- За
- Против
Полковой томкет в ветку СССР, чтобы АРЛы летали во обе стороны, а не в одну колитку.
Имеет в своём арсенале AIM-7, 9, 54, Р-27, а по некоторым данным и Р-73. Так же АРЛ своего производства Факур 90.
Кому надо истории всякие:
Спойлер
В начале 1970 гг. шахский Иран обладал вторым по величине (после Израиля) парком боевой авиационной техники на Ближнем Востоке и считался серьезным военным противником даже для СССР. Богатое нефтью государство поддерживало теплые отношения с США. Как следствие, основу имперских ВВС или IIAF [Imperial Iranian Air Force] составляли самолеты американского производства - истребители-бомбардировщики F-5A/Е “Тигр” и F-4D/Е “Фантом”. Несмотря на то, что эти типы самолетов считались достаточно современными, ни один из них не мог предотвратить разведывательные полеты советских МиГ-25, чувствовавших себя в иранском небе безнаказанно.
Во время визита в Иран в мае 1972 г. президент США Никсон решил предоставить шаху Мохаммеду Реза Пехлеви перехватчик, способный успешно бороться с нарушителями. И уже в ноябре 1972 г. было получено одобрение сената.
Американцы предложили два самых современных на тот момент истребителя - F-14A “Томкет” фирмы “Грумман” и F-15A “Игл” фирмы “Макдоннелл-Дуглас”. В августе 1973 г. Иран определился с выбором, предпочтя F-14A. Неизвестно чем такой выбор был обусловлен, но как перехватчик высокоскоростных, летящих на большой высоте целей, коими являлись советские МиГ-25, “Томкет”, оснащенный мощной РЛС и УР большой дальности AIM-54A “Феникс”, подходил лучше как никто другой.
В январе 1974 г. подписали заказ на поставку 30 самолетов. А в мае 1974 г. иранские пилоты отправились для тренировок в США. В основном это были опытные пилоты, налетавшие много часов на самолетах F-4 “Фантом”. В свою очередь в Иран прибыли специалисты фирмы “Грумман” (всего около тысячи человек). Уже в июне число заказанных машин увеличили на 50 машин, доведя таким образом до 80-ти.
Первый самолет прибыл в Иран в январе 1976 г. Поставлялись машины серии F-14A-90-GR/F-14A-95-GR[1]. В целом, они ничем не отличались от аналогичных американских “Томкетов”, исключение составляла лишь несколько упрощенная авионика. Стоит отметить, что самолеты оснащались улучшенными двигателями TF30-P-414A, которые в отличие от TF30-P-412, стоявших на первых F-14A, были гораздо безопаснее и надежнее.
К маю 1977 г., когда страна праздновала 50-тилетие королевского дома, поставили 12 самолетов. Местом дислокации “Томкетов” стала специально оборудованная для самолетов этого типа база Исфахан (Хатами) [Isfahan (Khatami)] и база Шираз [Shiraz]. Совместно c перехватчиками Иран приобрел и их “главный калибр” - УР большой дальности AIM-54A “Феникс”[2]. Всего заказали 714 ракет.
Несмотря на появление на вооружении Ирана столько грозной машины, полеты МиГ-25 не прекратились. Лишь после того, как в августе 1977 г. успешно произвели демонстративный пуск “Феникса”, в результате которого была уничтожена мишень BQM-34E, летящая на высоте более чем 15 км, советские МиГи исчезли из неба Ирана.
Тем временем, общее социально-политическое положение страны было не столь оптимистичным, как состояние ее ВВС. 11 февраля 1979 г. произошли события известные, как исламская революция. Шах был низвергнут и бежал за рубеж. В Иране установилась власть исламских фундаменталистов во главе с аятолла Хомейни, отрицающим любые отношения с Западом и объявившего “тагути” (то есть “слугами сатаны”) и США, и СССР. Президент США Картер в свою очередь наложил на Иран экономическое эмбарго. Контракт с “Грумман” был незамедлительно отменен.
Всего успели поставить 79 самолетов. Последняя машина[3] осталась в США и применялась как испытательный стенд. Позднее ее перевели в Поинт Мугу [Point Mugu Naval Air Station], где использовали для нужд ВМС США вплоть до осени 2000 г.
