Fw 190 D-9


Fw 190 D-9 «Дора» – трофейный немецкий самолёт, состоявший в авиапарке СССР. Впервые, машины серии D попали в Советский Союз в 1944 году, когда немецкая армия стала отступать от Сталинграда. Тогда Люфтваффе потеряло около 70-80 машин, что было нонсенсом и шокировало практически весь командный состав. Однако именно эта модификация — штурмовая D-9 — попала в советскую армию ближе к концу войны, в апреле 1945. Позже, после войны, значительная часть машин из состава немецкой армии перешла в распоряжение авиационного парка Балтийского флота, где они прослужили вплоть до марта 1958 года. Однако даже после списания, часть «Дор» продолжали использоваться как тренировочные. Все остальные либо отправились на лом, либо ушли в музеи.

В игре данная машина появилась в обновлении 1.37 и находится в премиумной ветке авиации СССР. Данная машина отличается от оригинальной модели отсутствием какого-либо подвесного вооружения и другой ливреей. В остальном, это всё та же «Длинноносая Дора»: высокая максимальная скорость, отличная скороподъемность и смертоносное вооружение. Однако, и минусы всё те же: «дубовое» управление на низких скоростях, довольно посредственные рули высоты направления и капризный на повреждения двигатель.

Основные характеристики

Летно-технические характеристики

Максимальная скорость

На высоте 4 800 м710 км/ч

Время виража20 сек.

Максимальная высота12 000 м

ДвигательJunkers Jumo 213А

Мощность1 745 л.с.

ТипРядный

Система охлажденияЖидкостная

Взлётный вес6 тонн

Курт Вальдемар Танк вложил в свое детище три основных своих правила боевого самолётостроения: максимум скорости, простая управляемость и минимальная опасность пилоту. Однако, в ходе войны придерживаться их не получилось. Так, появился неудобный и ненадежный механизм шасси, малый обзор вперёд из кабины и очень капризный на аварийность или любое повреждение двигатель, но более высокая скорость, возможность нести подвесное вооружение и экономические бенефиты стоили того. Аналогичная ситуация и в игре: по сравнению с ранними вариантами, D-9 обладает отличной максимальной скоростью в 700 км/ч. Конструкция также слегка изменилась: пушки в крыльях убрали и заменили конструкцию лонжеронов. Теперь скорость, после которой идет разрушение конструкции, составляет 912 км/ч, а крепкое шасси, флаттер которого составляет 310 км/ч, позволяет без особого труда сажать самолёт на большой скорости. Помимо этого, заменили силовую установку: теперь, заместо привычных «801-ых» фирмы BMW установили более мощные Junkers Jumo 213A с мощностью 1 745 л.с. Это значительно отразилось на скорости: дополнительные 300 л.с. превращают самолёт просто в гоночный болид, особенно без подвесного вооружения. Сам двигатель отлично работает на режиме форсажа, практически никогда не перегреваясь на нем. Скороподъёмность данной машины заслуживает похвалы: редко кто окажется на одной высоте с «Дорой», обладая такой же максимальной скоростью. Машина спокойно набирает высоту под углом в 20°, при том, она крайне неохотно теряет скорость.

А вот ложкой дёгтя осталась манёвренность. На машине стояли и так не самые лучшие рули направления, которые крайне плохо справлялись с выводом машины из пике и явно не подходили для ведения манёвренного боя на «Доре», а с добавлением лишней нагрузки — подвесного вооружения — они стали плохо справляться даже с выводом самолёта из пике. Благо, на советской версии данного типа вооружения нет, из-за чего проблема ощущается чуть слабее.

Живучесть и бронирование

Экипаж1 человек

Скорость разрушения

Конструкции912 км/ч

Шасси310 км/ч

Живучесть у данной машины довольно посредственная. При любом сильном повреждении крыльев самолёт норовит сорваться в штопор, а максимальная скорость значительно снижается. Однако, одним из главных плюсов «Доры» является наличие всех критически важных модулей в центроплане: топливные баки протектированны и расположены не в крыльях, а за кабиной пилота, что значительно отличается от различных моделей самолётов того времени, например от советского Ла-9 и американского P-51. Помимо этого, система жидкостного охлаждения представлена одним большим баком, который огибает кольцом двигатель спереди. Это, конечно, не защищает её от повреждения в лобовых атаках, однако вероятность повреждения при стрельбе сзади или сбоку становится крайне низкой.

