Клон клоныч или четвертая ножка табурета Т-54 с ГТД

Танк Т-54 с газотурбинным двигателем ГТД-3Т представлял собой экспериментальный танк на котором была проведена ОКР по исследованию работы ГТД в танке и динамических свойств среднего танка с ГТД. В рамках данной ОКР распоряжением СМ СССР от 24 января 1961 г. ОКБ-29 в Омске обязывалось поставить ВИИИ-100 три газотурбинных двигателя ГТД-750, разработанных для вертолета КА-25, и оказать помощь в приспособлении их для установки в танк. На основании данного распоряжения СМ СССР в ГКОТ был разработан план совместной работы ВНИИ-100, Уралвагонзавода, НИИД и ОКБ-29 по созданию опытного газотурбинного двигателя ГТД-3Т для танка. Во второй половине 1962 г. к работам по установке ГТД в средний танк вместо Уралвагонзавода был привлечен завод № 174 в Омске.

image

Любителям почитать более подробно

По результатам проведенных работ были выявлены условия работы ГТД в танке, особенности эксплуатации танка с ГТД и определены динамические характеристики среднего танка с ГТД. В феврале 1963 г. ОКБ-29 изготовило и в марте 1963 г. передало ВНИИ-100 газотурбинный двигатель ГТД-ЗТ-02 для проведения его всесторонних стендовых испытаний. В феврале 1963 г. ОКБ-29 было реорганизовано в ОКБ-20. В мае 1963 г. после 100-ч стендовых испытаний ОКБ-20 передало ГТД-3Т-03 для установки его в танк. Летом-осенью 1963 г. ВНИИ-100 совместно с заводом 174 произвели переделку серийного танка Т-54 под установку ГТД. В IV квартале 1963 г. во ВНИИ-100 были проведены объектовые и ходовые испытания первого в СССР экспериментального ганка с ГТД. В январе-марте 1964 г. были проведены испытания по определению разгонных характеристик танка с механической трансмиссией, а в октябре - исследованы разгонные характеристики экспериментального танка с гидромеханической трансмиссией.

Полученный опыт проектирования и результаты стендовых и объектовых испытаний были использованы при разработке танков «Объект 167Т», «Объект 166ТМ» и «Объект 003», оснащенных силовой установкой с ГТД. Экспериментальный танк Т-54 с газотурбинным двигателем ГТД-3Т отличался от серийного танка Т-54 только компоновкой МТО, коренная переделка которого была вызвана отличием ГТД от поршневого двигателя по характеристикам, эксплуатационным качествам и габаритам. В остальном экспериментальная машина (корпус, башня, вооружение, ходовая часть, электрооборудование, средства связи) практически ничем не отличалась от серийной. Использование некоторых агрегатов трансмиссии (от танка Т-54 и истребителя танков «Объект 150») определило поперечное расположение двигателя ГТД-3Т в экспериментальном танке. По сравнению с расположением дизеля В-54 газотурбинный двигатель ГТД-3Т был смещен в сторону моторной перегородки на 140 мм. Выхлопной патрубок ГТД был перекрыт корпусом башни. Это обстоятельство привело к необходимости поворота выпускной улитки относительно его вертикальной ocи на 30° в сторону кормы машины и удалению средней группы топливных баков серийного танка. Длина двигателя ГТД-3Т с редуктором составляла 1809 мм.

Газотурбинный двигатель ГТД-3Т мощностью 515 кВт (700 л.с.) с удельным расходом топлива 448 г/кВт - ч (330 г/л.с. • ч) был спроектирован ОКБ-29 (главный конструктор В.А. Глушенков) на базе вертолетного двигателя ГТД-750. Он представлял собой двухвальный ГТД с осецентробежным компрессором (6 ступеней осевых и одна центробежная) и двухступенчатыми осевыми (силовой и компрессорной) турбинами. Двигатель имел цилиндрический двухрядный понижающий редуктор. Передаточное число редуктора i=5,663. При работе двигателя с ГМТ за счет пары съемных шестерен передаточное число редуктора могло быть изменено на i= 4,921. Для исключения кратковременного увеличения частоты вращения силовой турбины в конструкции двигателя был предусмотрен перепуск газа после компрессорной турбины в атмосферу, минуя силовую турбину. Это осуществлялось с помощью заслонок перепуска газа при работе двигателя на режимах малого или малого маневренного газа («холостой ход») и при отпускании педали подачи топлива во время движения. Управление заслонками перепуска газа осуществлялось механиком-водителем с помощью педали подачи топлива («педали газа»).