С “Фениксами” дела обстояли еще хуже: было получено только 284 ракеты. Но даже они не могли применяться в полном масштабе. Дело в том, что имело место некая диверсия, в результате которой все 77 “Томкета”[4] потеряли возможность применять свой “главный калибр”. До сих пор не установлено, кто подготовил и провел эту диверсию. Можно предположить, что это были уезжающие из страны техники “Грумман”, либо персонал иранских ВВС, не питавший никаких иллюзий относительно новой власти. Некоторые источники утверждают, что диверсию провели сами же иранские фундаменталисты, мстящие прошахским ВВС.
Так же доподлинно неизвестен и характер диверсии. Самым простым и эффективным способом называется уничтожение или повреждение программного обеспечения бортовых компьютеров “Томкетов”, отвечающего за взаимодействие между самолетами и ракетами. Однако однозначных доказательств этого предположения не найдено.
Режим фундаменталистов, тем временем, начал активно проводить постоянные “чистки”, выявляя в рядах вооруженных сил подозреваемых в сочувствии к шаху. Офицерский состав ВВС, которые после революции переименовали в IRIAF [Islamic Republic of Iran Air Force], “чистили” с удвоенной тщательностью. Многие высококвалифицированные пилоты, особенно те, кто прошел подготовку в США, оказались репрессированы и брошены в тюрьмы. Новые иранские власти своими же руками разваливали собственные ВВС…
Без поддержки Запада, в условиях постоянной нехватки запасных частей, материальная база ВВС быстро приходила в плачевное состояние. Многие иранские специалисты, способные обеспечить боеспособность американской техники, в том числе столь сложной машины, как F-14A, находились за решеткой. Таким образом, к осени 1980 г. иранские ВВС оказались в полном упадке.
Ну а 22 сентября 1980 г. произошло неизбежное: Ирак, воспользовавшись тяжелым положением Ирана, вторгся на территорию соседа. Были нанесены воздушные удары по шести иранским аэродромам и четырем местам дислокации сухопутных войск. Затем последовало массированное наступление иракской армии, одновременно в четырех точках перешедшей 700 км пограничную линию. Так началась Ирано-Иракская война.
Когда выяснилось, что защищать небо родного отечества некому, большинство пилотов поспешили реабилитировать, многие прямо из тюремных камер отправились в кабины своих “Тигров”, “Фантомов” и “Томкетов”, защищать режим, который их едва не расстрелял.
На ранней стадии конфликта из-за бедственного состояния ВВС обеих стран, воздушные силы играли незначительную роль. Тем не менее, иранские летчики, имевшие лучший уровень подготовки, чаще выходили победителями из воздушные сражений[5]. Но вскоре ситуация изменилась. Затянувшееся эмбарго и возобновившиеся “чистки” офицерских рядов, продолжали уменьшать военный потенциал иранских ВВС. А Ирак получил от Франции самолеты Mirage F.1EQ, вооруженные УР ближнего радиуса действия Matra R-550 Magic, что заметно увеличило эффективность ВВС.
Что касается “Томкетов”, то из-за нехватки запчастей только небольшое число этих самолетов (обычно 10-20) находилось в боевой готовности. Самолеты привлекались для обеспечения ПВО крупных административных и промышленных центров Ирана (в первую очередь г. Тереган) от налетов иракской бомбардировочной авиации. Однако ни одна попытка перехватить бомбардировщики Ту-22Б и разведчики-бомбардировщики МиГ-25РБ не увенчалась успехом. К тому же столкновения с иракскими истребителями, как правило, заканчивались не в пользу “Томкетов”. По этой причине пилоты последних получили указания избегать непосредственных контактов с противником. “Томкеты” стали применяться не по прямому назначению: перехватчики, оснащенные мощной РЛС, использовались как своего рода “мини-AWACS” для оповещения о приближении самолетов противника и наведения на цель других истребителей. В таком качестве “Томкеты” нередко сами имели истребительное прикрытие из F-4E и F-5E. Таким образом, несмотря на свой низкие боевые успехи самолет оказался весьма ценным для иранских ВВС.