Ещё одним из главных нововведений были дополнительные листы бронезащиты кабины пилота: 8 и 5-мм под кабиной пилота; 8,6 и 12-мм бронелисты сзади и 57-мм бронестекло во лбу. Этого, конечно, мало для защиты от 12,7-мм пулемётов или 20-мм пушек самолётов Союзников, однако изредка защищает от осколков и непрямых попаданий. Помимо этого, есть небольшая 3-мм металлическая бронезаслонка двигателя, но она практически не защищает его.

Вооружение

Курсовое вооружение

Орудие 12 x 20-мм пушка MG 151

Боезапас500 снарядов

Скорострельность700 выстрелов/мин

Орудие 22 x 13-мм пулемёт MG 131

Боезапас800 снарядов

Скорострельность900 выстрелов/мин

Курсовое вооружение состоит их двух 20-мм авиапушек MG 151/20, расположенных в корне крыльев с общим боезапасом в 500 снарядов и двумя 13-мм пулемётами MG 131, расположенных перед кабиной пилота с общим боезапасом в 800 снарядов.

  • MG 151/20:

Ленту лучше всего использовать «Воздушную», так как она содержит большое количество осколочно-фугасных снарядов Minengeschoß, наносящих колоссальный урон самолётам противника, не давая последним ни шанса на выживание. «Скрытная» лента также эффективна для атак сверху и лобовых. Помимо этого, она хорошо подходит для поражения уязвимых мест танков противника, таких как крыша башни и МТО. Что не сказать о «Бронебойной» ленте, ведь её пробитие составляет всего 19 мм при встрече с бронёй под углом в 90°, в то время как у «Воздушной» — 25 мм. Этого вполне хватает для САУ с открытой рубкой, ЗСУ, и легкобронированной техники.

  • MG 131:

13-мм пулемёты, считавшимися унитарными для самолётов Вермахта, обладают неплохой скорострельностью и хорошей точностью при стрельбе очередями. Однако урон от снарядов довольно посредственный: редко когда удается поджечь или сбить самолёт противника небольшой очередью, лишь при крайне удачном попадании. Против самолетов противника рекомендуется использовать ленты для воздушных целей в силу их высокого бронебойного и зажигательного воздействия, что позволяет применять их в качестве «универсального» боекомплекта, который можно применять также и против бронированных целей. Все трассирующие пули имеют бронебойный эффект, однако отсутствие зажигательного воздействия делает их применение несколько ограниченным и требует очень прицельного ведения огня от игрока. Большой размер боекомплекта позволяет достаточно долго участвовать в воздушном бою, успешно применяя пулемет для борьбы с истребителями противника.

Применение в бою

Тактики боя для Fw-190 разнообразны. Так, одна из них — это «Соколиный удар» или «BoomZoom». Пилот может забраться на высоту 4500–5000 метров и совершать резкое пике на противников, ввязавшихся в манёвренный бой с союзниками, и потом вновь забираться на ту же высоту в поисках следующей жертвы. Однако, при такой стратегии стоит опасаться того, что вас могут атаковать сверху другие игроки на самолётах с хорошим климбом, в частности — Spitfire F Mk. 24. Помимо этого, на данном самолёте не стоит вступать практически во все манёвренные дуэли, поскольку часто враги просто перекручивают «Дору».

Помимо этого, стоит избегать низковысотных боёв, ибо на малых высотах мощный двигатель не способен показать всю свою силу, а если при манёврах потерять скорость, то нельзя будет спикировать и убежать от врага в горизонте. Помните: Высота — лучший друг этого самолёта!

Не стоит забывать об превосходном пушечном вооружении, идеально подходящих для лобовых атак. Мало кто из противников может пережить огонь из MG 151, не понеся серьезных повреждений. В купе со скрытной лентой, это делает его по настоящему опасным противником в лобовых атаках.