В системе воздухочистки и пылеудаления с коэффициентом пропуска пыли 3% был применен циклонный воздухоочиститель с эжекционным удалением пыли из бункера. Воздухоочиститель обеспечивал очистку воздуха, поступавшего в двигатель ГТД-3Т. Из условий компоновки МТО серийного танка для снижения сопротивления трассы, подводившей воздух к двигателю, воздухоочиститель был установлен снаружи танка на левой над гусеничной полке. В топливной системе имелось две группы топливных баков - внутренняя и наружная. Внутренние баки располагались в носовой части танка справа от рабочего места механика-водителя. Наружные баки - на левой и правой над гусеничных полках. Общая емкость наружных топливных баков составляла 400 л. Подача реактивного топлива марки ТС-1 из баков к двигателю осуществлялась с помощью подкачивающего насоса коловратного типа. Расход топлива на километр пути в среднем был в 2,5-2,8 раза больше, чем у серийного танка. Число переключений передач в одинаковых дорожных условиях у танка с ГТД в 3,6 раза было меньше, чем у серийного танка. Выпуск отработавших газов двигателя осуществлялся через выхлопной патрубок в передней части МТО у правого борта и был направлен вверх под углом 45°.

В МТО была применена вентиляторная система охлаждения незамкнутого типа (отвод тепла от коробки передач и от наружных поверхностей ГТД-3Т осуществлялся непосредственным обдувом их потоком воздуха системы охлаждения). Одноступенчатый осевой вентилятор приводился во вращение от вала турбокомпрессора ГТД через карданный привод. Система смазки была выполнена в двух вариантах: для МТО с механической трансмиссией и МТО с гидромеханической трансмиссией. Принципиальное отличие второго варианта системы смазки от первого заключалось в наличии двух контуров циркуляции масла, связанных с масляными магистралями двигателя и гидромеханической коробки передач. В системе смазки при установке механической коробки передач применялся один контур циркуляции масла, связанный только с масляной магистралью двигателя. Пуск двигателя осуществлялся стартером СТ-1ПТ. В условиях низких температур (-22°С) время подготовки к пуску и пуск двигателя составлял 7 мин. (для танка с дизелем В-54 этот показатель составлял 39 мин.).

Особенностью экспериментального танка являлось то, что в МТО можно было устанавливать два типа трансмиссии - механическую и гидромеханическую. В качестве механической трансмиссии была применена трансмиссия серийного танка Т-54 с пятиступенчатой коробкой передач. Гидромеханическая трансмиссия танка состояла из гидромеханической коробки передач истребителя танков «Объект 150» с комплексной гидропередачей ГТК-111с, переделанной из трехступенчатой в двухступенчатую. ПМП, бортовые редукторы и приводы управления движением танка остались такими же, как на танке Т-54. Источником электроэнергии при работающем двигателе являлся авиационный генератор ГСК-1500 с клиноременным приводом от коробки передач танка. В отделении управления был установлен щиток контрольно-измерительных приборов адаптированный под установку в танке ГТД.

Боевая масса - 33,5 т;
мощность ГТД - 515 кВт (700 л.с.);

  • За
  • Против

0 голосов

3 лайка

Наградой за БП было бы хорошим призом. Хоть и “клон”.

11 лайков

54 это хорошо… А быстрая 54 ещё лучше

14 лайков

Там еще был вариант ранней 64 (об 432) с гтд-3тл
Тоже неплохой вариант для какого-нибудь бп ну или в ветку к 435

9 лайков

54ка с повышенной подвижностью? Круто. Был бы тут ещё прокинут привод на башню, был бы вообще огонь.

4 лайка

У т-54 вроде даже были версии со стабой

За бп его не дадут, слишком жирно. Обычно туда засовывают технику 6.3-6.7.

Просто как прем скорее всего на 8.0 - 8.3. В принципе прикольная машина будет.

