Потерянное звено Британского танкостроения

FV4601 MBT-80 - проект британского основного боевого танка (ОБТ) третьего поколения, создавался для замены в бронетанковых частях ОБТ FV 4201 Chieftain в рамках программы перевооружения и переоснащения парка бронетехники Армии Великобритании, а также для экспорта за рубеж. Программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществлялась в 1976—1980 годы по заказу Генерального штаба Вооружённых сил Великобритании.

Описание машины

MBT-80, получивший обозначение FV4601, никогда не имел официального персонализированного обозначения и известен исключительно под обозначением MBT-80.
Этот танк должен был иметь экипаж из четырех человек, башню кругового вращения и усовершенствованную британскую 120-мм нарезную пушку. MBT-80 должен был иметь удельную мощность 25 л.с./т и отличаться толстыми плитами новой брони «чобхэм» во всей лобовой проекции, включая и нижний лобовой лист. В отличие от большинства других основных боевых танков борта MBT-80 также защищались плитами брони «чобхэм». В состав стандартного оборудования должна была быть вклюючена усовершенствованная система управления огнем, способная с почти 100% вероятностью поражать технику противника с первого выстрела не только с места, но и в движении. В качестве силовой установки был выбран 1500-сильный двигатель Rolls Royce CV12 Condor; альтернативным вариантом была газовая турбина XM1. На ходовую часть мощность должна была передаваться посредством трансмиссии David Brown TN28.

Новая британская 120-мм нарезная пушка XL28 должна была вести огонь бронебойными снарядами с сердечником из обедненного урана и с раздельно-гильзовым заряжанием, способными уничтожить любой советский танк того времени на дальности 3500 метров. Также пушка должна была вести огонь дымовыми снарядами и бронебойно-фугасными снарядами со сминаемой головной частью. Первоначально боезапас должен был составлять 50 снарядов, но позднее он был сокращен до 45. В целях повышения живучести боезапас должен был находиться ниже погона башни. Для непосредственной защиты от пехоты противника танк должен был быть оснащен 7,62-мм скорострельным пулеметом Hughes и пулеметом командира. Наводчик и командир должны были быть оснащены полноценными электронно-оптическими системами, дневной и ночной прицелами, лазерными дальномерами, измерительно-следящими системами и тепловизорами. Лазерный дальномер и тепловизор должны были быть объединены в новую и революционную панорамную систему PANTIL (Panoramic, Thermal Imager, Laser Integrated Sight).

В соответствии с британской практикой того периода экипаж должен был иметь максимальные шансы на выживание. Для этого плиты брони «чобхэм» должны были быть достаточно толстыми, чтобы противостоять всему спектру советского вооружения, которым советская сторона могла атаковать MBT-80. Так, например, броня танка должна была противостоять советским 125-мм бронебойным и кумулятивным снарядам на дальности прямого выстрела. Борта, верх и задняя сторона танка должны были быть защищены от бронебойных пуль 14,5-мм крупнокалиберного пулемета и осколков 152-мм фугасного снаряда, взорвавшегося на расстоянии 10 метров. Для облегчения материально-технического обеспечения и технического обслуживания в мирное время предполагалось при повседневной эксплуатации снять несколько плит брони «чобхэм».

Во всех отношениях основная броня корпуса танка MBT-80 была совершеннее, чем у основных боевых танков того периода за счет комбинированного каркаса, изготовленного из пластин стали и алюминия. Элементы комбинированного каркаса должны были соединяться между собой с помощью разнотолщинных стыков и сварки взрывом (сварочный процесс, который использует взрывы высокой точности для соединения двух разнородных металлов с сохранением механических, электрических и коррозионных свойств обоих) для наиболее прочного их соединения. Все элементы комбинированного каркаса, которые имели большую вероятность быть пораженными средствами противника, были стальными, тогда как участки, где вероятность попадания была небольшой или вес пластин будет иметь незначительную разницу (как, например, задняя сторона), были алюминиевыми.

