Предлагаю наверное один из самых интересных корабликов Японии. А интересен он своим вооружением, целых 10 торпедных аппаратов по 4 торпеды в каждом. И нет, торпеды не мусор, а всеми любимые Тип 93.
- За
- Против (с аргументами)
конструкция и история
IJN Kitakami - лёгкий крейсер японского императорского флота типа Kuma. Назван в честь реки Китаками. За время службы на крейсере было проведено три модернизации по изменению конструкции и вооружения, а также многократно был поврежден американской авиацией. 10 августа 1946 года был выведен из состава флота, и разобран на металл.
По судостроительной программе от 14 июля 1917г.(программа «8-4»), планировалось построить шесть легких крейсеров водоизмещение 3500 т., на замену устаревшим крейсерам типа Tenryū, но поступившие сведения о новых американских «крейсерах-разведчиках» в последствии тип Omaha изменили планы в японских ВМФ. Результатом разработки в ответ на новые корабли США, стал проект крейсера водоизмещением 5500т., с четырьмя турбозубчатыми агрегатами суммарной мощностью 90 000 л.с., двенадцатью котлами и четырёхвальной схемой.
В основе проекта лежали чертежи Tenryū, но увеличенное водоизмещение и мощность ЭУ, позволяло новым кораблям выполнять задачи как разведчиков, так и лидеров флотилий эсминцев. Принятый вариант превосходил своего предка во всех отношениях, и был достойным ответом на корабли США, как по мореходным качествам, так и по вооружению до переработки проекта Omaha.
Размеры всех крейсеров типа Kuma в целом не отступали от проектных, небольшие отклонения были вызваны модернизациями. Общая длинна составляла 163,07 метра, длинна по ватерлинии 158,52 метра, 152,4 метра между перпендикулярами. Ширина 14,25 метров, средняя осадка составляла 4,80 метра.
По длине отличие от крейсеров Omaha, вызвавших пересмотр изначального проекта, составляло около четырёх метров, при этом корабль был уже на два с лишнем метра и глубже сидел в воде (4,8 против 4,1 метра).
По сравнению с типом Tenryū были незначительно увеличено бронирование. Борта прикрывал броневой пояс в 64 мм, толщина палубы составляла 32 мм, броневая рубка была защищена бронёй в 51 мм. Башни ГК прикрывали броневые листы толщиной от 25 до 37 мм(боковые и фронтальные соответственно).
Во время модернизации 1935-1938 гг. были произведены работы по уменьшению «верхнего веса». Также в корпус было уложено твердого балласта от ста, до двухсот тонн. В пространство двойного дна дополнительно принимался жидкий балласт в объёме от 200 до 290 тонн. Всё это положительно сказалось на остойчивости и мореходных качествах, но привело к уменьшению скорости до 32 узлов. Водоизмещение увеличилось на 1500-2500 тонн от проектных 5500, и вплотную приблизилось к 8000.
На крейсерах типа Kuma устанавливалось 4 турбозубчатых агрегата, суммарной мощностью в 90 000 л.с. Производителем турбин на IJN Kitakami и IJN Kuma была фирма Kawasaki, в то время как на трёх оставшихся крейсерах стояли турбины производства тех же компаний, которые выполняли корпуса кораблей.
Паром ТЗА снабжали 12 котлов, два из которых были смешанного типа питания (нефть/уголь) и находились в носовом котельном отделении №1, остальные 10 нефтяных котлов были расположены в отделении №2 (4 средней величины), в отделении №3 (4 больших котла) и в кормовом отделении №4 (2 малых).
Увеличение мощности силовой установки по сравнению с типом Tenryū (51 000-90 000 л.с.) также вызвало увеличение количества валов до четырёх.
Наличие двух котлов на смешанном типе питания объяснялось возможной трудностью в нахождении нефти в отдалённых районах тихоокеанского бассейна, в то время как уголь был доступен повсеместно.
Модернизация 1935-1938гг., помимо работ связанных с надстройками и балластом, также затронула и ЭУ. Котлы со смешанным отоплением были заменены на нефтяные.
А сейчас самая интересная часть, в 1941 году корабль подвергся радикальной модернизации.
Причиной первой модернизации была принятая Японским флотом доктрина ночной торпедной войны. Предполагалось, что крейсера вооружённые самыми совершенными на тот момент торпедами, под покровом темноты смогут подойти на расстояние пуска торпед к главным сила флота США, и бортовым залпом из 20 торпед нанесут колоссальный урон кораблям
В 1941 году, Kitakami отправился на верфь Сасебо (Нагасаки), для проведения модернизации. Корабль планировалось переоборудовать в «Торпедный крейсер».
140-мм орудия 3rd Year Type
Они должны были заменить сдвоенные 127-мм пушки. Зенитное вооружение состояло из 8 сдвоенных зенитных автоматов Type 96.
Новое торпедное вооружение состояло из 10 счетверённых торпедных аппаратов с 610-мм кислородными торпедами Тип 93. Для установки ТА предусматривалось расширение палубы до 17,5 м., спонсонами в 60 метров длинной, размещёнными от среза полубака до кормовой переборки машинного отделения. 11-ый ТА планировалось разместить в диаметральной плоскости.