. Их по четыре под каждым крылом и пять под фюзеляжем. Может нести максимум двенадцать ракет класса «воздух-воздух». Сбрасывающие баки также можно установить на внешних загрузочных станциях, выделенных на рисунке желтым цветом. На выбор есть как минимум две модели: 1500-литровый бак Panavia Tornado , который предназначен для дозвукового полета и малых перегрузок, или новый 1000-литровый бак, оптимизированный для сверхзвукового полета и высоких перегрузок. Чтобы меньше влиять на аэродинамику самолета, BAE Systems разрабатывает конформные топливные баки . Начиная с Транша 3, два из них могут быть прикреплены к задней части самолета, каждый вмещает 1500 литров, что увеличивает дальность полета Eurofighter на 25%. Хотя центральная подфюзеляжная станция используется только для транспортировки топлива, ракеты «воздух-воздух» большой дальности можно нести на четырех полуутопленных боевых модулях без значительного увеличения возвращаемой поверхности и сопротивления воздуха. Две внешние пусковые рельсы могут быть оснащены только ракетами класса «воздух-воздух» малой дальности. При необходимости на остальных подкрыльевых станциях могут быть установлены пилоны вооружения, обеспечивающие связь между оружием и самолетом по стандарту MIL-STD-1760.
Помимо старой AIM-9 Sidewinder, в качестве вооружения класса «воздух-воздух» доступны новые AIM-132 ASRAAM и IRIS-T . Для ASRAAM основной целью разработки было значительное увеличение дальности запуска. Вражеские самолеты должны быть уничтожены при заходе на посадку до того, как начнется угловой бой. Однако повышение маневренности в ближнем бою было второстепенной целью разработки по сравнению с Sidewinder, хотя и здесь были достигнуты улучшения благодаря ракетному двигателю значительно большей тяги и ракете с низким лобовым сопротивлением. С другой стороны, IRIS-T была спроектирована как особенно маневренная ракета и может также поражать цели, находящиеся близко к собственному самолету и позади него. Эта возможность называется способностью полной сферы . Назначая цели через систему предупреждения о ракетном нападении, можно улучшить ясность для пилота и уменьшить слепые зоны. Благодаря новой головке ГСН IRIS-T также может использоваться для борьбы с ракетами класса «воздух-воздух» и «земля-воздух» в целях защиты «Тайфуна» как системы жесткого поражения .
На данный момент для дальнего воздушного боя была доступна только AIM-120 A/B/C AMRAAM, которая в прошлом показала довольно не впечатляющие характеристики. С апреля 2021 года ВВС Германии дополнили его гораздо более мощным самолетом MBDA Meteor , оснащенным прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Однако из-за политических разногласий ГСН будет иметь только активный радар Ku - диапазона со свойствами LPI . Еще одной новинкой является объединение управляемой ракеты в сеть с другими агрегатами. Возможно, что самолет А стреляет «Метеором» по цели Б, но во время полета орудие самолета С переназначается на цель D.
Еврофайтер может применять по наземным целям как свободнопадающие бомбы , так и управляемые ракеты класса «воздух-земля» . Максимальная нагрузка внешних нагрузочных станций подлежит конфиденциальности. Однако, поскольку две внутренние подкрыльевые станции могут нести крылатые ракеты «Таурус» и «Шторм-Тень» , их минимальная грузоподъемность должна составлять 1500 кг. Внешние подкрыльевые станции предназначены для перевозки бомб и ракет класса «воздух-воздух» большой дальности и, как ожидается, смогут нести от 250 до 500 кг. Британские Тайфуны также могут нести Litening III для освещения целей. Говорят, что он был интегрирован в Бундесвер с 2013 года, в ВВС Испании с 2014 года. Саудовская авиация интегрировала Thales Damocles. На следующей диаграмме загрузки номера 1 и 12 обозначают внешние стартовые подвески, а станции 5 и 6, а также 7 и 8 являются нижними станциями корпуса. Средняя внешняя загрузочная станция не учитывается, поскольку обычно она используется только для перевозки топлива или модуля освещения цели LITENING III.