Некоторое количество F-14A было потеряно в боях. Но, как это обычно бывает, стороны не пришли к взаимопониманию относительно чисел.
По окончанию войны Ирак заявил об 11 сбитых F-14A (см. таблицу N1). Иран признал потерю 12-ти самолетов, но не по причине вражеского огня, а в результате сбоев двигателей, произошедших во время воздушных боев[[6]. Признается потеря лишь одного F-14A в марте 1983 г.[[7]
Большинство же источников сходятся на том, что было уничтожено как минимум три “Томкета”:
Первый был сбит 21-го ноября 1982 г. истребителем Mirage F.1EQ при помощи УР Matra R-550 Magic[8]. Вторая подтвержденная победа “Миража” (Mirage F.1EQ-2) над “Томкетом” приходится на 1-е июля 1984 г. Самолет также был уничтожен при помощи УР R-550.
“Миражи” F.1EQ неплохо зарекомендовали себя и как ударные самолеты, и как истребители. Против F-14A ими удачно применялась следующая тактика: пользуясь ограниченностью РЛС “Томкетов” в обнаружении низколетящих целей, они на предельно максимальной скорости и экстремально малой высоте проходили под иранскими перехватчиками, затем неожиданно набирали высоту, подсвечивали “Томкеты” радаром и пускали одну-две УР ближнего действия.
Ракеты Matra R-550 Magic также хорошо проявили себя. Иракцы успешно использовали не только на “Миражах”, но и на таких устаревших истребителях, как МиГ-21, заменяя стандартные для МиГов Р-3 (AA-2 “Atoll”).
Mirage F.1 ВВС Ирака
В марте 1983 г.[7] МиГ-21 при помощи R-550 уничтожил еще один F-14A[9]. Оба иранских пилота попали в плен, где они впоследствии признались, что никак не ожидали, что устаревший МиГ-21 сможет сбить их “Томкет”[10].
В свою очередь заявления иранцев выглядят гораздо менее скромными. Они претендуют на 45 самолетов противника, сбитых F-14A. В том числе большое количество МиГ-21, Mirage F.1EQ, МиГ-23 и даже несколько Ту-22Б и МиГ-25РБ. Некоторые источники утверждают, что 25 самолетов (в частности МиГ-25РБ) якобы были уничтожены ракетами AIM-54A “Феникс” (!), большинство из которых иранцы сбили за короткий промежуток времени - с января по февраль 1983 г, а сами “Фениксы” активно использовались вплоть до 1986 г., когда их запас попросту закончился.
На фоне общего упадка, царящего в ВВС, эти цифры выглядят более чем неубедительно. К тому же сразу возникает вопрос, каким образом были преодолены последствия диверсии 1979 г. Большинство источников сходятся во мнении, что на деле “Фениксы” в боях не применялись.
Документально подтверждаются факт уничтожения “Томкетами” лишь трех иракских самолетов: двух Mirage F.1EQ и одного МиГ-21.
3 июля 1988 г. американский крейсер “Vincennes” зенитной ракетой сбил пассажирский самолет Airbus A-300, принадлежащий иранской компании Iran Air Flight (рейс 655). Как было заявлено, лайнер по ошибке приняли за иранский истребитель F-14A “Томкет”. Результатом “ошибки” стала гибель 290 человек.
В настоящее время на вооружении Ирана остается 50-60 F-14A (см. таблицу N2). Число боеспособных машин по самым смелым расчетам не превышает 20-25 (американские источники утверждают, что их еще меньше - 15-20, а иногда не больше десяти). Эта ситуация объясняется тем, что некоторые машины разбирают на запасные части, дабы поддержать в боевой готовности оставшиеся. Такой “каннибализм” в иранских ВВС считается обычным явлением.
Иранцы в свою очередь заявляют о гораздо большем числе боеготовых F-14A. Действительно, во время парада 11 февраля 1985 г. над Тегераном одновременно пролетело целых 25 “Томкетов”! Остается гадать, сколько машин пришлось пустить на слом, чтобы обеспечить столь эффективную демонстрацию мощи иранских ВВС…
Какой бы ни была правда, очевидно одно: из-за эмбарго Иран постоянно испытывает нехватку запасных частей для F-14A, а также другой американской техники - F-4 и F-5. Подтверждением этого может служить огромное число скандалов, связанных с нелегальными поставками запчастей[11] из США в Иран, в которых оказались замешаны многие американские военные и чиновники.
