Fokker D.XXIII - внезапный братец САМ-13
Историческая справка
Продолжая работы по дальнейшему совершенствованию истребителя D.XXI фирма Fokker немало внимания уделяла и новым перспективным разработкам. Работы над истребителем Fokker D.XXIII начались в конце 1937 года, причем этот самолёт создавался не на основе какой-либо отработанной конструкции, а представлял собой совершенно новую разработку. Его разработчиком был инженер Мариус Билинг.
Стараясь обеспечить самолёту наибольшую скорость голландские конструкторы решили пойти достаточно нетрадиционным путем - два двигателя небольшой мощности, но с малым весом, устанавливались спереди и сзади пилота в одной гондоле. Вертикальное оперение размещалось на концах балок, смонтированных под крылом. Из-за этого самолёт приобрел характерный облик “летающей рамы”, с той лишь разницей, что каждый мотор оснащался собственным винтом. Позднее к подобной схеме, только с одним двигателем и толкающим винтом, обратились шведы при конструировании собственного истребителя SAAB J-21.
К низкорасположенному свободнонесущему крылу деревянной конструкции крепились две балки с килями и рулями направления; кили были соединены горизонтальным оперением. Использовалось полностью убирающееся шасси с носовым колесом. Стандартной стала установка закрытого фонаря, а вот убираемое трехопорное шасси было в те годы большой редкостью.
Силовая установка самолета состояла из двух маломощных двигателей жидкостного охлаждения Walter Sagitta I-SR развитие Walter Major 6, 12-ти цилиндровые V-образные воздушного охлаждения, мощностью 450 л.с. (во многих источниках фигурирует цифра 540 л.с., но это скорее всего взлётная мощность).
На момент постройки D.XXIII мощность силовых установок истребителей непрерывно возрастала и компоновка с тандемно установленными моторами была выбрана для обеспечения максимальной мощности при минимальном аэродинамическом сопротивлении. Тандемное расположение двигателей автоматически компенсировалось взаимным расположением винтов и моторов и потому обеспечивало высокую маневренность, отличную устойчивость и, следовательно, высокую точность стрельбы. Также данная компоновка обеспечивала большую безопасность в полете с одним отключенным двигателем. И, наконец, размещение пилота обеспечивало ему отличный обзор.
Однако данная компоновка имела не только преимущества. В те годы пилоты не любили летать с установленным за спиной двигателем. Летчики были уверены, что в случае аварийной посадки они окажутся раздавленными передним и задним моторами. Катапультирующиеся кресла тогда еще не были известны, и поэтому в случае возникновения аварийной ситуации в полете необходимо было остановить вращение винта заднего двигателями. Прозвище “летающая мясорубка” (hachoir volant), которое получил данный самолет, показывает, что мало кто верил в успех подобного маневра.
С другой стороны у компании недоставало времени, чтобы решить проблемы, касавшиеся металлического крыла. Прототип получил деревянное крыло, поскольку в компании желали как можно быстрее доказать жизнеспособность данной компоновки. У компании Fokker не было времени разработать металлическое крыло с относительной толщиной профиля 18% в средней части крыла и 9% у законцовок. Несмотря на использование очень массивных деревянных лонжеронов, для обеспечения достаточной прочности пришлось увеличить относительную толщину профиля крыла до 22% в средней части и до 11% у законцовок.
Наиболее серьезными были проблемы связанные с двигателями. Как мы уже видели, что из-за международной напряженности не было никакой возможности достать моторы достаточной мощности. С двигателями Walter Sagitta самолет обладал недостаточной тяговооруженностью и, кроме этого, у заднего мотора были постоянные проблемы с охлаждением. Первоначально в компании Fokker надеялись получить какой-либо из следующих двигателей водяного охлаждения, развивавших 690 л.с.: Hispano-Suiza 12Xcrs, Junkers Jumo 210G или Rolls-Royce Kestrel XV. Накануне начала Второй Мировой войны наиболее оптимальными считались 1000-сильные двигатели Daimler-Benz DB 601 или Rolls-Royce Merlin. С данными двигателями расчетная скорость увеличилась бы с 521 км/ч до 616 км/ч! Впрочем можно задать вопрос: возможно было бы получить эти двигатели, если бы Нидерланды не оказались втянутыми в войну.
