Для тех кто любит "многа букаф"
Создание барражирующего истребителя-перехватчика в ОКБ-115 Яковлева началось в 1951 году, когда в инициативном порядке стали работать над новым двухместным самолётом. 6 августа 1951 года у И.В. Сталина состоялось совещание, на котором было принято решение о разработке двухместного перехватчика дальнего действия и фронтового разведчика на его базе.
10 августа 1951 года вышло постановление правительства СССР № 2929-1379, и в ОКБ вплотную занялись разработкой изделия «120», или, как его еще называли, Як-2АМ-5. Уже осенью 1951 года в основном были завершены все проектные работы по обоим вариантам и построены их макеты.
Самолёт проектировался под мощную радиолокационную станцию «Сокол» с расчётной дальностью обнаружения целей (в зависимости от ракурса) около 30 км. На первую опытную машину, из-за задержки РЛС «Сокол», была установлена менее мощная РЛС «Изумруд». Это определило компоновку самолёта с двумя двигателями на крыле, освободившими всю носовую часть фюзеляжа под большую, диаметром свыше метра, антенну. Что, в свою очередь, позволило высвободить часть объёма фюзеляжа под топливо. По компоновочным соображениям решили применить велосипедную схему шасси, с передней и задней основными опорами и двумя вспомогательными на законцовках крыла. Внизу фюзеляжа, в носовой части, установили две пушки Н-37Л с боезапасом по 50 снарядов на ствол. Отличительной особенностью самолёта было наличие противообледенительной системы, защищавшей передние кромки крыла, оперения и обечайки воздухозаборника. Бортовое оборудование позволяло осуществлять перехват цели в любых погодных условиях и в большом диапазоне высот.
12 декабря 1951 года были утверждены макеты перехватчика и его разведывательный вариант «125». 19 июня 1952 года лётчик-испытатель В.М. Волков впервые поднял Як-120 в воздух. Испытания показали, что самолёт обладает высокими лётными данными. Он имел хорошую управляемость и мог выполнять сложные фигуры пилотажа. Однако отсутствие штатной РЛС затрудняло предъявление его на государственные испытания. На госиспытания самолёт Як-120 с РЛС «Изумруд» поступил в соответствии с постановлением правительства от 4 февраля 1953 года. По результатам госиспытаний самолёт Як-120 с двигателем АМ-5 и РЛС «Изумруд» в варианте барражирующего истребителя-перехватчика приняли на вооружение и запустили в серию под обозначением Як-25.
В апреле 1954 года завершились госиспытания перехватчика Як-120 с РЛС «Сокол». Они доказали, что по сравнению с РЛС «Изумруд» РЛС «Сокол» имеет большую дальность действия, способна обнаруживать низковысотные цели (от 300 м) и обладает рядом других преимуществ. Производство перехватчиков с обозначением Як-25М началось в 1955 года. На базе Як-25 было построено ещё несколько модификаций.
ПВО регулярно использовала истребители Як-25 для сопровождения самолётов-разведчиков сил НАТО, осуществлявших полёты вдоль морских и сухопутных границ СССР. Эта «война без выстрелов» закончилась победой Як-25: провокационные полёты американских самолётов вглубь советской территории прекратились. В реальных боевых действиях самолёт не использовался ни разу, но активно применялся для перехвата нарушителей границ и автоматических дрейфующих аэростатов (АДА). Одной из последних уничтоженных воздушных целей стал АДА, сбитый над Ярославлем экипажем Як-25 в составе командира майора Н.Ф. Волкова и лётчика-оператора капитана Н.Н. Вахрушева в июле 1968 года.
Як-25 нравился пилотам, он был лёгким в пилотировании и имел хорошие взлётно-посадочные характеристики. Просторная кабина позволяла лётчику комфортно в ней расположиться, а дублирование управления в обоих кабинах облегчало работу пилотов при длительном полёте. Самолёт был также удобен в обслуживании – все необходимые узлы, приборы и агрегаты были легко доступны. Техосмотр обычно выполнялся просто с земли. Минусом было то, что двигатели были расположены близко к земле, и при взлёте в двигатель попадали мелкие камни и мусор со взлётно-посадочной полосы. Это способствовало частым отказом двигателей.
К началу 1960 годов начался бурный прогресс сверхзвуковой реактивной авиации, и перехватчик Як-25 довольно быстро устарел. Но поскольку новые перехватчики имели меньшую продолжительность полёта, Як-25 продолжал активно использоваться. С 1963 года Як-25 стали выводить из состава боевых частей и отправлять на базы хранения. Последняя эскадрилья была снята с эксплуатации и поставлена на консервацию в 1968 году.
Источник? поверь мне барт.
Авиация и время
какой-то журнал 97 года
ТТХ уровня источника будут
ТТХ уровня источника будут
Размах крыльев, м 10.964
Длина, м 15.665
Площадь крыла, м2 28.95
Масса, кг
пустого самолета 5720
взлетная масса 10045
Максимальная скорость, км/ч 1090
Двигатели 2 ТРД РД-5А
Тяга, кгс 2 х 2000
Максимальная скороподъемность, м/мин 2640
Практический потолок, м 12000
Топливные баки , л:
внутренние 3445
ПТБ 670
Практическая дальность полета, км 2700
Продолжительность полета, ч.мин 3.26
Экипаж, чел 2
Вооружение: две 37-мм пушки Н-37Л с 50(100) патронами на пушку, Ракетное вооружение К-7Л, К-7, К-8 ( в зависимости от модификации машины)
(что-то я про опрос забыл)
- За
- Против