М109a1

История

В 50-е годы на вооружении американской армии находились 155-мм САУ М44 и 105-мм САУ М52, разработанные на базе легкого танка М41. Обе самоходные артиллерийские установки имели ряд недостатков: ограниченный угол обстрела, незначительный запас хода и большой вес, который затруднял их транспортировку по воздуху, По этой причине в 1953 году американцы приступили к разработке новой, более мощной самоходной установки Т195, лишенной недостатков, свойственных М44 и М52, Однако лишь в 1961 году модифицированная версия Т195Е1 была стандартизирована и пошла в серийное производство под обозначением М109. Такая задержка объясняется изменениями, которые были внесены в первоначальный проект, предусматривавший установку не 155-мм, а 156-мм гаубицы, а также использование узлов и агрегатов плавающего бронетранспортера М113. Первые серийные машины появились в 1962 году, всего же с тех пор было выпущено более 4000 самоходных гаубиц М109. Данная цифра говорит о том, что самоходная гаубица этого типа и по сей день остается самой распространенной в мире.

Корпус машины выполнялся методом сварки из листов алюминиевой брони, которая защищала экипаж от светового излучения ядерного взрыва, осколков снарядов и огня малокалиберного оружия. Борта и корма корпуса устанавливались вертикально, верхний лобовой лист имел значительный угол наклона, оставаясь горизонтальной, крыша корпуса тянулась до самой кормы. На корме машины устанавливалась большая закрытая башня кругового вращения с почти полукруглым лобовым листом. В бортах башни имелись прямоугольные люки, которые открывались назад. В CAУ М109 была принята компоновка с передним расположением моторно-трансмиссионной группы. Боевое отделение в виде башни кругового вращения с установленной в ней 155-мм гаубицей размещалось в кормовой части корпуса. В нем находились пять членов экипажа из шести: командир, наводчик и три заряжающих. Механик-водитель располагался в передней части корпуса слева от двигателя. В корме самоходки имелся большой двухстворчатый люк для загрузки боеприпасов. Войти в машину или покинуть ее экипаж мог через люки в боковых стенках и корме башни, а также через два люка в крыше башни. Над командирским люком, который находился справа, был установлен 12,7-мм зенитный пулемет “Браунинг” М2. Основным вооружением самоходной гаубицы М109 являлась 155-мм гаубица, удлиненный ствол которой был оснащен двухкамерным дульным тормозом и эжектором, Наведение гаубицы в вертикальной плоскости осуществлялось в диапазоне углов от -3° до +75°. Стрельба велась выстрелами раздельного заряжания. В состав боекомплекта входили 36 выстрелов. Машина оснащалась подъемником и досылателем с гидравлическими приводами, которые облегчали процесс заряжания гаубицы и увеличивали ее скорострельность. Кроме того, на корме машины находился мощный откидной сошник с гидравлическим приводом, обеспечивавший устойчивость машины при стрельбе. Двигатель, агрегаты трансмиссии и ходовая часть М109 были такими же, что и у самоходной гаубицы М108. В целях увеличения пулестойкости конфигурация носовой части корпуса САУ М109 по сравнению с носовой частью М108 была изменена за счет придания броне больших углов наклона.

Для вождения машины ночью в распоряжении механика-водителя имелся инфракрасный перископ. Некоторые количество машин было оснащено системой защиты от оружия массового поражения. САУ М109 может преодолевать вплавь водные преграды: машина удерживается на воде с помощью специального комплекта плавсредств, состоящего из шести надувных прорезиненных контейнеров и трех волноотражающих щитков. Движение на плаву осуществляется перемоткой гусениц. Гаубица может вести огонь с воды, но только с целью произведения “шумового эффекта” вследствие того, что горизонтальное наведение в этом случае не удается, а наведение поворотом корпуса на ходу приводит к потере меткости стрельбы. После первой модернизации самоходная установка получила обозначение М109А1. От базовой модели она отличалась только более длинным стволом, снабженным эжекционным устройством и дульным тормозом. Если максимальная дальность стрельбы М109 составляла 14600 м, то М109А1 могла послать стандартный фугасный снаряд на расстояние 18100 м. В 1963 году для 155-мм гаубиц М109 в США приняли на вооружение снаряд М454 с ядерным боеприпасом W-48 мощностью 0,1 кт, длиной в 5,5 клб и массой 58 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляла 14 км, а минимальная – 2 км.

В 1972 году американская армия выдала фирмам “Тексас Инстументс” и “Мартин Мариетта” контракт на разработку и производство управляемого реактивного снаряда, получившего название “Копперхэд” и предназначавшегося специально для САУ M109A1. По результатам программы испытаний, проводившихся в 1974 году, контракт на окончательную реализацию этого проекта получила фирма “Мартин Мариетта”. “Копперхэд” представлял собой противотанковый кумулятивный снаряд, оснащенный лазерной головкой наведения, электронным оборудованием и крылышками-стабилизаторами, которые раскрывались после вылета снаряда из ствола гаубицы. Система работала следующим образом: наблюдатель засекал танк противника, который мог находиться на расстоянии до 20 км от самоходной установки, и вводил приблизительные координаты цели в систему управления огнем, после чего гаубица производила выстрел в направлении танка. Наблюдатель сразу же “под свечивал” цель своим лазером-идентификатором, и “Копперхэд” наводился на цель для ее точного поражения. В середине 70-х годов самоходная гаубица М109 была модернизирована еще раз и получила индекс М109А2. Основной целью модернизации являлось улучшение баллистических данных гаубицы. В обеих системах (М109 и M109A1) удлинили ствол и увеличили заряд. Дальность стрельбы обычными 155-мм осколочно-фугасными снарядами возросла до 22000 м. Кроме того, в боекомплект М109А2 вошли активно-реактивные снаряды. Масса модернизированных гаубиц несколько возросла, но, по мнению американских специалистов, это не слишком отразилось на проходимости и маневренности САУ.

В последующие годы самоходная гаубица М109 еще не раз подвергалась модернизации, в результате чего появились такие модификации, как М109АЗ (M109A1 с рядом усовершенствований, включая новый способ крепления орудия в маске башни), М109А4 (М109А2 или М109АЗ с усовершенствованной системой защиты от оружия массового поражения и др.), М109А5 (усовершенствованная М109А4) и, наконец, М109А6 “Паладин”, первые серийные образцы которой поступили на вооружение армии США в 1992 году. Эта машина имеет новую башню с длинноствольной гаубицей, оснащена автоматической системой управления огнем, усовершенствованной подвеской и боле мощным бронированием.
M109A1 — поступила на вооружение в 1973 году. Отличается увеличенной длиной ствола, усовершенствованными приводами наведения и усиленной подвеской. Возможно применение кассетных снарядов с донным газогенератором M864.

Фото



В разработке

Ага да спасибо.

Приятная машина. Скорее всего лучшая гаубица в ветке Британии.

Да, понерфят. Урон отключат живучасть от 7мм пулимета избытку ловить станет со след патчем) радилфугас отключат урон по летке и тд