Р-39 (ПТ-20) - Предшественник ПТ-76

Играя в Тундрочку, я заметил дыру от Т-80 (БР 2.0) до следующих машин в своей ветке, и тут мне случайно попался опытный плавающий танк Р-39, который прекрасно впишется в эту ветку перед ПТ-76.

История

Весной 1948 г. начальник ОГК Главтанка И. Бер выдал КБ завода “Красное Сормово” тактико-техническое задание на проектирование плавающего танка со следующими ТТХ: масса 11-13 т, бронирование толщиной 10-12 мм, скорость хода на суше макс 55 км/ч, по проселку 30 км/ч, на плаву 15 км/ч, вооружение 76-мм пушка и пулемет, а также плавающего БТР для оснащения передовых частей Бронетанковых и механизированных войск (БТМВ) Советской армии.

Эскизный проект танка (получившего индекс Р-39 (“Объект 101”)) был утвержден в конце июня, БТР (Р-40 (“Объект 102”)) в первых числах июля. А16 июля 1948 г. вышел приказ по Министерству транспортного машиностроения № 237, в котором говорилось, что завод обязан закончить проектирование и к 1 июня 1949 г. изготовить и испытать по 2 экз. танка и плавающего бронетранспортера. В августе-сентябре макетным участком завода “Красное Сормово” было изготовлено 5 экз. моделей различных модификаций танка и БТР в масштабе 1:5. Возможно, эти макеты обсуждались и “наверху”, так как 13 октября заводу от Научно-технического комитета (НТК) БТМВ были переданы замечания по доработке конструкции указанных боевых машин. 19 октября 1948 г. постановлением Совета Министров (ПСМ) № 368 заводу ставилась задача не только изготовить к 1 июня 1949 г. по два опытных танка и БТР, но также во втором полугодии 1949 г. сдать в войска опытную серию из 40 танков Р-39 й БТР Р-40. Последняя инстанция, которая давала танку “зеленый свет”, – был командующий БТМВ С. Богданов, который 5 ноября 1948 г. на резолюции об изготовлении танков поставил свою подпись.

Согласно отчету директора завода № 112 “Красное Сормово” Е. Рубинчика 29 мая 1949 г. начались ходовые испытания одного образца Р-39. Для испытаний танка была разработана специальная программа пробегом 3000 км, из них 200 км на плаву. Однако программа была выполнена не полностью.

В ходе заводских испытаний, шедших до 20 июля, отмечалось частое спадание гусеничных цепей при маневрах на мягкой почве, недостаточная скорость на суше (52 км/ч) и воде (9,2 км/ч), большой дифферент на корму, неудовлетворительная работа системы охлаждения двигателя. Также обнаружилось большое количество недоработок в различных узлах танка. К концу заводских испытаний в танке Р-39 была проведена доработка ходовой части и винтов, но радикального улучшения характеристик не последовало. 9 августа И. Бер констатировал, что изготовленные заводом № 112 “Красное Сормово” опытные образцы танка Р-39 не соответствуют заданию, необходимо передать их для эксплуатации до полного износа, а заводу для проведения государственных испытаний в мае 1950 г. изготовить новые образцы танка.

Однако Минтрансмаш не согласился с данным распоряжением. Проведенные работы получили неудовлетворительную оценку. 15 августа был подготовлен проект постановления Совета Министров СССР N3472, в котором говорилось: “Изготовленные заводом “Красное Сормово” образцы плавающего танка не соответствуют утвержденному заданию и вследствие этого непригодны для вооруженных сил… Дальнейшие работы по плавающему танку передать в Челябинск на опытный завод № 100. Предложить Главному конструктору Котину закончить проект танка массой 9-9,5 т. и плавающего БТР на 25 человек в течение 1950г.” Примерно в это же время на базе КБ опытного завода № 100 в Челябинске был создан ВНИИ Транспортного Машиностроения, главным конструктором которого был назначен Ж. Котин.

15 сентября закончились испытания Р-39 на плаву и испытания буксировкой в морском канале. Всего в ходе испытаний опытный образец танка Р-39 прошел 1500 км по суше и 150 км на воде.

Вооружение

Специально для танка была разработана 76-мм пушка ЛБ-76 с двухкамерным дульным тормозом.

В период отработки и постановки на серийное производство пушка имела обозначение ЛБ-76Т. При серийном производстве пушке был присвоен индекс Д-56Т.

