- За
- Против
Приветствую всех, давно не делал предложений на ру-форум.
Недавно я занимался повторным изучением французских архивов и мой глаз пал на французский проект “chenilette 5 tonnes” (5-тонная танкетка), от компании Lorraine. Сегодня о ней я и расскажу.
История и описание конструкции
Как таковой истории создания этой машины ни в книгах, ни в документах в виде писем нет. Известно, что Lorraine представила два проекта, одноместную самоходку chenilette 5 tonnes и двухместную chenilette biplace, но лишь первая дошла до металла.
Она представляла из себя крохотную машину на восьмикатковом шасси, вооружённую шестью(!) 105-мм безоткатными пушками M27 и бронированную листами толщиной от 7 до 10 мм (лоб вообще был литым). Спереди располагалась трансмиссия, посередине - двигатель, а сзади - башня. На каждую сторону башни приходилось по одной нише, в которую крепились три орудия. На самих нишах ставился 7,5-мм пулемёт MAC 1931 (тот же, что на большинстве довоенной и части послевоенной техники Франции в игре), вероятно, пристрелочный. Башня могла вращаться на 90 град. в каждую сторону, углы вертикальной наводки составляли от -5 до +13 град. (soviet engineering!)
Катки, как соответствует послевоенным проектам Лоррейна, имели резиновые покрышки, крепились на торсионы подвески. Машина была способна разгоняться до сумасшедших для её размеров 80 км/ч с помощью оппозитного 8-цилиндрового двигателя, а ключевой особенностью программы было сделать её манёвренной.
Всем этим управлял один член экипажа - буквально как на повреждённых шведских танках Strv 103, если брать пример из игры. А чтобы умереть было не так просто, её сделали настолько крохотной, что по высоте она едва уступает L3/CC (разница всего 38 мм), вопреки ожиданиям недостатков, она не такая уж длинная и не широкая.
Тактико-технические характеристики
Габариты, Д/Ш/В, мм: 3 815/2 050/1 330
Бронирование, Л/Б/К: 10(Л)/7/7
- где (Л) - литое
Вооружение основное: 6 x 105-мм M27
Доступные снаряды: кумулятивная граната NR 160, бронебойно-фугасный снаряд NR 601, шрапнель с флешеттами NR 483
Боезапас: 18 снарядов (6 предварительно заряжены, остальные 12 в корпусе)
- бронепробиваемость схожих 105-мм боеприпасов для американской безоткатки M40 составляет 433 мм (КС), 152 мм (БФС)
УГН: ±90
УВН: -5…+13
Вооружение дополнительное: 2 x 7,5-мм MAC 1931
Боезапас: мин. 300 (как минимум 150 патронов на каждый предварительно заряженный пулемёт)
Двигатель: 130 л.с. при 4 000 об/мин Panhard (12-цил., бензиновый, оппозитный, с воздуш. охлаждением)
Трансмиссия:
- п.1: 4.,4 км/ч
- п.2: 6,35 км/ч
- п.3: 9,2 км/ч
- п.4: 13,1 км/ч
- п.5: 18,8 км/ч
- п.6: 27 км/ч
- п.7: 38,8 км/ч
- п.8: 55,7 км/ч
- п.9: 80 км/ч
- реверс: неизвестно
- нейтральный разворот: неизвестно
Масса: 5,25 т
Удельная мощность: 24,7 т
Экипаж: 1 чел. (командир, выполняющий функции мехвода, наводчика, заряжающего).
Галерея
Единственные фотографии Lorraine 5t с вооружением
Рендер Lorraine 5t со всех сторон
Сравнение двух коротышек
Интерьер Lorraine 5t без башни
На выходе мы получаем это маленькое (сравнимое с L3/CC и АСУ-57) и очень мобильное (скорость как у ELC AMX bis, но с лучшей тягой) чудо с неплохими углами поворота орудия (более чем в 2 раза лучше Онтоса) и управляемое всего одним членом экипажа (словно вы на подбитом Strv 103). Из недостатков можно отметить лишь почти полное отсутствие брони, пусть и спереди ваш движок может танкануть несколько 12.7-мм пуль и может быть даже калиберный бронебойный снаряд какой-нибудь автопушки, а также слабый урон и посредственную баллистику кумулятивных гранат. В остальном это отличная машинка, которая будет способна порадовать владельца хорошей мобильностью, манёвренностью, малыми габаритами, а последнее ещё сильнее порадует тех, у кого есть кусты, ведь обнаружить это чудо станет ещё сложнее.
Все первичные источники указаны в конце моей статьи о Lorraine 5t на википедии: Lorraine 5t — Википедия
Особая благодарность за их предоставление @Colasix