История
ОКБ Ильюшина в 1943 году получило задание разработать тяжелый штурмовик-бомбардировщик. Одновременно с этим там создавался проект такого самолета под обозначением Ил-6 или ЦКБ-60. Машина была спроектирована под 2 двигателя АМ-38. Самолет отличался хорошим стрелково-артиллерийским вооружением, которое располагалось в носу: две пушки ВЯ-23, одна пушка НС-37 или ШВАК-20 и четыре пулемета ШКАС 12,7 мм. Данный проект не был осуществлен. Обозначение Ил-6 передали на тяжелый опытный бомбардировщик – Ил-4.
В основе первого варианта Ил-8 был Ил-2, но имел более длинный фюзеляж (на 90 см) и увеличенную площадь крыла, несмотря на то, что у Ил-2 самого был размах крыла 14,6 м. Вооружение как на Ил-2 за единственным отличием – предусматривалась установка пушек НС-37. Самолет мог перевозить 1 тонну бомб и 8 РС-132 или РС-82. Максимальная скорость с мотором АМ-42 (2 тыс. л.с.) – 470 км в час. Ближе к 1944 году Ильюшину удалось создать более совершенный в плане аэродинамики самолет под таким же названием, который отличался большей скоростью и внешне напомнил увеличенный вариант Ил-10. Собственно, он и стал выпускаться серийно. Ил-8 же не поступил в серию.
В ходе боев были выявлены недостатки Ил-2, ухудшающие его боевую ценность, что в принципе не вызвало никаких неожиданностей как для С.В. Ильюшина, так и для руководства НКАП и командования ВВС КА.
С.В. Ильюшин в августе 1942 г. обратился в правительство с предложением создать 2-местный бронированный штурмовик, имеющий мощный мотор в 2 тыс. л.с. с воздушным охлаждением М-71 взамен одноместного.
Самолет получил обозначение БШ М-71 и полностью отображал концепцию тяжелого бронированного штурмовика с мощным пушечным и бомбовым вооружением, что позволяло обеспечить улучшенную интегральную боевую эффективность машины при поражении трудноуязвимых целей в тяжелых условиях сильной ПВО. Что касается вооружения, то оно состояло из двух 37-мм пушек с 80 снарядами и четырех пулеметов с 200 патронами. 400 кг – нормальная бомбовая нагрузка, максимальная – до 1000 кг. Не планировалась установка реактивных снарядов, поскольку главным средством борьбы с сильно защищенными целями и танками должны быть авиабомбы и пушки.
Несмотря на эти и все остальные совершенствования, в НИИ ВВС заявили, что штурмовик создаваться не будет. Скорей всего, одна из причин этого – успешные испытания 2-местного Су-6. И это не удивительно, ведь летные характеристики его были куда лучше. Второй причиной, по мнению экспертов, могут быть сложности, связанные с запуском серийного производства моторов М-71Ф и М-71 в условиях войны.
ОКБ Ильюшина в мае 1943 года построил тяжелый штурмовик с обозначением Ил-АМ-42, который впоследствии стал называться Ил-8 АМ-42.
В зимне-весенний период 1943 года в ОКБ одновременно разрабатывались два возможных варианта нового самолета: штурмовик-бомбардировщик, имеющий дальность полета в 1100 километров, и разведчик-корректировщик с меньшими дальностью полета и полетной массой, но зато с более совершенным радиосвязным оборудованием. Что касается остального, то обе машины практически ни в чем не имели отличий.
С целью быстрого запуска серийного производства штурмовика его площадь крыла, компоновочная схем и конструкция многих агрегатов и узлов остались точно такими же, как и на самолете Ил-2 АМ-38Ф. Причем по конструкции и многим геометрическим параметрам (площади оперения, длина фюзеляжа, рулей и т.д.) штурмовик является абсолютно новым самолетом.
Ил-8 по в отличие от Ил-2 АМ-38Ф и Ил-2 М АМ-42 характеризуется несколько большими габаритами. В сравнении с Ил-2 внешняя аэродинамика Ил-8 была доработана: масляный радиатор разместили в воздушном канале рядом с водяным, который был выполнен на основе Ил-2. На новом штурмовике всасывающий патрубок находился на левом борту фюзеляжа.
С целью повышения улучшения управляемости и продольной устойчивости крыло было смещено назад. Установили взлетное положение щитков.
Ил-8 имел усиленное бронирование. Двигатель с агрегатам, масляный и водяной радиатор прикрывались брошей 4-6 мм.
Броня кабины пилота – 4-8 мм. С задней полусферы пилот защищался 8 мм бронеплитой, а спереди прозрачным бронестеклом в 62 мм. Сверху на фонаре кабины устанавливались 6 и 8 мм бронелисты.
Для входа в кабину стрелка, снизу фюзеляжа был сделан люк. Обшивка самолета – дюралюминовая а ложнероны – металлические.
На первом экземпляре хвостовая часть была сделана из дерева, на втором из металла.
Первый экземпляр Ил-8 имел стрелково-пушечное вооружение состоящие из 2-х пушек ВЯ и 2-х пулеметов ШКАС.
На втором экземпляре было металлическое крыло с 2-мя пушками НС-37 и двумя пулеметами ШКАС.
Новый штурмовик отличался от обычного Ил-2 еще и рациональным размещением пушек. Они находились ближе к оси, именно на том месте, де на Ил-2 находились пулеметы ШКАС.
Пулеметы же, были там, где, как правило, устанавливаются пушки. Сами пушки полностью находились в крыле штурмовика.
После сбрасывания бомб люки с помощью пружин быстро закрывались. Благодаря двум наружным держателями можно было держать подвешенные бомбы весом от 50 до 500 килограммов.
Но как бы там ни было, тяжелый Ил-8 с АМ-48, несмотря на дефекты мотора (тряска, дымление, износ поршневых колец, засорение воздушных клапанов карбюраторов и т.д.) успешно отлетал Государственные испытания в период с 29 февраля по 30 марта 1940 года. П.Т. Аброщенко – ведущий инженер, А.К. Долгов – ведущий летчик-испытатель. Самолет был рекомендован к переходу в серийное производство в двух вариациях: разведчика-корректировщика и тяжелого штурмовика-бомбардировщика.
По своим пилотажным характеристикам штурмовик вышел в целом легким и простым в управлении. Ил-8 по своим летно-техническим данным превосходил Ил-2, хотя до конца и не отвечал современным требованиям. Но в маневренности в горизонтальных и вертикальных плоскостях он уступал Ил-2, что было недостаточно для боевых действий, проходящих в заключительный период войны. Тогда в серию он так и не вышел. Было решено улучшать аэродинамику, что позволит повысит главные летные данные. Было очень много совершенствований самолета, которые позволили самолету все-таки выйти в серийное производство.
Ил-8 имеет хорошую перспективу развития. С двигателем АМ-43 его максимальная скорость будет 640 км в час при абсолютном сохрани прочих данных.
Самолет Ил-8 по дальности, количество бомбовой нагрузки, огневой защите и мощности бронирования является выдающимся явлением одномоторной машины, что позволяет ему выполнять боевые действия в широком диапазоне.
Ил-8 – модификация Ил-2 с сохранение всех главных габаритных размеров. Половина деталей и остатки неизменны, а вторая половина остатков подвергнется доработкам.
В заключении стоит отметить, что самолет Ил-8 имеет хорошую устойчивость, мощное вооружение, большую грузоподъемость, значительную скорость и дальность полета, удобный в эксплуатации, что позволяет рекомендовать его к серийному производству.
Фото