Впрочем, Иран утверждает, что 100% запчастей производятся в родном отечестве - в цехах Iranian Aircraft Industries (HESA). Однако разведка США снижает это число до 70% и относит оставшееся на нелегальные поставки. Есть даже источники, утверждающие, что запчасти могут поступать по тайному соглашению из Израиля!
Несмотря на трудное положение, “Томкеты” продолжают нести боевое дежурство, более того, считаются “элитными” самолетами ВВС. В качестве вооружения используются ракеты AIM-7 и AIM-9 - обычный комплект включает 4 УР “Спэрроу” и 2 УР “Сайдвиндер”. Иранские источники также сообщают, что на заводах HESA производят местный вариант УР “Спэрроу”, предназначенный для замещения утраченных американских ракет[12].
Имеется информация, что один или более F-14A были доставлены в Советский Союз в обмен на техническую помощь. К тому же, как минимум один экипаж “Томкета” вместе с самолетом дезертировал в “страну советов”. По некоторым утверждениям, иранские “Фениксы” тоже могли попасть в Советский Союз, а точнее в КБ “Вымпел” и способствовать разработке УР большого радиуса действия Р-33 (AA-9 “Amos”), которыми оснащаются перехватчики МиГ-31. Главный конструктор “Вымпела” Геннадий Соколовский эти обвинения отвергает, и говорит, что его команда никогда не имела доступа к “живому” “Фениксу”.
Так ли хорош “Феникс”?
Неизвестно, как проявила бы себя УР “Феникс” в реальном бою. Очевидно, что наряду с бесспорными достоинствами, ей присущи и явные недостатки. Об этом ниже (из материалов сайта Настоящие сверхзвуковые).
В новой системе оружия было два основных недостатка - ее сложность и немалая цена ракеты “Феникс” ($980000; по другим данным - $477,131). Вплоть до 1975 г. все пуски “Фениксов” производили опытнейшие экипажи. Лишь очень немногим строевым летчикам и операторам за свою карьеру удалось осуществить пуск УР AIM-54. Слишком дорогим оружием оказался “Феникс”, чтобы использовать его в процессе боевой подготовки. Один из адмиралов по этому поводу отметил: “Трудно рассчитывать на высокую эффективность в реальном воздушном бою системы оружия, недоступной для использования в процессе обучения”. Видимо, он был глубоко прав, поскольку экипажи F-14 так ни разу и не применили по-настоящему противнику свою “длинную руку”.
В середине 80-х годов прошла эйфория от ракет AIM-54 “Феникс”, изменилась и техническая их оценка в США. Так, согласно отчету, подготовленному для конгресса США, вероятность поражения целей ракетой AIM-54 не поддается точному прогнозированию из-за отсутствия статистики пусков в реальных условиях. На основе моделирования ее эффективность оценивается не более 0,5; отмечались ограниченные возможности истребителей F-14 по перехвату маловысотных целях в автономном режиме без наведения от самолетов ДРЛО E-2 “Хокай”. Ракеты AIM-54A способны перехватывать только относительно старые ПКР типа Х-22, имеющие значительную ЭПР. Противостоять более совершенным ПКР как авиационного, так и корабельного базирования “Фениксы” не могут.
Усовершенствованный Хок на пилоне иранского F-14A
Иранская пресса сообщает, что все оставшиеся F-14A адаптированы для выполнения ударных операций и способны нести различное вооружение типа “воздух-поверхность”. Имели место и сообщения о том, что Иран собственными силами произвел модернизацию РЛС AN/AWG-9, увеличив радиуса ее действия, а также приспособил “Томкеты” под современные УР “воздух-воздух” Р-73 (AA-11 “Archer”).
Вполне допустимо, что Россия окажет помощь Ирану в поддержании и дальнейшей модернизации парка F-14A. Предполагается, что новые самолеты будут оснащаться РЛС и двигателями российского производства, а также улучшенным кокпитом. Все эти изменения позволят иранским “Томкетам” соответствовать запросам 21-го века.
