Le Triomphant

История

Самые знаменитые из французских лидеров, последние и наиболее совершенные из кораблей данного класса с пятью орудиями главного калибра. Строились по программе 1930 г. “Ле Фантаск” и “Л’Одасье” строились в арсенале Лориана, постройку остальных четырех вели частные предприятия. “Ле Триомфан” был заказан 7 мая 1931 г., “Ле Террибль” – на следующий день, “Ле Малэн” и “Л’Эндомтабль” – 13 мая. На лидерах типа “Фантаск ” были применены несколько важных новшеств, в том числе элегантный и современный внешний облик, особенно заметный в контрасте со старомодно выглядевшими “четырехтрубниками”; новая артиллерия главного калибра, существенно увеличившая их огневую мощь; иное расположение средней артиллерийской установки. Данный проект являл собой дальнейшее продвижение в сторону увеличения размеров и мощности силовой установки. Рост водоизмещения на 200 тонн сопровождался 15 % прибавкой номинальной мощности. В итоге “Ле Террибль” стал рекордсменом скорости среди надводных кораблей, и этот рекорд не побит и поныне! Отменные боевые качества лидеров типа “Фантаск” позволили им в годы второй мировой войны зарекомендовать себя наиболее активно действовавшими надводными кораблями французского флота. Водоизмещение: стандартное 2569 т, нормальное 2724-2800 т, полное 3380 т. Размеры: длина наибольшая 132,4 м, по ватерлинии 125,4 м, ширина 12.25 м, осадка: носом 3.8 м, кормой 5.01 м. средняя 4.3 м. Силовая установка с некоторыми изменениями была заимствована у предшественников – “Милана” и “Эпервье” и принята для нового класса даже без обычного при этом испытательного периода службы этих двух кораблей. Она состояла из четырех тонкотрубных вертикальных котлов “Пеноё” (на “Ле Террибль” – “Ярроу-Луар”) и двух турбин с зубчатой передачей. Компоновка сохранилась прежней, эшелонированной: котельные отделения чередовались с машинными, однако дымоходы котлов выводились в две широкие невысокие трубы. Три корабля серии (“Л’Одасье”, “Ле Фантаск”, “Ле Террибль”) оснащались турбинами “Рато-Бретань”, остальные – проверенными ТЗА Парсонса. Проектные мощность и скорость составляли 74000 л.с. и 37 уз соответственно.

Испытания кораблей на мерной миле произвели настоящий триумф. Первым в июле 1934 г. на них вышел “Ле Триомфан”, показав при стандартном водоизмещении скорость 43,24 уз. Но быстрее всех оказался “Ле Террибль”. На восьмичасовых пробегах он показал среднюю скорость 42,93 уз при водоизмещении 2853 т и средней мощности механизмов 86443 л.с. Достигнутая им максимальная скорость при стандартном водоизмещении 45,02 уз стала рекордом, который держится по сей день. Самым тихоходным лидером серии оказался “Ле Фантаск”, показавший при водоизмещении 2882 т средние значения мощности и скорости 92364 л.с. и 40,5 уз соответственно (максимальные значения – 96419 л.с. и 42,7 уз). Любопытно, что “Л’Одасье” развил наибольшую мощность 101876 л.с., но по скорости не смог “обойти” рекордсмена. Даже при такой высокой скорости расход топлива на восьмичасовых испытаниях не превысил 32,5 тонн в час, а “Л’Эндомтабль” добился лучшего результата – 30,76 т/ч. Рекордные показатели “Ле Террибля” связаны с тем, что его гребные валы оснащались кронштейнами, изготовленными по типу “Милана” и “Эпервье”, тогда как на остальных пяти кораблях серии был опробован специальный проект с выкружками гребных валов (так называемыми “штанами”). Ввод в строй “Ле Триомфана ” задержался из-за дефектов, обнаруженных во время проб механизмов па полную мощность. “Ле Фантаск” тоже вошел в строй с задержкой, поскольку повредил лопасть винта при выходе па испытания.