Для улучшения характеристик проходимости по пересеченной местности была выбрана гидропневматическая подвеска с семью парами опорных катков с резиновой ошиновкой. Траки у MBT-80 должны были быть того же типа, что и на XM1. Изображение, приведенное в данной статье, представляет собой масштабную модель MBT-80 (Приложение 1), которая хранится в Бовингтоне и которая ранее не публиковалась. Как можно увидеть, что несмотря на некоторые очевидные сходства с боевыми машинами ATR, которые были частью процесса разработки MBT-80 и его окончательный вариант отличался от обоих ATR.
image

Прил.1

История появления и провала программы

Несмотря на провал программы МБТ-70, англо-немецкий консорциум решил встать на те же грабли - попробовать создать совместный танк, который должен был заменить в Великобритании «Чифтейна», а в ФРГ – «Леопард-1». Новая машина должна была называться в зависимости от места рождения MBT-80 или Kpz-80, работы стартовали в 1972 году и шли весьма бодро. Поначалу. Но по мере продвижения работ, противоречия между сторонами нарастали (главное из-за пушки : немцы продвигали гладкоствольную, а британцы насмерть уперлись в нарезную) и пять лет спустя, в 1977 году, программа была аннулирована. Но у немцев был уже на подходе «Leopard-2», а вот британцы остались у разбитого корыта. С «Чифтейнами», напомню, танками неплохими, но 1966 года принятия на вооружение.
image
Так вот, в течение двух лет, 1978-1979, велась разработка национального танка МВТ-80 с использованием задела, наработанного в рамках англо-германской программы. Практически в неизменном виде остался корпус FV4030, который для снижения веса сделали стальным впереди - и из алюминиево-стальных сэндвичей по бортам и сзади. Правда, из-за несовершенства соединения таких панелей со временем в корпусе танка образовались трещины (а может это электрохимия нагадила - непонятно уже).
image
Зато, в части башни и вооружения англичане, с облегчением вздохнув, сделали по своему. Машина для испытаний получила довольно хитрой конструкции башню : вроде бы от FV4211 (или аналога), но с навеской дополнительного железа, для имитации веса будущей настоящей башни MBT-80, с традиционной английской нарезной пушкой раздельного заряжания. А вот с электроникой и СУО не стеснялись: машина имела интегральную цифровую шину передачи данных (ну и компьютер, конечно, который все это обрабатывал и вырабатывал установки для стрельбы), тепловизор, панорамный стабилизированный прицел командира, лазерный дальномер. По меркам конца 1970-х просто шикарно.
image
В общем программа шла полным ходом, результаты были интересны, как вдруг разработчикам подставили ножку … иранские мусульманские радикалы. После революции в Иране оказался аннулирован заказ на продукт глубокой модернизации «Чифтейна», танк Шир-2, который собирался покупать Иран. Тогда, сравнив затраты и достигнутые результаты, а особенно учитывая преемственность для иранской машины с уже стоящим на вооружении «Чифтейном» (с точки зрения сервиса, логистики и обучения танкистов) британцы решили что машину MBT-80 лучше совсем прикрыть, а для собственных нужд еще немного доработать экспортную поделку. Вот так MBT-80 оказался в запасниках Бовингтона, а Шир-2 превратился в Челленджера.

Предполагаемые уровни бронирования

image
Уровень защиты башни/корпуса по БПС 430/430 мм при боевой массе 54,48 т
image
Уровень защиты башни/корпуса по БПС 480/430 мм при боевой массе 63,68 т
image
Уровень защиты башни/корпуса по БПС 540/430 мм при боевой массе 67,31 т

Сохранившиеся образцы

image
Первая модель (ATR1) в частной коллекции
image
Вторая модель (ATR2) на экспозиции музея

  • За
  • Против
0 проголосовавших

Дубль ж

1 лайк

а да? ну тогда можно сносить

Ну вроде дублем считается, если в одном разделе две темы

Дубль

Закрыто.