В заключении стоит добавить, что технический опыт, полученный при эксплуатации F-14A, лег в основу при разработке перспективного иранского истребителя Sa’eqeh-80.
В начале 1970 гг. шахский Иран обладал вторым по величине (после Израиля) парком боевой авиационной техники на Ближнем Востоке и считался серьезным военным противником даже для СССР. Богатое нефтью государство поддерживало теплые отношения с США. Как следствие, основу имперских ВВС или IIAF [Imperial Iranian Air Force] составляли самолеты американского производства - истребители-бомбардировщики F-5A/Е “Тигр” и F-4D/Е “Фантом”. Несмотря на то, что эти типы самолетов считались достаточно современными, ни один из них не мог предотвратить разведывательные полеты советских МиГ-25, чувствовавших себя в иранском небе безнаказанно.
Во время визита в Иран в мае 1972 г. президент США Никсон решил предоставить шаху Мохаммеду Реза Пехлеви перехватчик, способный успешно бороться с нарушителями. И уже в ноябре 1972 г. было получено одобрение сената.
Американцы предложили два самых современных на тот момент истребителя - F-14A “Томкет” фирмы “Грумман” и F-15A “Игл” фирмы “Макдоннелл-Дуглас”. В августе 1973 г. Иран определился с выбором, предпочтя F-14A. Неизвестно чем такой выбор был обусловлен, но как перехватчик высокоскоростных, летящих на большой высоте целей, коими являлись советские МиГ-25, “Томкет”, оснащенный мощной РЛС и УР большой дальности AIM-54A “Феникс”, подходил лучше как никто другой.
В январе 1974 г. подписали заказ на поставку 30 самолетов. А в мае 1974 г. иранские пилоты отправились для тренировок в США. В основном это были опытные пилоты, налетавшие много часов на самолетах F-4 “Фантом”. В свою очередь в Иран прибыли специалисты фирмы “Грумман” (всего около тысячи человек). Уже в июне число заказанных машин увеличили на 50 машин, доведя таким образом до 80-ти.
Первый самолет прибыл в Иран в январе 1976 г. Поставлялись машины серии F-14A-90-GR/F-14A-95-GR[1]. В целом, они ничем не отличались от аналогичных американских “Томкетов”, исключение составляла лишь несколько упрощенная авионика. Стоит отметить, что самолеты оснащались улучшенными двигателями TF30-P-414A, которые в отличие от TF30-P-412, стоявших на первых F-14A, были гораздо безопаснее и надежнее.
К маю 1977 г., когда страна праздновала 50-тилетие королевского дома, поставили 12 самолетов. Местом дислокации “Томкетов” стала специально оборудованная для самолетов этого типа база Исфахан (Хатами) [Isfahan (Khatami)] и база Шираз [Shiraz]. Совместно c перехватчиками Иран приобрел и их “главный калибр” - УР большой дальности AIM-54A “Феникс”[2]. Всего заказали 714 ракет.
Несмотря на появление на вооружении Ирана столько грозной машины, полеты МиГ-25 не прекратились. Лишь после того, как в августе 1977 г. успешно произвели демонстративный пуск “Феникса”, в результате которого была уничтожена мишень BQM-34E, летящая на высоте более чем 15 км, советские МиГи исчезли из неба Ирана.
Тем временем, общее социально-политическое положение страны было не столь оптимистичным, как состояние ее ВВС. 11 февраля 1979 г. произошли события известные, как исламская революция. Шах был низвергнут и бежал за рубеж. В Иране установилась власть исламских фундаменталистов во главе с аятолла Хомейни, отрицающим любые отношения с Западом и объявившего “тагути” (то есть “слугами сатаны”) и США, и СССР. Президент США Картер в свою очередь наложил на Иран экономическое эмбарго. Контракт с “Грумман” был незамедлительно отменен.
Всего успели поставить 79 самолетов. Последняя машина[3] осталась в США и применялась как испытательный стенд. Позднее ее перевели в Поинт Мугу [Point Mugu Naval Air Station], где использовали для нужд ВМС США вплоть до осени 2000 г.
