- За
- Против
Посмотрев на данную эрзац САУ, я сказал себе, это что за уродец, не могу больше на него смотреть. Такое в игру нам надо, но если без шуток. То тут больше представляет интерес, не сколько к эффективности, а сколько в желании заиметь эту машину к себе в ангар, как коллекцию.
Краткая история:
В 1930–1932 годах в Советском Союзе проводились эксперименты по созданию самоходных артиллерийских установок на базе сельскохозяйственных тракторов. Однако результаты не удовлетворили, и проект был прекращен к 1932 году. Летом 1941 года, после поражений Красной Армии, было принято решение организовать производство бронетракторов для срочной поддержки пехоты. В июле 1941 года НАТИ разработало прототип бронетрактора ХТЗ-16, но массовое производство не было достигнуто из-за сбоев в поставках комплектующих. В сентябре 1941 года началась эвакуация предприятий Харьковского тракторного завода, где планировалось основное производство бронетракторов. К этому моменту было произведено лишь 142 машины, из которых первые 33 имели корпуса из неброневой стали и назывались “железными”. Несмотря на трудности, Харьковский завод произвел 1528 шасси для ХТ3-16 к сентябрю 1941 года, но основное производство было остановлено из-за загруженности завода Т-34 и тракторами СТЗ-5-НАТИ.
Бронетракторы ХТЗ-16 были применены в ходе Великой Отечественной войны. Их поставляли в противотанковые подразделения Харьковского военного округа. Некоторые шли на укрепления гарнизонов и учебных заведений. В боевых действиях они участвовали в защите Полтавы и в обороне Москвы. В октябре 1941 года образован отдельный противотанковый отряд в Харькове, где бронетракторы использовались, но в последующих уличных боях многие из них были утрачены. Кроме того, часть машин принимала участие в освобождении Харькова в мае 1942 года, где также были потеряны. Основные недостатки включали низкую скорость, слабое бронирование, отсутствие радиооборудования и другие ограничения в проходимости и маневренности.
Фото: