Сей тема является продолжением предыдущей:
Спойлер
После непродолжительного перерыва в 1 неделю с формированием плана, что делать дальше, взялся за дело. Закрыть гештальт с МиГ-23, создав третий производный шаблон.
С информацией проблем особо не возникло, благо был качественно отснятый материал с того же Аксая:

Спасибо Александру, он же Автор. Весь материал выложил на Яндекс Диск:
В планах было в течение недели переделать МЛ, под МЛД нарисовав в будущем парочку знаменитых Миговов Афганской компании, прославленные своей бортовой живописью:
В предполагаемый срок всё-таки не уложился… Все маски наклепал за 2 недели.
Возникли трудности с брюхом и с крыльями.
Во всех слоях там, где требовалось, заменил маски на новые, техничку поменял, с высотами поигрался, пошарпоностей добавил. В общем, другой самолёт.
В самом файле был сущий срач, который по ходу работы приводил в порядок.
Особенно с тенями запарился
Забыл в прошлый раз упомянуть один заядлый момент по созданию маски стыков и заклёпок. Как я делал? Смотря на фотографии, чертил кривые линии заклёпок и стыков на 3D-модели, а дальше в Фотошопе уже чертил ровные и аккуратные стыки и «штамповал» заклёпки в 4 пикселя с определённым отступом по принципу: Выделил->залил->Скопировал->вставил.
Ну и разумеется, с самого начала по ходу работы потихоньку редактировал шаблон от МиГ-23МЛ, полностью подстроив его под МЛД.
Шаблон готов, теперь и нарисовать чего-нибудь можно. А как ранее писал в планах, было парочка Мигов из 120 ИАП.
И первым стал 57-ой Б/н:
Ибо на него худо-бедно что-то нашлось.
В начале июня стала выходить вот такая картина:
Позже накалякал 47-ой
Далее принялся уже за запланированные борта.
По имеющимся изображениями отрисовал борта и киль двух бортов.
И дело встало… и надолго. А встало оно потому, что не было фотографий, показывающих схему пятен на крыше.
Было лишь несколько черно-белых изображений и фотографии с russianplanes из степи, датируемые 2005 годом, акурат перед их распилом.
Спойлер
Начал искать информацию в сети: сайты, форумы, литература… Причём искал на английском и на Русском языке, ибо постоянно была разница в результате поиска. Каждый сайт проверял, и на каждый четвёртый Kaspersky кричал.
Особенно хочу выделать жураналы для моделистов по типу М-Хобби или Авиация и Время
❗Спойлер
- Зачастую в подобных журналах содержится уникальный материал, который буквально хрен найдёшь через браузер.
В этих журналах эмблемы, схемы, качественные фотографии, фотообзоры, страницы исторической справки, подсказки, цвета и куча всего остального.
Но подобные журналы – раритет, и найти их в электронном виде задача не из простых, а безопасно скачать — чуть ли не невыполнимая.
Вы не робот?
Чего стоило шерстить подобные темы по 90 страниц на форумах по типу airforce или scalemodels!
Заметки начал делать, дабы не потерять найденный материал:
В общем, вся эта порнография с поиском материала растянулась аж до конца июня… и результата толком не дала.
Лишь по цвету более-менее начал разбираться. Поначалу планировал использовать базовые цвета с ангара:
Но спасибо ScaleModels. Подсказали что Миг-23 носил на себе
3/4-ёх цветный камуфляж:
- Темно-зеленый - он же защитный;
- Cветло зелёный - салатовый;
- Коричневый - бурый/тёмный шоколад;
- Свето/песочный - кофе с молоком.
- Серо-голубой - небесный
Начал подгонять цвета и остановился на двух “лаконичных” вариантах:
На первом варианте – песочный и холодный зелёный.
На втором же – светло-песочный и тёплый зелёный, этакий травянистый.
Светло-зелёный не стал брать с оригинала. Он более яркий, контрастный и насыщенный. Счёл, что подобная гамма не вписывается в Тундру и её тона.
❗Спойлер
- Задняя часть низа фюзеляжа была покрашена в маслостойкая матовую эмаль. Вертоятнее всего из за нагрева двигателя, который вследствии своего нагрева “выжигал” обыкновенную эмаль. Странно что на Live никто не подчеркнул эту фишку
Брюхо некоторых бортов порой даже не окрашивали:
С Бурым качался аж до начала августа. В ангаре эта гадина постоянно получалась с нотками оранжевого цвета.
Дабы номера цветов не потерять вот такую палитру слепил:
В начале июля обнаружил вот такой форум
https://zabmodels.mybb.ru/viewtopic.php?id=464
И была на нём тема «120 иап, аэродром Домна » за 2017 год
И о боги. В ней был так желаемый материал на 55 и 58-ой борт, отснятый Валерием Максименко
Но сайт не давал открыть и загрузить оригинальный размер изображений.
Удалось найти лишь единицы качественных изображений.

Потому в основном пришлось довольствоваться превьюшками низкого качества.

Форум не шибко был и живой. Начал копать под участников темы и нашёл контакты тамошнего админа.
Звать его Альберт. В начале июля списался с ним. Он мне и поведал, что никак не получается восстановить нормальную работу форума — не получается снять ограничение по количеству выкладываемых фото. Оригинальные фотографии у него были. 9-го созвонились и договорились на том, что скинет в его свободное время фотографии. Ждал до середины июля и так и не дождался. Потому от делать нечего, начал заниматься другими бортами.
- Миг-23МЛД/МЛ Б/н 44. Национальный музей Военно-воздушных сил США
А МЛД/МЛ потому что это гибрид. База от МЛ, хвост от МЛД.
Служил в 9-м истребительном полку ВВС ГДР. Первоначальный Б/н был “Красный 338”, после передислокации в западную часть нанесли “Чёрный 20 15”.
Данный агрегат был одним из пяти самолётов, полученных Национальным музеем ВВС США от бывшей ГДР 27 марта 1991 года.
Спойлер
По началу скопировал трафареты с оригинала, но на некоторых была билибирда:
Потому сделал пару изменений и налепил свои трафареты, ибо без них он выглядел грустным
- Миг-23МЛА Музей авиации и космонавтики «Evergreen» в Макминн Вилле.
С 4 февраля 1983 года состоял на вооружении Национальной народной армии ГДР под бортовым номером 339. С 3 октября 1990 года служил в Люфтваффе под бортовым номером 20-16.
27 марта 1991 года был отправлен в ВВС США через авиабазу Рамштайн, а затем в Музей авиации и космонавтики «Эвергрин».
- В довесок на основе прошлой кривой работы на MLA слепил шаблон, ибо модели у МЛ и МЛА разные. Не пропадать же текстурам
Решил вновь вернутся к тому с чего начал на Миг-23М. Привлекли Миги Варшавскоого договора Миг-23MF (Экспортный вариант) Благо модели у М и MF польностью идентичны.
- МиГ-23MF Музее авиации в Хермескайле, Рейнланд-Пфальц, Германия.
На Миги Варшавского договора наносили уже другие цвета и по своей схеме АРЗ (АвиаРемонтный Завод) Дрездена

- Светло-оливковый-зеленый
- темно-зеленый
- Тёмно-оливковый зелёный
- Полевой серый
- Небесно-Голубой/Светло-серый
МиГ-23MF. Б/н 120, Слупск. 28-ая польская авиационная эскадрилья.
Несёт на себе эмблему 4-го звена 2-й эскадрильи (Белый скорпион) и эмблему самой эскадрильи (Пума). Эти эмблемы появились в конце 80-х – начале 90-х.
Последний полёт совершил в 1996 году. В октябре передан в качестве экспоната в Музей Польской авиации в Кракове.
Цифра «1000» означала то ли часы налёта, то ли 1000 взлётов и посадок.
- Миг-23MF, Б/н 146, 28-й истребительный авиационный полк ВВС Польши. Авиасалон в Познани, 1991 г.
МиГ-23MF Б/н 146 был поставлен в Польшу по Варшавскому договору 04.06.1979. С 1979 по 1997 год служил в Слупске в 28-ом ИАП. В 1990 году прошёл капитальный ремонт в ГДР.
В ходе дальнейшей эксплуатации на бортовой номер была нанесена белая окантовка и узкая тёмно-синяя полоса вокруг фюзеляжа.
❗Спойлер
- Это была разметка линии тех-люков, которая позволяла отстыковать хвост от остальной части фюзеляжа и получить доступ к двигателю в задней части. Этакий элемент той же технички
В авиасалоне Познань-Лавица в августе 1991 года находился в качестве экспоната. После выставки под эмблемами полка с обеих сторон была нанесена эмблема
«AIR SHOW POZNAŃ ŁAWICA 25-08-1991», увековечивающая его участие в этом авиашоу.
Последний полёт осуществил в 1996 году, после чего был исключён из реестра самолётов ВВС Польши 22 декабря 1997 года.
Был продан частному владельцу и выставлен в садах недалеко от Познани (город в Польше), где постепенно приходил в упадок.
Позже он был продан/перевезен на выставку в Сважево недалеко от Владыславово (город в Польше).
Новый владелец немного «освежил» его и перекрасил в серый цвет.
Старался по возможности делать какие-то отличия между бортами, засрать по-другому, пошарпанность в другом месте сделать, техничку видоизменить. Первоначально борта получались сильно засранные, обшарпанные, с ржавыми винтами. В общем, чуть ли не музейный экспонат, стоящий под открытым небом. Но исправился и сделал все последующие борта и те, что выше (44 и 339), грубо говоря, умеренно засранные и чистые.
- Миг-23MF, ВВС Польши Б/н 455, 28-й истребительный авиационный полк, Слупск, 1997 г.
Поставлен в Польшу 02.09.1981. С 1981 по 1990 служил в 28-м истребительном авиационном полку в Слупске.
В 1990 году был отправлен на капитальный ремонт в Чугуев (СССР). Последний полёт 22.07.1998.
Стоял в качестве экспоната у трассы E40 в Сендзишуве-Малопольском недалеко от Тарнова.
На данный момент сидит в городе «Сендзишув-Малопольски» (Польша) на аэродроме «Bauerówka». Ныне, по всей видимости, музей.
❗Спойлер
- Белая окантовка (кайма вокруг борт номера) была добавлена для лучшего визуального выделения номера. Изначально эти номера были только красного цвета, из за чего было сложно “идентифицировать” самолёт. Поэтому борт номера позже начали обводить
Цвета вроде Советские, но по фотографиям будто с отклонениями.
В довесок перевёл всю техничку на Польский
Благо материал был:
Спойлер
А что не нашёл, то пришлось переводить по старой схеме через Репетитора по Польскому.
Носитель ~подтвердил правильность перевода
- Urządzenia sterujące klapami(spojlerami) -Агрегаты управления закрылками-
- Wzmacniacz stabilizatora -Бустер стабилизатора
- Napełnianie płynówego układu chłodzenia. Napełniłeś płynem – przepompuj układ -Заправка жидкостной системы охлаждения. Залил жидкость-прокачай систему
- Zamek klapy(spojleru) -Замок закрылка
- Tłok hydrauliczny klap(spojlerów) -Гидроцилиндр закрылков
- Amortyzator klapy(spojlera) -Демпфер закрылков
- Tłok skarpety - Цилиндр носка
- Wzmacniacz hydrauliczny separatora(“palucha”) Гидроусилитель интерцептора
- Generatory prądu stałego przemiennego -Генераторы постоянного переменного тока
- Uwaga! Nie zbliżać się do klap przymykowych w czasie pracy silnika, ani podczas testowania podwozia. -Внимание! При работающем двигателе или при опробовании шасси к створкам не подходить
- Wentylacja lądowa odzieży: 0,3 kg/cm, :zużycie 25 kg/h -Наземная вентиляция одежды 0.3 кг/cм расход 25 кг/ч
- PODŁĄCZENIE URZĄDZENIA NADCIŚNIENIOWEGO 0,3kG/CM². -Подключение наземного кондиционера давление 0.3 кг/см
- Миг-23М №55 Группы советских войск в Германии (ГСГВ) 16-й воздушной армии ВВС СССР. Аэродром Лерц.
- Миг-23М Луганский Авиационно-технический музей
К началу августа не без помощи нового (наверное) друга с одноимённого форума удалось ~закончить схему камуфляжа 55 и 58-ого борта, яро выделявшиеся своей бортовой живописью:
Камуфляж самолетов строго регламентировался инструкциями и схемами, каких-либо эмблем небыло.
Те же цвета знатно могли отличатся от стандартов и зависеть как от завода-поставщика краски, так и усердия при размешивании осевшего пигмента и чистоты тары
❗Спойлер
- мытьем бочек сплошь и рядом пренебрегали и шедшая на нижние поверхности голубая краска, слитая в емкость из-под черной, давала цвет далекий от небесного
В Афганистане была живописно разукрашена местная техника.
Эмблемы на Афганской технике стали этакой традицией :
Спойлер
“Староконстантиновские” Миги 168-го ИАП тоже не остались в стороне, отметившись по живописной части.
Их МиГ-23МЛД несли цветастых соколов сразу двух мастей
На рыцарском щите

И пикирующую птицу с разящей стрелой в когтях
- Миг-23МЛД 190 ИАП, Канатово, Одесский Военный Округ, Август 1987
Спойлер
- МиГ-23МЛД №55 168 ИАП, Староконстантинов, Прикарпатский военный округ
Надо и себе срочно выдумать какую-нибудь “бирочку”, скромную, но со вкусом, идейную и патриотичную, непременно пернатого характера.
На обозрение был предложен первый образец эмблемы 120-го ИАП. По замыслу автора она отражала летный характер в виде орла, вооруженного луком со стрелой и забайкальское происхождение в виде изображения самого Байкала и местного пейзажа - гор на фоне солнца.
Эмблема была тут же воплощена в трафаретах и нанесена на десяти самолетов 1-й эскадрильи.
- МиГ-23МЛД №10 120 ИАП. Аэродром Домна
Первый блин вышел комом, хоть и растиражированный на десятке машин. Смешение “сюжетных линий”, похожий на кляксу Байкал и сам орел, больше напоминавший попугая,
положение исправило вмешательство надежинадежды и опоры - признанного полкового художника Валерия Максименко
По его свидетельству, к началу декабря он созрел для воплощения задумки.
Для начала остановился на простой и лаконичной картинке с изображением парящего грифа. Именно МиГ-23 в Афгане прозвали «Грифом», напоминавшие своим распластанным крылом эту здоровенную птицу.
- Помог случай: приключился какой-то праздник, и соседи-вертолетчики к застолью подарили эскадрилье чучело настоящего афганского грифа. В одной лапе у этого чучела был зажат стакан, в другой — вилка.
С него и была срисована картинка: орел в три краски на фоне голубого неба. Их решили нанести на те же самолеты 1-й эскадрильи,
На пяти МИГ-23 МЛД (№51, 55, 57, 58, 61) появилась эмблема “Жемчужина Забайкалья”,
Спойлер
На которых одетый в летную коричневую кожанку и защитный шлем ЗШ-5 бывалый гриф с патронной лентой через плечо и ракетой Р-60 в лапах восседал на сетке прицела АСП-17МЛ,
в перекрестье которого был загнан пакистанский F-16 - частый источник неприятностей для МиГ-23. Все детали обмундирования и вооружения были исполнены с находящейся там же натуры, а клюв зловеще прищурившегося грифа украшали те же пять белых звездочек.
- МиГ-23МЛД 2-ая авиационная эскадрилья. 120 ИАП. Домна, Забайкальский военный округ, сентябрь 1989 г.
Спойлер
На других пяти самолетах (39, 44, 50, 63, 64) наносилась эмблема, изображавшая тот же крылатый персонаж в деле:
Спойлер
Устремившийся в атаку гриф, облаченный в кислородную маску, тащил в когтях бомбу и палил из пушки-двустволки, увлекая за собой полощущийся патронташ и рассыпая стреляные гильзы.
Помимо рисунков, на бортах появились надписи о приписке самолетов — «Шинданд-88» (на №57, 58, 61) и «Баграм-88» (на остальных).
Спойлер
МиГ-23 2-й эскадрильи имели отметки о содержании конкретных вылетов — белые трафаретные силуэты ракет за вылеты на прикрытие ударных групп и черные «бомбы» за бомбардировочные задания. Их количество на многих самолетах «зашкаливало» за сотню, из-за чего на носу символы уже не умещались. Их стали накрашивать на левом борту за воздухозаборником, откуда ряды «бомб» и «ракет» уходили под крыло.
В январе дошло и до воплощения наиболее агрессивных замыслов с акульими пастями. "Из нескольких эскизов был выбран в меру зубастый, с хищной ухмылкой и прищуром.
Зубки появились на пяти самолетах – 44, 50, 55, 58 и 64, но о подобной живописи узнало начальство, вследствие чего требовало избавиться от подобной бесовщины, но закрашивать данную живопись было некому и некогда, тем самым сохранив ранее нарисованное народное творчество. В последующем начальство еще несколько раз пыталось пресечь подобный непорядок, но в конечном итоге ничего не вышло, и скандал сам собой утих. 25 марта 1989 года полк вернулся домой в Домну.
За то время, что полк находился в командировке, на многих самолетах подошел к концу межремонтный ресурс, и накопились всевозможные мелкие отказы и дефекты, на которые в боевой обстановке смотрели сквозь пальцы («лишь бы не мешали летать!»), благо соответствующая директива ГИ ВВС это допускала. Для «приведения в чувство» самолеты отправлялись на Авиаремонтный завод (АРЗ) Министерства Обороны. МиГ-23 120-го ИАП проходили плановый ремонт на АРЗ в Улан-Удэ.
В ходе ремонтных работ самолеты расстыковывались и разбирались «до винтика», под конец обычно освежался и камуфляж. При этом наносившаяся новая окраска (двух, трех или четырехцветный камуфляж) мало походила на прежнюю и, в общем, зависела не столько от предписанных схем, сколько от подходящей краски и вкуса работников «малярки».
На АРЗ закрашивали прежние эмблемы и отметки о вылетах, так что по возвращении в полк вся ранее нанесённая живопись обратна востанавливалась, включая Б/н
Восстановлением “граффити” на остальных началось с отметок о вылетах (звездочек) и бомб с ракетами на борту, которые теперь стали белыми
❗Спойлер
- Белые звездочки - отметки о боевых вылетах (каждая означала 10 вылетов). Носы некоторых “двадцать третьих” украшали целые созвездия из 40-50 отметок,
На отдельных МиГ-23 можно было наблюдать красные звездочки того же размера - значки перехваченных мишеней
борт №50 нес 65 “ракет” и 81 “бомбу”,
№55 - 22 “ракеты” и 166 “бомб”,
№57 - 30 и 20.
Помимо парящего орла прежнего образца по правому борту с надписью «Баграм-88» или «Шиндад – 88», два наиболее заслуженных и участвовавших в громких инцидентах МиГ-23МЛД получили новые эмблемы.
У подстрелянного ракетой самолета №55 пакистанским F-16 предположительно под управлением Халида Махмуда на заводе пришлось заменить пробитые панели крыла и закрылка.
Что и было отмечено в рисунке. В память о стычке под глазом нахохлившегося грифа лиловел синяк, а крыло покоилось на привязи.
- МиГ-23МЛД, 120 ИАП Б/н 55, авиабаза Баграм, Афганистан, январь 1989 г.
Больше повезло орлу с самолета № 58, участвовавшего в перехвате двух пакистанских вертолётов и удостоенного собственного имени «Герой Шинданда»
(справа за кабиной). С левой стороны о победе напоминал силуэт сбитого вертолёта, дата «26.09.88» и имя летчика, майора В. Астахова.
Рядом, на воздухозаборнике, красовался орел-победитель с патронташем через плечо, ракетой и трофеем в лапах.
Перечень заслуг завершали 75 белых ракет и 30 бомб под крылом
- Миг-23МЛД №58 120 ИАП, аэродром Шинданд, 1989 г.
Акульи пасти были восстановлены на самолетах №50 , №55 , №57 , №58, №63 и №64. Публичный дебют разукрашенных живописными рисунками истребителей из Домны состоялся в День Авиации 1991 года в столице Забайкалья Чите. Прилетевший для участия в празднике в местный аэропорт МиГ-23 МЛД №50 нес полный набор ракетного вооружения, недавно еще секретного. Побывавший на войне самолет с отметками о полутора сотнях боевых вылетов стал настоящим «гвоздем» праздника, привлек внимание не только широкой публики, но и командования 23 ВА. В последующие годы «зубастые» самолеты участвовали и в других показах, а их снимки и рисунки стали появляться в отечественной и зарубежной печати, , правда, часто с путаницей в принадлежности и деталях окраски. «Двадцать третьи» 120-го ИАП летали до 1993 года, когда им на смену стали приходить МиГ-29. Зимой, освоив новые самолеты, сдала свои МиГ-23 1-я эскадрилья, а к концу марта и остальные самолеты полка были перегнаны на базу хранения в Степь.
Часть самолетов подверглась переделке в радиоуправляемые мишени на АРЗ, а несколько МиГ-23 с « «грифами» ранее передали в другие части, включая и ЦБП в Липецке, откуда они затем попали на базу хранения под Оренбургом
P.S. Уважаемые! Если у вас есть материал и на другие борта МиГ-ов 120-го ИАП, например, на № 50 или на другие интересные борта, прошу ими поделиться.