История
«Муцу» и однотипный ему «Нагато» являлись первыми японскими линкорами, которые были полностью спроектированы и построены в Японии. «Муцу» был заложен 1 июня 1918 года и почти через два года, а именно 31 мая 1920 года, был спущен на воду. Ещё около года понадобилось на то, чтобы этот линейный корабль вступил в строй. «Муцу» можно считать одним из самых совершенных линкоров, которые были построены до Вашингтонской конференции 1922 года. Корабль имел стандартное водоизмещение 39120 тонн, а максимальное – 46356 тонн, при этом максимальная скорость хода составляла 26,5 узлов. Главное вооружение составляли восемь 410-мм. орудий, что делало «Муцу» весьма опасным противником даже для линкоров более поздней постройки. Линкору удалось избежать утилизации благодаря успехам японской дипломатии на Вашингтонской конференции. Это произошло благодаря сокрытию истинной даты введения в строй корабля. Приводится также версия, что на участников конференции произвел впечатление тот факт, что линкор строили на пожертвования японских школьников.
Предвоенная служба корабля не пестрит какими-либо выдающимися случаями. В 1927 и в 1933 годах на «Муцу» держал свой флаг император Хирохито во время учений. С 1933 по 1936 год корабль прошел модернизацию. Даже с началом войны линкор не принимал особо активного участия в боевых действиях: с декабря 1941 года до начала битвы за Мидуэй он участвовал в учебных стрельбах или маневрах. В битве за Мидуэй «Муцу» входил в состав эскадры линкоров адмирала Ямамото и шел в 300 милях от ударной группы авианосцев, но активных действий не предпринимал. По возвращению к берегам Японии корабль простоял без дела 2 месяца и лишь 11 августа 1942 года линкор оказался в составе Второго флота вице-адмирала Кондо. Вместе с ним он принял участие в сражении у восточных Соломоновых островов. В январе 1943 года линкор снова вернулся на родину. В Йокосуке «Муцу» простоял в доке неделю и отправился в Хиросимский залив, куда теперь он был приписан. По прибытию туда на борт корабля взошел новый командир корабля Миёси Терухико, который стал и последним. За время стоянки в Хасирадзиме линкор выходил только для проведения учебных стрельб и очистки днища. После выхода из дока на корабль загрузили полный боекомплект, а это 960 снарядов главного калибра, в числе которых были также 200 зажигательных снарядов Тип 3, которые являлись специальным боеприпасом ПВО для орудий главного калибра. Эти снаряды появились благодаря значительным углам возвышения японских орудий главного калибра.
8 июня 1943 года на корабль прибыли 113 кадетов и 40 инструкторов для ознакомления с кораблем. В этот же день поступила информация о прибытии к 13.00 линкора «Нагато». Необходимо было освободить флагманское швартовочное место, на котором стоял «Муцу», поэтому начались приготовления к переходу корабля к бочке №2. Туман, который стоял с самого утра, к полудню не развеялся, и видимость составляла около 500 метров. Тем не менее, на линкоре приготовились дать ход. В 12.13 стоящие на мостике линкора «Нагато», который подходил к Хасирадзиме, увидели огромную белую вспышку, за которой последовал звук взрыва. Вскорости с линкора «Фусо» поступила краткая радиограмма: «Муцу взорвался». На самом «Фусо» был развернут штаб спасательных работ. Картина того, что произошло с «Муцу» была ужасающей: линкор переломило пополам, а на поверхности осталась только перевёрнутая корма. Из 1474 членов экипажа выжило лишь 353 человека. Погибли и командир корабля Миёси Терухико, и старший офицер Оно Коро. В районе катастрофы сразу же объявили противолодочную тревогу, так как только этим могли сначала объяснить произошедшее. Однако поиски субмарин противника не дали никаких результатов. В течение дня предпринимались попытки удержать на плаву корму линкора, но ночью 9 июня и она затонула.
После трагедии была создана комиссия по обнаружению причины взрыва линкора. Расследование длилось два месяца, и вывод был сделан таков: гибель «Муцу» произошла из-за взрыва погреба башни №3 главного калибра. Стали искать причину детонации боеприпасов. Больше всего мнение членов комиссии склонялось к тому, что виной взрыва стало самовоспламенение как раз тех самых снарядов Тип 3. Но последующие испытания показали, что ниже 80°C снаряды не могли самовоспламениться. В итоге появилась формулировка «человеческое вмешательство». Была выдвинута даже версия, что один артиллерист из расчета башни №3 был уличен в воровстве перед катастрофой и взрыв является его рук делом. Искали его тело, так как среди спасенных он не был, но поиски не увенчались успехом. В общем итоге причиной стал «человеческий фактор». Но японцы не отказывались долго и от версии атаки субмарины. Осенью был основательно расспрошен немецкий военно-морской атташе Пауль Веннекер об атаке британских карликовых подводных лодок на линкор «Тирпиц» 22 сентября 1943 года. Но было бы логичным сказать, что если бы это была спецоперация союзников, то об её успехе уже бы раструбили.
В июле 1944 года японцы откачали остатки топлива с «Муцу». В 1949 году предпринималась первая попытка поднять его останки со дна залива, но она провалилась. В 1970 году японской компании Fukuda Salvage Co. было разрешено начать подъём остатков линкора. В течение 8 лет работ было поднято до 75% обломков «Муцу», среди которых нашли много останков экипажа. В 1972 году в городе Тёва открыли мемориальный музей «Муцу».
Фото