“Fokker” надеялась получить заказ от правительства Голландии и, возможно, от зарубежных покупателей. Учитывая не очень впечатляющие характеристики, продемонстрированные прототипом, рассматривалась возможность установки на него двигателей Rolls-Royce или Daimler-Benz. Учитывая высказанные опасения о безопасности пилота, который в случае покидания самолета мог бы попасть под хвостовой винт, Билинг начал проектировать катапультное кресло, но здесь его постигла неудача.
В соответствии с принятой в Нидерландах системой обозначений прототип D-XXIII получил индекс X-4. Литера “X” указывала на принадлежность компании Fokker; литеры “Y” и “Z” были закреплены за компаниями De Schelde и Koolhoven. Индекс X-1 был присвоен прототипу C-X, X-2 – прототипу G-1 и X-3 прототипу S-IX.
Проектировали и собирали D.XXIII в течении года. Первый полет D.XXIII состоялся 30 мая 1939 года. Сразу вылезли обычные проблемы схемы с толкающим винтом - серьёзный перегрев заднего двигателя, плюс невозможность аварийного покидания машины, а в дополнение мощности двигателей на машину взлётным весом почти в три тонны явно не хватало.
В ноябре 1939 года истребитель был поставлен на испытания, которые, в основном, подтвердили правильность выбранного пути, однако многочисленные “детские болезни”, на устранение которых ушло много времени, не позволили запустить истребитель в серийное производство до начала немецкого вторжения. До войны D.XXIII выполнил в 11 полетов, налетав в общей сложности 4 часа.
10 мая 1940 года в день нападения Германии на Нидерланды D-XXIII находился в Скипхоле на принадлежащем компании Fokker заводе, где был поврежден во время немецкой бомбардировки. После объявления перемирия немцы проявили большой интерес к D-XXIII и вполне возможно, что результаты, полученные компанией Fokker, были использованы компанией Dornier при создании Do 335 Pfeil. Двигатели Sagitta были перевезены в Германию.
Так закончилась история одного из самых интересных предвоенных проектов компании Fokker. Трудно сказать, имела бы эта машина большой успех в случае принятия D-XXIII на вооружение Королевских ВВС Нидерландов. Однако успех Cessna 336 Skymaster и Super Skymaster показывает, что по крайней мере концепция этого истребителя была верной.
Техническое описание
D.XXIII был одним из первых цельнометаллических самолетов, построенных компанией Fokker. Это был моноплан с низким расположением неразъемного крыла. В серийной модели крыло планировалось изготавливать из дюралюминия, но на прототип была установлена его деревянная версия.
Конструкцию крыла составляли два коробчатых лонжерона, нервюры и металлическая обшивка. Крыло оснащалось элеронами Фрайза, которые были скомпенсированы и уравновешены и имели регулируемый на земле небольшой сервокомпенсатор. Силовой набор элеронов изготавливался из стальных сварных труб, обшивка элеронов была полотняной.
Фюзеляж представлял собой короткую обтекаемую гондолу, в передней и задней частях которой смонтированы моторные рамы. Пилот размещался в просторной застекленной кабине, расположенной у передней кромки крыла и предоставлявшей летчику хороший обзор. Сдвижной остекленный фонарь предназначался для доступа пилота в кабину; в полете фонарь мог быть сброшен.
От огня противника пилот был защищен двигателями и бронеплитами, в качестве которых выступали расположенные между моторами и кабиной противопожарные перегородки, а также бронирование, размещенное по бортам и под полом кабины.
Силовой набор фюзеляжа представлял собой ферму, сваренную из стальных хромомолибденовых труб. К лонжеронам крыла ферма фюзеляжа присоединялась при помощи четырех кронштейнов и болтовых соединений. Обшивка фюзеляжа состояла из съемных панелей, изготовленных из листов дюралюминия и магния.