С “Фениксами” дела обстояли еще хуже: было получено только 284 ракеты. Но даже они не могли применяться в полном масштабе. Дело в том, что имело место некая диверсия, в результате которой все 77 “Томкета”[4] потеряли возможность применять свой “главный калибр”. До сих пор не установлено, кто подготовил и провел эту диверсию. Можно предположить, что это были уезжающие из страны техники “Грумман”, либо персонал иранских ВВС, не питавший никаких иллюзий относительно новой власти. Некоторые источники утверждают, что диверсию провели сами же иранские фундаменталисты, мстящие прошахским ВВС.
Так же доподлинно неизвестен и характер диверсии. Самым простым и эффективным способом называется уничтожение или повреждение программного обеспечения бортовых компьютеров “Томкетов”, отвечающего за взаимодействие между самолетами и ракетами. Однако однозначных доказательств этого предположения не найдено.
Режим фундаменталистов, тем временем, начал активно проводить постоянные “чистки”, выявляя в рядах вооруженных сил подозреваемых в сочувствии к шаху. Офицерский состав ВВС, которые после революции переименовали в IRIAF [Islamic Republic of Iran Air Force], “чистили” с удвоенной тщательностью. Многие высококвалифицированные пилоты, особенно те, кто прошел подготовку в США, оказались репрессированы и брошены в тюрьмы. Новые иранские власти своими же руками разваливали собственные ВВС…
Без поддержки Запада, в условиях постоянной нехватки запасных частей, материальная база ВВС быстро приходила в плачевное состояние. Многие иранские специалисты, способные обеспечить боеспособность американской техники, в том числе столь сложной машины, как F-14A, находились за решеткой. Таким образом, к осени 1980 г. иранские ВВС оказались в полном упадке.
Ну а 22 сентября 1980 г. произошло неизбежное: Ирак, воспользовавшись тяжелым положением Ирана, вторгся на территорию соседа. Были нанесены воздушные удары по шести иранским аэродромам и четырем местам дислокации сухопутных войск. Затем последовало массированное наступление иракской армии, одновременно в четырех точках перешедшей 700 км пограничную линию. Так началась Ирано-Иракская война.
Когда выяснилось, что защищать небо родного отечества некому, большинство пилотов поспешили реабилитировать, многие прямо из тюремных камер отправились в кабины своих “Тигров”, “Фантомов” и “Томкетов”, защищать режим, который их едва не расстрелял.
На ранней стадии конфликта из-за бедственного состояния ВВС обеих стран, воздушные силы играли незначительную роль. Тем не менее, иранские летчики, имевшие лучший уровень подготовки, чаще выходили победителями из воздушные сражений[5]. Но вскоре ситуация изменилась. Затянувшееся эмбарго и возобновившиеся “чистки” офицерских рядов, продолжали уменьшать военный потенциал иранских ВВС. А Ирак получил от Франции самолеты Mirage F.1EQ, вооруженные УР ближнего радиуса действия Matra R-550 Magic, что заметно увеличило эффективность ВВС.
Что касается “Томкетов”, то из-за нехватки запчастей только небольшое число этих самолетов (обычно 10-20) находилось в боевой готовности. Самолеты привлекались для обеспечения ПВО крупных административных и промышленных центров Ирана (в первую очередь г. Тереган) от налетов иракской бомбардировочной авиации. Однако ни одна попытка перехватить бомбардировщики Ту-22Б и разведчики-бомбардировщики МиГ-25РБ не увенчалась успехом. К тому же столкновения с иракскими истребителями, как правило, заканчивались не в пользу “Томкетов”. По этой причине пилоты последних получили указания избегать непосредственных контактов с противником. “Томкеты” стали применяться не по прямому назначению: перехватчики, оснащенные мощной РЛС, использовались как своего рода “мини-AWACS” для оповещения о приближении самолетов противника и наведения на цель других истребителей. В таком качестве “Томкеты” нередко сами имели истребительное прикрытие из F-4E и F-5E. Таким образом, несмотря на свой низкие боевые успехи самолет оказался весьма ценным для иранских ВВС.
Некоторое количество F-14A было потеряно в боях. Но, как это обычно бывает, стороны не пришли к взаимопониманию относительно чисел.
По окончанию войны Ирак заявил об 11 сбитых F-14A (см. таблицу N1). Иран признал потерю 12-ти самолетов, но не по причине вражеского огня, а в результате сбоев двигателей, произошедших во время воздушных боев[6]. Признается потеря лишь одного F-14A в марте 1983 г.[7]
Большинство же источников сходятся на том, что было уничтожено как минимум три “Томкета”:
Первый был сбит 21-го ноября 1982 г. истребителем Mirage F.1EQ при помощи УР Matra R-550 Magic[8]. Вторая подтвержденная победа “Миража” (Mirage F.1EQ-2) над “Томкетом” приходится на 1-е июля 1984 г. Самолет также был уничтожен при помощи УР R-550.
Французская техника на высоте
“Миражи” F.1EQ неплохо зарекомендовали себя и как ударные самолеты, и как истребители. Против F-14A ими удачно применялась следующая тактика: пользуясь ограниченностью РЛС “Томкетов” в обнаружении низколетящих целей, они на предельно максимальной скорости и экстремально малой высоте проходили под иранскими перехватчиками, затем неожиданно набирали высоту, подсвечивали “Томкеты” радаром и пускали одну-две УР ближнего действия.
Ракеты Matra R-550 Magic также хорошо проявили себя. Иракцы успешно использовали не только на “Миражах”, но и на таких устаревших истребителях, как МиГ-21, заменяя стандартные для МиГов Р-3 (AA-2 “Atoll”).
В марте 1983 г.[7] МиГ-21 при помощи R-550 уничтожил еще один F-14A[9]. Оба иранских пилота попали в плен, где они впоследствии признались, что никак не ожидали, что устаревший МиГ-21 сможет сбить их “Томкет”[10].
В свою очередь заявления иранцев выглядят гораздо менее скромными. Они претендуют на 45 самолетов противника, сбитых F-14A. В том числе большое количество МиГ-21, Mirage F.1EQ, МиГ-23 и даже несколько Ту-22Б и МиГ-25РБ. Некоторые источники утверждают, что 25 самолетов (в частности МиГ-25РБ) якобы были уничтожены ракетами AIM-54A “Феникс” (!), большинство из которых иранцы сбили за короткий промежуток времени - с января по февраль 1983 г, а сами “Фениксы” активно использовались вплоть до 1986 г., когда их запас попросту закончился.
На фоне общего упадка, царящего в ВВС, эти цифры выглядят более чем неубедительно. К тому же сразу возникает вопрос, каким образом были преодолены последствия диверсии 1979 г. Большинство источников сходятся во мнении, что на деле “Фениксы” в боях не применялись.
Документально подтверждаются факт уничтожения “Томкетами” лишь трех иракских самолетов: двух Mirage F.1EQ и одного МиГ-21.
3 июля 1988 г. американский крейсер “Vincennes” зенитной ракетой сбил пассажирский самолет Airbus A-300, принадлежащий иранской компании Iran Air Flight (рейс 655). Как было заявлено, лайнер по ошибке приняли за иранский истребитель F-14A “Томкет”. Результатом “ошибки” стала гибель 290 человек.
В настоящее время на вооружении Ирана остается 50-60 F-14A (см. таблицу N2). Число боеспособных машин по самым смелым расчетам не превышает 20-25 (американские источники утверждают, что их еще меньше - 15-20, а иногда не больше десяти). Эта ситуация объясняется тем, что некоторые машины разбирают на запасные части, дабы поддержать в боевой готовности оставшиеся. Такой “каннибализм” в иранских ВВС считается обычным явлением.
Иранцы в свою очередь заявляют о гораздо большем числе боеготовых F-14A. Действительно, во время парада 11 февраля 1985 г. над Тегераном одновременно пролетело целых 25 “Томкетов”! Остается гадать, сколько машин пришлось пустить на слом, чтобы обеспечить столь эффективную демонстрацию мощи иранских ВВС…
Какой бы ни была правда, очевидно одно: из-за эмбарго Иран постоянно испытывает нехватку запасных частей для F-14A, а также другой американской техники - F-4 и F-5. Подтверждением этого может служить огромное число скандалов, связанных с нелегальными поставками запчастей[11] из США в Иран, в которых оказались замешаны многие американские военные и чиновники.
