История
-
Начало программы (1982–1991):
- В 1982 году армия США запустила программу Light Helicopter Experimental (LHX) для замены устаревших вертолётов UH-1, AH-1 Cobra, OH-6 Cayuse и OH-58 Kiowa.
- Требования включали высокую манёвренность, низкую заметность и способность выполнять разведку и лёгкие ударные задачи.
- В 1988 году был выпущен запрос предложений (RFP), а в 1990 году программа переименована в Light Helicopter (LH).
- В апреле 1991 года команда Boeing-Sikorsky победила в конкурсе, обойдя Bell-McDonnell Douglas, и получила контракт на создание прототипов. Вертолёт назвали RAH-66 Comanche.
-
Разработка и испытания (1993–2004):
- Сборка первого прототипа началась в ноябре 1993 года на заводах Sikorsky (Коннектикут) и Boeing (Филадельфия). Окончательная сборка проводилась в Стрэтфорде.
- Первый прототип (серийный номер 94-0327) представлен 25 мая 1995 года, первый полёт совершён 4 января 1996 года (с задержкой из-за проблем с ПО и конструкцией). Второй прототип (95-0001) взлетел 30 марта 1999 года.
- Испытания показали впечатляющие характеристики: скорость свыше 200 узлов, манёвренность (60 узлов вбок, 80 узлов назад), устойчивость до 10 000 футов и перегрузки 1.7g.
- В 2000 году программа вошла в фазу инженерной и производственной разработки (EMD) с бюджетом $3.1 млрд. Планировалась закупка 1213 вертолётов к 2006 году.
-
Проблемы и отмена (2002–2004):
- Программа столкнулась с перерасходом бюджета (~$7 млрд) и техническими трудностями: проблемы с ПО, недостаточной точностью 20-мм пушки, сложностями с системой обнаружения целей и весом.
- В 2002 году из-за продления срока службы AH-64 Apache количество заказанных Comanche сократили до 650, а стоимость программы оценивалась в $26.9 млрд.
- После событий 11 сентября 2001 года приоритеты армии сместились к антитеррористическим операциям, где беспилотники (UAV) оказались эффективнее и дешевле для разведки.
- 23 февраля 2004 года армия США отменила программу, перенаправив $14.6 млрд на модернизацию существующих вертолётов (Black Hawk, Apache) и разработку БПЛА.
-
Наследие:
- Построено только два прототипа, оба выставлены в музеях (например, в музее авиации армии США, Форт-Ракер).
- Comanche был пионером стелс-технологий для вертолётов: радиолокационная заметность в 360 раз меньше, чем у Apache, и в 250 раз меньше, чем у OH-58D.
- Технологии программы использовались в других проектах, включая стелс-модификации Black Hawk.
- RAH-66 фигурирует в поп-культуре: видеоигры (Call of Duty, Strikers 1945 III, Ace Combat) и симуляторы.