Опытный истребитель D.XXIII был двухбалочным самолетом. Вертикальное оперение размещалось на концах двух монококовых балок, образованных эллиптическими дюралюминиевыми шпангоутами и работающей обшивкой. Данные балки крепились к силовому набору крыла и соединялись между собой при помощи горизонтального оперения. Руль высоты был единственным и оснащался регулируемым в полете сервокомпенсатором. Неподвижные части хвостового оперения – стабилизатор и кили – имели классическую конструкцию с лонжеронами, нервюрами и дюралюминиевой обшивкой. Рули высоты и направления имели силовой набор из стальных труб и полотняную обшивку.
Шасси было трехопорным с носовой стойкой; D.XXIII был первым самолетом компании Fokker, оснащенным шасси такого типа. Колея основных стоек составляла 3,2 метра. Все стойки были убирающимися и оснащались масляными амортизаторами.
Сложившаяся на тот момент политическая ситуация никак не облегчала выбор типа двигателей и в результате силовая установка прототипа состояла из двух двенадцатицилиндровых V-образных инвертированных рядных двигателей воздушного охлаждения Walter Sagitta I.S.R., которые при 2600 об/мин на высоте 4100 метров развивали по 528 л.с. каждый и вращали трехлопастные металлические винты. Охлаждение заднего двигателя требовало размещения под фюзеляжем на уровне кабины пилота специального воздухозаборника. Не следует забывать, что в те годы большинство перспективных рядных двигателей имело жидкостное охлаждение. Охлаждение заднего двигателя создало множество проблем, которые до начала войны так и не удалось разрешить.
Вооружение состояло из двух 7,9-мм пулеметов Browning-F.N., размещенных под капотом переднего двигателя, и двух 13,2-мм Browning-F.N., расположенный в передних частях балок хвостового оперения. Была возможна замена крупнокалиберных пулеметов на пушки.
Fokker D.XXIII — двухмоторный истребитель голландской фирмы Fokker. Конструктор — Мариус Беелинг (Marius Beeling). Первый полет прототипа состоялся 30 мая 1939 года.
Самолет представляет собой двухбалочный низкоплан с двумя двигателями, один из которых - толкающий.
Кабина с закрытым кокпитом размещена между тянущим и толкающим двигателем. Самолет оборудован убирающимся трехколесным шасси.
На прототипе установлены два поршневых двигателя воздушного охлаждения Вальтер Сагитта I-SR (Walter Sagitta I-SR) по 530 л. с. В ходе испытательных полетов выявлены неполадки с охлаждением и работой заднего двигателя. Было предложено использовать в серийных самолётах двигатели Роллс-Ройс (Rolls-Royce) или Даймлер-Бенц (Daimler-Benz).
Вооружен четырьмя пулемётами: два 7,9мм и два 13,2мм (на прототипе не установлены). Площадь крыла 18,5 м². Расчетная скорость 525 км/ч. Максимальная взлетная масса 2950 кг. Масса пустого самолета 2180 кг. Расчётная дальность полёта 840 км.
Выполнено 11 полётов суммарной продолжительностью менее четырёх часов. Перед несколькими последними полётами тыльная часть фюзеляжа была существенно модифицирована чтобы улучшить охлаждение толкающего двигателя. В апреле 1940 во время одиннадцатого полёта было повреждено шасси. Программа испытаний была прекращена в мае 1940 когда немецкие войска вторглись в Голландию.
ТТХ и ЛТХ
Название | Fokker D.XXIII |
---|---|
Размах крыла, м | 11,5 |
Длина, м | 10,2 |
Высота, м | 3,8 |
Площадь крыла, м2 | 18,5 |
Нагрузка на крыло, кг/м² | |
Масса, кг: | |
пустого | 2180 |
взлётная2950 | |
Двигатель | 2хWalter Sagitta I-SR |
Мощность, л.с. | 2х530 |
Максимальная скорость, км/ч: | 525 |
Крейсерская скорость, км/ч | 484 |
Дальность, км | 840 |
Максимальная скороподъёмность, м/с | |
Практический потолок, м | 9000 |
Экипаж, чел. | 1 |
Вооружение: | 2 × 7,9-мм М1919, 2 × 13,2-мм М1939 |
Галерея
Чертежи и схемы
Варианты окраски
- За!
- Против(