Пушка обеспечивала поражение бронебойным снарядом БР-354, имевшим массу 6,5 кг и начальную скорость 655 м/с, пробитие на дальности 1000 м вертикально расположенной монолитной броневой плиты толщиной 80 мм.
P.s. ПТ-76Б имеет серийную модификацию этой пушки, только со стабилизатором, поэтому в игре Р-39 можно дать снаряды такие же как и ПТ-76Б.

С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГ-43. Боекомплект танка составлял 30 выстрелов для пушки и 1000 патронов для пулемёта. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета использовался телескопический прицел типа ТШК-66.

Конструкция

Танк Р-39 имел классическую схему компоновки с задним расположением ведущих колёс. Экипаж танка состоял из трёх человек, размещавшихся: командир танка — в башне слева от пушки, механик-водитель – в отделении управления у левого борта корпуса, заряжающий – в башне справа от пушки.

Броневая защита танка – противопульная, с максимальной толщиной броневых листов лобовой части корпуса 12 мм и лобовой детали башни 20 мм. обеспечивавшая защиту экипажа и внутреннего оборудования от бронебойных пуль Б-32 калибра 14.5 мм.

Силовая установка, узлы и агрегаты трансмиссии были заимствованы у среднего танка Т-54. Мощность двигателя В-54 была понижена до 300 л.с.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного направляющего колеса переднего расположении; шести двухскатных опорных катков большого диаметра с резиновой ошиновкой; одного ведущего колеса цевочного зацепления заднего расположения и мелкозвенчатой гусеницы с открытым металлическим шарниром. В системе подрессоривания применялась индивидуальная торсионная подвеска с четырьмя гидравлическими амортизаторами на крайних узлах.

Движение танка на плаву осуществлялось с помощью двух гребных винтов. На первом опытном образце гребные винты располагались в тоннелях днища корпуса и имели высокие частоты вращения при небольших размерах по диаметру (порядка 320-360 мм). На втором опытном образце танка стояли гребные винты увеличенного до 600 мм диаметра, монтировавшиеся вместе с поворотными рулями вне габаритов корпуса.

ТТХ

Боевая масса - 15 тонн
Экипаж - 3 чел.
Броневая защита - противопульная
Мощность двигателя - 221 кВт (300 л.с.)
Максимальная скорость: по шоссе - 52 км/ч, на плаву - 7 км/ч.

Фото




В игре

БР 4.3-4.7 в АБ, 4.7-5.0 в РБ
Поместить в ветке прокачки в “коробочку” с АСУ-57

  • За
  • Против

0 голосов

Р-39 (танк) - Википедия
[Глава VI. Перекуем мечи на орала. Стальной кулак Сталина. История советского танка, 1943-1955]
Плавающий танк Р-39
ОПЫТНЫЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Р-39 «ОБЪЕКТ 101» (СССР) Источник: http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/bronetehnika/5007-opytnyi-plavaushii-t.html © dogswar.ru

3 лайка

бр надо по выше, но в целом почему бы и нет

2 лайка

ПТ-76Б в игре имеет БР 5.0(АБ) и 5.3(РБ), соответственно, я думаю что Р-39 надо дать БР на 1 меньше чем у ПТ-76Б

2 лайка

эх, не успел я его предложить)

1 лайк

Хах
Сегодня с утра случайно на этот танк наткнулся, ну, и решил написать предложение

1 лайк
Спойлер

9 лайков

это ошибка, а новые лучше не допускать

3 лайка

Там резервы у шведов тоже послевоенные.

4 лайка

Ошибка чего? Игра не про противоволяние техники “по годам”.

3 лайка

ПТ-76Б всё равно слишком сильная машина на своем бр. ему 5.7-6.0 надо

Я согласен

Согласен. БР 2.0-3.0. Кумысов то не будет. Пробой как у Т-34-76

2 лайка

Я согласен с тобой тоже

Согласен, те же м109, 2с3м и 2с1 тоже против пантер и тигров и т34 играют

Я тоже могласен с тобой

1 лайк

пт-76 который из хорошего имеет только стабу (что не уникально) и подвижность

image

10 лайков

Если бы она была “слишком сильная на своём БРе” - давно бы уже улетела на БРы выше. Как пример первый введённый EBR что начинал аж с 4.3 и закончил на 6.7

6 лайков

Стаб, подвижность и кумулятив, плюс низкий силуэт. ПТ-76Б это очень сильная машина, особенно сейчас, когда сдвинули пантеры

1 лайк

вот в том то и дело, что я не понимаю, почему это чудо ещё не улетело выше. скорее всего потому что игроки на советах не могут в машины, на которых хоть сколько-то думать надо

1 лайк