Впрочем, Иран утверждает, что 100% запчастей производятся в родном отечестве - в цехах Iranian Aircraft Industries (HESA). Однако разведка США снижает это число до 70% и относит оставшееся на нелегальные поставки. Есть даже источники, утверждающие, что запчасти могут поступать по тайному соглашению из Израиля!
Несмотря на трудное положение, “Томкеты” продолжают нести боевое дежурство, более того, считаются “элитными” самолетами ВВС. В качестве вооружения используются ракеты AIM-7 и AIM-9 - обычный комплект включает 4 УР “Спэрроу” и 2 УР “Сайдвиндер”. Иранские источники также сообщают, что на заводах HESA производят местный вариант УР “Спэрроу”, предназначенный для замещения утраченных американских ракет[12].
Имеется информация, что один или более F-14A были доставлены в Советский Союз в обмен на техническую помощь. К тому же, как минимум один экипаж “Томкета” вместе с самолетом дезертировал в “страну советов”. По некоторым утверждениям, иранские “Фениксы” тоже могли попасть в Советский Союз, а точнее в КБ “Вымпел” и способствовать разработке УР большого радиуса действия Р-33 (AA-9 “Amos”), которыми оснащаются перехватчики МиГ-31. Главный конструктор “Вымпела” Геннадий Соколовский эти обвинения отвергает, и говорит, что его команда никогда не имела доступа к “живому” “Фениксу”.
Так ли хорош “Феникс”?
Неизвестно, как проявила бы себя УР “Феникс” в реальном бою. Очевидно, что наряду с бесспорными достоинствами, ей присущи и явные недостатки. Об этом ниже (из материалов сайта Настоящие сверхзвуковые).
В новой системе оружия было два основных недостатка - ее сложность и немалая цена ракеты “Феникс” ($980000; по другим данным - $477,131). Вплоть до 1975 г. все пуски “Фениксов” производили опытнейшие экипажи. Лишь очень немногим строевым летчикам и операторам за свою карьеру удалось осуществить пуск УР AIM-54. Слишком дорогим оружием оказался “Феникс”, чтобы использовать его в процессе боевой подготовки. Один из адмиралов по этому поводу отметил: “Трудно рассчитывать на высокую эффективность в реальном воздушном бою системы оружия, недоступной для использования в процессе обучения”. Видимо, он был глубоко прав, поскольку экипажи F-14 так ни разу и не применили по-настоящему противнику свою “длинную руку”.
В середине 80-х годов прошла эйфория от ракет AIM-54 “Феникс”, изменилась и техническая их оценка в США. Так, согласно отчету, подготовленному для конгресса США, вероятность поражения целей ракетой AIM-54 не поддается точному прогнозированию из-за отсутствия статистики пусков в реальных условиях. На основе моделирования ее эффективность оценивается не более 0,5; отмечались ограниченные возможности истребителей F-14 по перехвату маловысотных целях в автономном режиме без наведения от самолетов ДРЛО E-2 “Хокай”. Ракеты AIM-54A способны перехватывать только относительно старые ПКР типа Х-22, имеющие значительную ЭПР. Противостоять более совершенным ПКР как авиационного, так и корабельного базирования “Фениксы” не могут.
Усовершенствованный Хок на пилоне иранского F-14A
Иранская пресса сообщает, что все оставшиеся F-14A адаптированы для выполнения ударных операций и способны нести различное вооружение типа “воздух-поверхность”. Имели место и сообщения о том, что Иран собственными силами произвел модернизацию РЛС AN/AWG-9, увеличив радиуса ее действия, а также приспособил “Томкеты” под современные УР “воздух-воздух” Р-73 (AA-11 “Archer”).
Вполне допустимо, что Россия окажет помощь Ирану в поддержании и дальнейшей модернизации парка F-14A. Предполагается, что новые самолеты будут оснащаться РЛС и двигателями российского производства, а также улучшенным кокпитом. Все эти изменения позволят иранским “Томкетам” соответствовать запросам 21-го века.
В заключении стоит добавить, что технический опыт, полученный при эксплуатации F-14A, лег в основу при разработке перспективного иранского истребителя Sa’eqeh-80.