Операция "Бриллиант" МиГ-21 для Израиля

15 августа 1966 года из Ирака угнали новейший советский истребитель МиГ-21. Заказчиком выступил Израиль, который хотел изучить сверхсекретную модель современной машины. Это крупный успех и важное событие в истории “Моссада”.

image

В апреле 1965 года командующий израильскими ВВС генерал Эзер Вейцман обратился к шефу “Моссада” Меиру Амиту с предложением угнать новейший по тем временам самолет МиГ-21.

Руководство Моссада

image

Meir Amit

Дело в том, что МиГ-21 Советский Союз поставлял арабским странам. И данные истребители уже к 1963 году входили в состав ВВС этих стран. Израиль был заинтересован в получении информации о секретном самолете.

Первые две попытки угона окончились неудачей. Один летчик сдал агента, второй - перелетел на другом самолете.

И тогда решили сделать ставку на летчика-немусульманина. И это оказалось правильным решением. В Париже на связь с израильским посольством вышел иракский еврей Иосиф Максур. Он являлся слугой в семье христиан-ассирийцев Редфа. Один из членов этой семьи - Мунир Редфа, которому было 32 года, являлся одним из лучших летчиков иракских ВВС и пилотировал МиГ-21. Так как в это время в Ираке начались преследования христиан, семья Редфа планировала уехать. И это стало причиной для Мунира Редфа угнать самолет.

Ему пообещали крупное вознаграждение и безопасность семьи. Редфа согласился, с ним оговорили все детали операции. В переписке между летчиком и “Моссадом” самолет имел кодовое название “Бриллиант”. Это и стало названием операции.

15 августа 1966 года, в других источниках упоминается 16 августа, Мунир Редфа перелетел из Ирака в Израиль на МиГ-21. Так в стране появился сверхсекретный самолет. На нем проводили летные испытания. Потом переправили в США, где самолет тщательно изучили.

После МиГ-21 снова вернули в Израиль.

Заключение

После побега Мунира Редфы в Ираке арестовали нескольких офицеров – его командиров. Их всех расстреляли. Этот угон вызвал потрясение у руководителей арабских стран – союзников СССР и в самом Советском Союзе.

Мунир Редфа вместе с семьей поселился в небольшом городке на юге Израиля. Он прошел переобучение на гражданского летчика, и стал пилотом частной нефтеперерабатывающей компании с хорошей зарплатой и пожизненным пособием от государства Израиль. Через некоторое время, Мунир вместе с женой Бетти с помощью «Моссада» переехал в одну из европейских стран. В 1998 году у бывшего летчика случился обширный инфаркт. Врачи спасти его не смогли. Муниру Редфы было 58 лет.

Угнанный МиГ-21 израильтяне разобрали и изучили. Он стал своеобразным символом работы израильской разведки, причем символом популярным. На фотографии на фоне самолета сфотографирован Шон Коннери – один из Джеймсов Бондов . Самолет за их спинами имеет номер 007. Его нарисовали специально к приезду актера. В составе ВВС Ирака он имел номер «٥٣٤» 534. Сегодня этот МиГ-21 находится в музее авиационной техники Израиля.

image

Советский Союз потребовал возвращения самолета. Это требование, естественно, осталось без ответа. Великобритания и Франция обратились к Израилю с просьбой дать их техническим специалистам возможность изучить самолет. В этом им так же было отказано. После изучения МиГа израильскими специалистами, он был передан ВВС США для изучения. Итоги изучения самолета израильтянами проявились очень скоро – в «шестидневной» войне 1967 года. Тогда сирийские и египетские самолеты достаточно легко сбивались израильскими «Миражами» – ведь они знали все слабые места советского истребителя.

Мунир Редфа

Мунир Редфа — иракский лётчик-перебежчик.

image

Родился в Багдаде, в зажиточной семье ассирийцев, бежавших из Турции во время геноцида. Считался одним из лучших лётчиков иракских ВВС. Стажировался в СССР, где был обучен управлению новейшим и сверхсекретным тогда истребителем МиГ-21. Участвовал в бомбардировках Иракского Курдистана, что вызывало у него протест. 15 августа 1966 года перелетел из Ирака в Израиль на этом самолёте. Полёт занял 25 минут. Угон был совершен по предварительной договорённости с Моссад (последний вышел на Редфу через слугу семьи, этнического еврея Иосифа Максура, по другим источникам Иосифа Шамаша). По требованию Редфы, Моссад через курдов Мустафы Барзани и другими путями вывез из Ирака его многочисленную семью. За угон получил 500 000 английских фунтов (более миллиона долларов) и израильское гражданство. Так как в переписке между Редфа и Моссадом самолёт обозначался как «бриллиант», вся операция получила название Операция “Бриллиант”

image

На пресс-конференции Редфа заявил, что христиане-ассирийцы подвергаются в Ираке национальной и религиозной дискриминации, и потому он не считает себя обязанным Ираку. Работал лётчиком в одной нефтеперерабатывающей компании на Синае (по другим источникам — лётным инструктором), однако в 1969 г. под давлением семьи, не прижившейся в Израиле, покинул эту страну и обосновался в одной из стран Западной Европы, где держал бензоколонку. Умер от инфаркта.

  • За
  • Против
0 проголосовавших
3 лайка

Но ведь есть же нормальный израильский МиГ, а не музейный

3 лайка

таки давайте, как прем самое то

3 лайка

Крутая история, но что она делает в предложениях?
Премод умер окончательно?

после двух тем без опроса прошедших его - да

1 лайк

Моя без опроса прошла, но я быстренько добавил.

ага
премодеры обленились совсем

Поднимаем полезность кошерной таки авиации

1 лайк

Тогда давайте джапам миг 25, его тоже угнали, так хоть так добавят, как тор китайцам)

А смысол от него в игре, впринципе? Что ты на нем делать будешь? Парить на 2.5М в 20 километрах над картой?

1 лайк

Согласен при условии что дадут этот красивый красный камуфляж

за, чисто из-за того, чтобы не качать сша ради лётки Израиля

может тогда ф-5 в вестку СССР?

1 лайк

F5e, если быть точным. СССР категорически не хватает легкого истребителя с крепкими крыльями.

миг15))
правда медленноват но всеж)

Эта тема была автоматически закрыта спустя 7 дней. В ней больше нельзя отвечать.