Дальность плавания “фантасков” соответствовала аналогичному показателю остальных французских лидеров. Она составляла 4000, 3000, 2500, 1300 и 700 миль при скорости 15, 21, 25, 32 и 37 узлов соответственно. Нормальный запас топлива 580 т, максимальный 650 т. Боевой радиус кораблей был удовлетворительным для условий Средиземноморья, но для действий в океане не мог считаться приемлемым. Вооружение: пять 138-мм орудий, четыре 37-мм автомата, четыре 13,2-мм пулемета, девять 550-мм торпедных аппаратов. Артиллерийское вооружение лидеров типа “Фантаск” по сравнению с предшественниками количественно не изменилось, но было существенно улучшено качественно. Новые 138-мм орудия образца 1929 г. имели увеличенную до 45 калибров длину ствола, что обеспечивало почти 20-километровую дальность стрельбы, а также снабжались автоматическим пружинным досылателем. Техническая скорострельность достигла 12 выстрелов в минуту, хотя практическая была несколько ниже. Впервые были предусмотрены полные и учебные заряды. По-новому была размещена артиллерийская установка №3 – теперь она стояла в передней части кормового шельтердека. Это позволяло ей эффективнее вести огонь на носовых курсовых углах, что более соответствовало наступательной концепции использования французских лидеров. Боезапас составлял 240 снарядов на орудие.

Впервые на французских лидерах была применена центральная система управления огнем с автоматом стрельбы. Она обслуживалась двумя стереоскопическими дальномерами: 5-метровым носовым и 4-метровым кормовым. Последний поменялся местами со средним орудием и располагался в задней части средней надстройки, позади второй трубы. На кораблях отсутствовала грот-мачта, для крепления радиоантенн были установлены V-образные стойки на кормовой трубе. Имелись изменения в зенитном вооружении. Шестерка “фантасков” вооружалась 37-мм автоматами в новых спаренных установках М1933. Размещение автоматов было стандартным – побортно в районе кормового котельного отделения. Для управления огнем служили два 1-метровых дальномера. На крыльях мостика устанавливались спаренные пулеметы “Гочкис”, имевшие собственные переносные дальномеры. Однако в целом, как и на всех французских кораблях в предвоенный период, зенитное вооружение было слабым.

Как и на предыдущем типе, торпедное вооружение было разнесено: один аппарат размещался по диаметральной плоскости, два других – по бортам, но теперь все они стали трехтрубными, увеличив общее количество труб до девяти. Противолодочное вооружение включало в себя шестнадцать 250-кг глубинных бомб. Лидеры могли принимать на борт до 50 мин типа “Бреге” весом 500 кг. Широкое применение систем автоматики позволило сократить экипаж кораблей до 210 человек – 13 офицеров и 197 матросов. Войдя в строй, эти корабли составили 8-й ( “Эндомтабль”, “Малэн, “Триомфан”) и 10-й ( “Фантаск”, “Одасье”, “Террибль”) дивизионы лидеров. В начале войны оба дивизиона действовали в составе Атлантического флота. Базируясь на Брест, а позднее на Дакар, в конце 1939 – начале 1940 гг. корабли принимали участие в операциях, связанных главным образом с поиском германских рейдеров “Адмирал Граф Шпее” и “Дойчланд”. На “Одасье” и “Эндомтибль ” не проводилось значительных модернизаций. Только последний получил три дополнительных 37-мм спаренных автомата M1933. Все они размещались па кормовой надстройке между орудиями №3 и №4. В 1943-1944 гг. “Фантаск”, “Террибль”, “Малэн” и “Трномфан” прошли в Соединенных Штагах ремонт, сопровождавшийся обширной модернизацией. Со всех кораблей были демонтированы кормовые торпедные аппараты, кормовые дальномерные посты и прежние зенитные автоматы. Легкое зенитное вооружение также было кардинально модернизировано. “Фантаск “. “Террибль “и “Малэн “получили два спаренных 40-мм “Бофорса” Mk.1 Mod.6, занявшие места перед второй трубой, и счетверенный “Бофорс” Mk.2 Mod. 13, установленный между орудиями №3 и №4. На “Триомфане” аналогичным образом смонтировали три спаренных автомата Mk.1 Mod.1, вернув на прежнее место 138-мм орудие №4, ранее замененное 102-мм. Для управления огнем “Бофорсов” служили приборы управления Mk.51. Кроме того, на всех лидерах были смонтированы 20-мм автоматы “Эрликон” – по восемь на “Фантаске” и “Террибле ” и по десять на “Малэне ” и “Триомфане”. Были установлены легкие решетчатые фок-мачты с американскими радарами слежения за морскими и воздушными целями. После модернизации водоизмещение лидеров возросло примерно на 500 тонн. Несмотря на это, на испытаниях “Фантаск” и “Террибль” превысили 40-узовую скорость. Впоследствии корабли легко могли поддерживать эскадренный ход в 37 уз, вызывая всеобщее восхищение союзников. Запас топлива был увеличен до 730 т, что позволило несколько увеличить дальность плавания.