Также, на данном самолёте можно с лёгкостью отыгрывать роль охотника на бомбардировщиков. Стратегия едина для всех: самая уязвимая их зона — это брюхо самолёта. Достаточно держаться ровно под ним и изредка выходить на огневую позицию. Самая приоритетная цель — его двигатели. Если вывести или, что ещё лучше, поджечь несколько из них, он точно не дотянет до аэродрома. Учитывая мощность снаряда Minengeschoß, сделать это довольно легко.

Если рассматривать этот самолёт в качестве штурмовика, то приоритетными целями для нас становятся ЗСУ и легкобронированная техника. Естественно, для начала стоит разобраться с противовоздушной обороной противника не давая им шанса сфокусировать свой огонь на вас. Однако делать это стоит крайне осторожно – «Дора» довольно крупная и в неё легко попасть. Для ЗСУ будет идеальна стратегия, когда пилот на бреющем полёте делает заход, ведёт огонь по цели и также на бреющем полёте уходит, активно маневрируя. После того, как ПВО противника будет уничтожено, можно взяться за другие легкобронированные цели, однако для них стоит применять другую стратегию. Делать заход на цель рекомендуется с высоты в 1000 метров и под углом примерно в 60-70 градусов. Но помните о затяжелении рулей направления!

Достоинства и недостатки

Fw-190 D-9 – довольно специфичный самолёт, требующий от пилота определенного мастерства управления и понимания хода боя.

Достоинства:

  • Хорошая максимальная скорость
  • Отличное курсовое вооружение
  • Расположение модулей в центроплане
  • Высокий порог флаттера механизаций и корпуса в целом
  • Хороший обзор из кабины по бокам и назад
  • Отличная скороподъемность
  • Премиальные бонусы

Недостатки:

  • Малоэффективные рули высоты и направления
  • Плохая управляемость на малых скоростях
  • Посредственная живучесть двигателя при повреждениях

Историческая справка

Исторически, Fw-190 D-9 разрабатывались как ответ на появление на полях сражений у Союзников всё большего числа истребителей-бомбардировщиков. Курт Танк это понял, потому и попытался переделать один из эффективных самолётов на манер бомбардировщика. Начались работы над этим в конце 1943 года, прямо перед поражением под Сталинградом. После потери большого количества техники при отступлении в ходе войны в целом, встал вопрос по поводу замещения потерянных образцов техники. Именно «под соусом» того, что можно заменить часть потерянных бомбардировщиков He.111 и штурмовиков Ju 87 штурмовыми модификациями Fw 190. Изначально, командование Люфтваффе смотрело на эту идею скептически, однако в апреле 44 года всё же решилось на пробную партию. Так, к июлю 1944 года были переоборудованные несколько машин. На испытаниях они показали себя довольно неплохо, однако с подвесным вооружением они становились довольно лёгкими целями из-за падения скорости и ненадежного крепления самих бомб. На одном из испытаний даже был случай простого выпадения бомбы из держателя прямо при взлёте самолёта. Конечно, это слегка напугало персонал, однако бомба не сдетонировала из-за осечки взрывателя. Было принято ввести самолёт в серию, сделав ещё несколько доработок.

Так, первые штурмовые «Доры» появились в августе 1944 года. Сразу же, они стали желанными трофеями, поскольку на них стояли довольно мощные двигатели, которые союзники хотели изучить. И им выпал этот шанс: в октябре 44-го, одна из «Фок» потеряла управление из-за попадания снаряда в хвостовое оперение и рухнула недалеко от Кракова в Польше. Советские войска захватили летчика и с удивлением обнаружили, что тот смог посадить самолёт без управления ровно на поле, не повредив двигатель, а сама машина оказалась новой модификацией D-9. Самолёт срочно отправили в Москву на обследование и разборку. Позже, были захвачены еще несколько образцов «девятых», которые использовались для тестирования и участвовали в боях на стороне Советов. После войны, в качестве контрибуции, Германия передала большое количество техники Союзу, в том числе и Fw-190 D-9.