1 лайк

центуриона, тедесять, пт76, тоддлера и колёсника представили?
Половина наград за БП идёт около бр 8.0 (нынче, раньше было около 7.7, ибо были машины 7.3, 7.7)

Исключение в самом халявном батлпассе. Тогда и продавать можно было технику сразу, не фармя 105/125 уровни.

На момент повления был ниже, вроде на 7.0-7.3. Но опять же, второй халявный БП. Потом улитка подкрутила гайки.

На выходе БП был 6.7 или 7.0, если что. Точно уже не помню. Бр ему уже потом задрали, когда начали отодвигать от техники ВМВ.

Точно так же, был на 7.0 в момент выхода БП.

хто?

Остальные:
Гусь - с релиза на 6.7
Су-8 - без комментариев, там даже маленький приз (М64) выше по БР.
Элефант - 6.7 с релиза
248 - был на 6.3, потом дали 6.7
А-1Н - 6.3
Центурион - был 6.3, дали 6.7
АМХ - был на 6.7, сейчас 7.7.
Безоткатка на 6.7
Страйкмастер пока на 6.3, но думаю 6.7 дадут однозначно, слишком хорош в ТРБ.

Только в первых двух БП была техника выше 7.0., а из последних 8 БП только в одном техника в итоге переехала с 6.7 на 7.7. Во всех остальных так и осталась не выше 6.7.

1 лайк

7.7 - 7.7.

7.3 - считаем около 7.7

Нет, с самого ввода его 90мм кумуль был 7.3

нет, 7.3

АМХ ТО90. ПО аналогии: ТО100 - тостер, ТО90 - тоддлер. Юмор локальный, так что извиняюсь если не поняли.

Как я уже и описал, это не совсем правда. Особенно на текущий момент.
низкий бр был у колёс с марафона: 4.7 против 6.7 сейчас.

7.3 считаем как 7.3. Не около )

Врешь)

Спойлер

Этот текст будет скрыт

Да и я прекрасно помню, как ему 2 раза повышали БР, у самого он есть и катал я его с первого дня , когда выбил.

Но тем не менее, на выходе он был 6.7

Опять врешь.

Спойлер

Этот текст будет скрыт

Зачем так уверенно доказывать то, чего ты не знаешь?)

В итоге считаем:

Из 13 БП в одном из них была техника 7.7, в одном - 7.3, в двух - 7.0. И все это было в первых 5 батлпассах. В остальных 9 - 6.3-6.7 или ниже.

То, что ее потом двигали по БР - не показатель, могли двигать и вниз, могли вообще не двигать. Последним призом с БР выше 6.7 был ПТ-76, который вышел более 2-х лет назад.

И даже если учитывать, как ты хочешь, именно текущий БР техники - получаем 5 единиц техники 7.7 (Т-10, Ебр, Цент 5/1, ПТ-76 и АМХ) и 8 единиц техники 6.7 и ниже. 5 из 13 - это ни разу не половина.

Убедительно. Соглашусь с таким аргументом

Тут уже у тебя информация прохудилась. Он со старта становился в сетап к 50-100, значит был 7.3

Тем не менее он не 6.7, а 7.0. В тот момент машины типа Т-54 стояли на том же рейтинге: 7.0-7.3. Следовательно, экстраполируя на сейчас: ничего не мешает ввести машины 8.0-8.3, ибо машины из БП ныне стоят на близких к этим рейтингах. То есть просто сдвинулась граница.

На какой БР его пихать?

Тем не менее это и не исключение.

Машины 8.0-8.3 в своей основе это 6 ранг. Такое в бп не дадут

БР ни на что не влияет, в БП суют технику 4 ранга на данный момент. Только вначале было несколько БП с техъникой 5 ранга, но это уже не актуально
вот только сейчас улитка больше не проворачивает махинации с рангами прем танков, поэтому т54 5 ранга не попадет в бп пока правила бп не изменятся

2 лайка

Ладно.

5 машин в БП на 7.0 и выше, 8 - на 6.7 и ниже. Все равно ни о какой половине не идет и речи.

Ничего не мешает хоть 12.7 ввести. Но не введут. Как и 8.0 - 8.3 не введут. По крайней мере, в текущем формате БП.

1 лайк

Исключением я назвал 7.7, который был всего один в самом первом марафоне. Таким и останется.

да к остальным 54кам на 8.0