В октябре 1943 г. лидеры были переклассифицированы в легкие крейсера (Croiseur lugere). На Средиземном море “Фантаск”. “Малэн” и “Террибль” образовали 10-й дивизион легких крейсеров, командиром которого был назначен капитан 1 ранга Пьер Лансело, отличившийся в сентябре 1940 г. в Дакаре, когда командовал подводной лодкой “Бевезье”.
“Ле Триомфан”. Находился в составе 8-го дивизиона лидеров, командир корабля – капитан 2 ранга Потюо. Действовал в Атлантике в составе “Force de Raide”. Участвовал в Норвежской кампании. В ночь па 24 апреля 1940 г. 8-й дивизион лидеров произвел набеговую операцию в Скагеррак, в ходе которой имел боевое столкновение с немецкими сторожевыми кораблями “V 702″‘и “V 709”. На обратном пути дивизион атакован бомбардировщиками Do-17 из состава KG 3, от близких разрывов “Триомфан” получил повреждение валопровода, поставлен на ремонт в Лориане. В мае в командование кораблем вступил капитан 2 ранга Аршамбо. 21 июня при оставлении Лориана взят буксиром “Маммут” и отведен в британскую военно-морскую базу Плимут. 3 июля 1940 г. в ходе операции “Катапульта” захвачен в Плимуте британскими войсками и вскоре включен в состав Морских сил Свободной Франции под командованием капитана 2 ранга Витцеля. Из-за необычного оборудования и естественного отсутствия в Британии запасных частей корабль подвергся значительному объему работ, продолжавшихся с 3 сентября но 20 октября 1940 г. Орудие главного калибра №4 было снято и заменено британским 102-мм зенитным орудием Mk.V. Для усиления зенитного вооружения добавили два одноствольных 2-фунтовых “пом-пома” (по другим данным, это были французские 37-мм автоматы) на крылья мостика и десять (один 4-х ств., два 2-х ств. и один 1 ств.) крупнокалиберных пулеметов. Впоследствии корабль был оснащен гидролокатором “Асдик” и британским радаром обнаружения воздушных целей типа 290. В феврале 1941 г. получил небольшие повреждения в результате столкновения с грузовым судном в порту Гринок. 30 июля 1941 г. “Триомфан” (теперь им командовал капитан 2 ранга Обуано. произведенный в контр-адмиралы в марте 1942 г.) вышел из Плимута и через Панамский канал перешел на Тихий океан. В пустынной юго-западной части Тихого океана он использовался как эскортный корабль – в той роли, для которой менее всего подходил. В ноябре-декабре 1941 г. “Триомфан” сопровождал конвои из Новой Зеландии и Австралии на острова Фиджи и Новую Каледонию. В феврале 1942 г. участвовал в операции “GR” по эвакуации французского населения Науру и Олеана (острова Гильберта). Большую часть 1942 года лидер провел на ремонте в Сиднее (Австралия), получив по меньшей мере семь 20-мм автоматов “Эрликон”, размещенных у кормового среза полубака, на палубе юта и на средней надстройке, между третьим орудием и 102-мм зенитным орудием. В феврале 1943 г. “Ле Триомфан” участвовал в проводке конвоя “Памфлет” (трансатлантические лайнеры “Куин Мэри”, “Аквитания”, “Ньив Амстердам”, “Иль де Франс ” и “Куин ов Бермуда ” с солдатами 9-й австралийской дивизии) из Суэца в Сидней. В дальнейшем продолжал действовать в том же районе, базируясь на австралийские порты Мельбурн и Сидней. В декабре 1943 г. попал в тайфун и получил повреждения. В период с апреля 1944 г. по май 1945 г. прошел ремонт и модернизацию в США, после чего присоединился к британскому Восточному флоту, который базировался на Тринкомали и действовал в Индийском океане. После освобождения Сингапура, “Триомфан” вместе с линкором “Ришелье” сопровождал в Индокитай войсковые транспорты “Куин Эмма” и “Куин Беатрикс”, прибыв в Сайгон 3 октября 1945 г. Впоследствии под командованием капитана 1 ранга Жубелина участвовал в боях во Вьетнаме, затянувшихся до марта 1946 г., а осенью того же года вернулся во Францию после более чем шестилетнего отсутствия. Исключен из состава флота 6 декабря 1954 г. и продан па слом в Испанию. В течение четырех лет корпус корабля находился в Малаге на плаву, а затем был разобран.

Фото



В разработке

Составит конкуренцию мофету и благородному?

с дамагом французских снарядов он может только флоту Японии и Британии составить что то )))

Италии )

1 лайк

там обе нации могут , при том могут как в дамаг , так и в перезарядку )