- За
- Против
Ввиду появления большего количества носителей раннего управляемого вооружения, предлагается добавить аналогичное вооружения для 3-ей нации.
Управляемую Реактивную Авиационную Морскую Торпеду РАМТ-1400А и управляемую бомбу УБ-2Ф.
УБ-2Ф по способу наведения полностью аналогична Fritz X.
Подробности:
Спойлер
15 октября 1951 г. вышло правительственное Постановление № 3969—1815, предусматривавшее проведение опытно-конструкторских работ по двум типам управляемых авиабомб в фугасном снаряжении — УБ-2000Ф «Чайка» и УБ-5000Ф «Кондор» массой соответственно 2 и 5 т. Кроме того, этим Постановлением предусматривались проработки по бронебойной бомбе УБ-2000Б, которые в дальнейшем были прекращены после выхода 27 ноября 1953 г. Постановления № 2856—1213, уточняющего задачи и сроки разработки управляемых авиабомб. По-видимому, отказ от разработки бронебойной авиабомбы был связан с наметившимся оснащением кораблей потенциального противника принципиально новыми высокоэффективными средствами ПВО. В условиях противодействия корабельных зенитных ракетных комплексов затруднился выход самолёта на рубеж бомбометания на средних и больших высотах. Более эффективным противокорабельным оружием представлялись уже разработанные к тому времени первые советские авиационные противокорабельные ракеты КС («Комета»). В качестве прототипа была взята немецкая бомба “Фриц-X”. Основными носителями для УБ-2000Ф «Чайка» рассматривался Ил-28, для «Кондора» — Ту-16, а на первых порах — Ту-4. Технический облик управляемых бомб в основном определился в ходе предварителышх проработок еще до принятия первого Постановления. Конструктивно первая советская управляемая бомба унаследовала от «Фрица» только Х-образное исполнение крыльев и использование интерцепторов для управления полетом. Принятое расположение крыльев было вполне естественным для размещаемого на внешней подвеске летательного аппарата с примерно одинаковым уровнем потребного маневра как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, что обусловило его применение на большинстве управляемых авиационных ракет. В отличие от «Фрица», советская бомба оснащалась треугольными крыльями с большой стреловидностью по передней кромке, что снижало потери дальности и скорости полета носителя с подвешенной управляемой бомбой, крылья были выполнены из дюралюминиевых плит и крепились на болтах к кронштейнам на корпусе боевой части — в отличие от неудобных в эксплуатации приваренных к корпусу крыльев немецкой бомбы. Установленные на задних кромках крыльев интерцепторы управления по крену работали в режиме «да—нет». Также изготовленное из дюралевых плит хвостовое оперение УБ-2000Ф «Чайка» было выполнено по двухкилевой схеме и выгодно отличалось от немецкого аналога в части удобства размещеьшя под фюзеляжем самолёта. По два интерцептора по каналам курса и тангажа работали в колебательном режиме, поочередно отклоняясь в противоположные стороны с частотой 5 Гц — той же, что и в немецкой системе «Кель-Страсбург». На обеих законцовках стабилизатора размещались трассеры красного огня яркостью по 500 ООО свечей с продолжительностью работы не менее 83 с. Корпус бомбы УБ-2000Ф «Чайка» состоял из боевой части и хвостового отсека с аппаратурой управления и стабилизации. Стальной корпус боевой части включал соединенные сваркой литую головную часть оживальной формы, основную цилиндрическую часть и коническое дно с закрываемым крышкой люком для заливки тротила. На цилиндрической части корпуса крепились два запальных стакана под взрыватели АВ-139, две бобышки подвески к носителю и по одному кронштейну для крепления каждого крыла. Хвостовой отсек состоял из сварного тонкостенного конуса и концевой части из двух литых полуцилиндров. В хвостовом отсеке размещались приемник одного из трех частотных диапазонов (К-4, К-6 или К-7) и усилитель-дешифратор К-21 аппаратуры командного радиоуправления КРУ-УБ, а также блок управления БУ-2. В блок БУ-2 входали разработанный ОКБ-122 автопилот АП-59 с гиродатчиком крена ДК-8Ф, батарея 14СБ-40У, вторичные источники электропитания ПАГ-1Ф и УС-80Ф, коммутационный блок БР-2. Размещаемая на носителе аппаратура КРУ-УБ использовала передатчик непрерывного излучения с времяимпульсной модуляцией. Для управления конкретной «Чайкой» задействовалась только одна длина волны из 600 располагаемых, а еще на двух частотах передача велась только для дезинформации средств радиоэлектронной борьбы противника. На самолете устанавливались три передатчика — К-14, К-16 и К-17 для работы в двух метровых (I и II) и дециметровой (III) группах диапазонов волн. Сигнал на передатчики поступал через шифратор К-13 с командодатчика К-26, присоединенного к специальному оптическому прицелу ОПБ-2УП, разработанному ЦКБ-589 МАП. В качестве основного метода наведения был принят простейший так называемый трехточечный способ, при котором штурман самолёта-носителя отклонением ручки (кнюпеля) на блоке командодатчика стремился удержать «Чайку» на линии «самолет—цель», огни трассеров должны были наблюдаться на фоне цели в окуляре прицела. Характер движения УБ-2000Ф «Чайка» с ее развитыми аэродинамическими поверхностями мог существенно отличаться от близкой к параболе траектории падения обычной авиабомбы. При отсутствии команд наведения при полете с задействованным автопилотом она просто планировала бы по наклонной прямой, удерживаясь ниже линии «самолет—цель». Поэтому началу наведения по методу “трех точек” предшествовал участок программного выведения «Чайки» на линию «самолёт—цель». На этом участке штурман при помоши кнюпеля старался совместить наблюдаемые огни трассеров «Чайки» с подвижным индексом, перемещаемым по заранее выработанной временной программе в поле зрения прицела 0ПБ-2УП. Поскольку скорость «Чайки» была заведомо меньше, чем у самолёта, наведение по методу “трех точек” можно было осуществить только после пролета носителя над целью, когда управляемая бомба, выполнив программный разворот на пикирование, оказывалась в задней полусфере самолёта. В результате траектория движения бомбы приобретала характер довольно изяшной фигуры почти самолетного пилотажа. При полете носителя на высоте 7 км она сбрасывалась на удалении 2,6 км от цели, пролетала вперед более 4 км, а затем возвращалась к цели, поражая ее к тому моменту, когда самолёт уже уходил на 5 км от объекта бомбометания. При этом наклонная дальность от самолёта до цели увеличивалась до 9 км — успешность бомбометания явно зависела от должной прозрачности атмосферы. Кроме чувствительности к метеоусловиям, эта схема боевого применения несла в себе и другой органический недостаток — для завершения наведения и поражения цели самолёт должен был как по ниточке пройти по прямой всю зону огня непосредственно прикрывающей цель зенитной артиллерии, в то время как взаимозависимость носителя и обычной бомбы прерывалась в момент раскрытия замков бомбодержателей. Постановлением от 1 декабря 1955 г. №2000-1070 первая советская управляемая бомба УБ-2000Ф была принята на вооружение под шифром УБ-2Ф (4А-22). Самолеты Ту-16 могли нести по две УБ-2Ф на подкрыльевой подвеске, а Ил-28 — одну под фюзеляжем. В 1956 г. предусматривался выпуск установочной партии в 120 управляемых бомб и переоборудование 12 Ил-28 в носители этого управляемого вооружения. По оценкам специалистов полигона, для поражения цели размером 30x70 м требовалось применение двух-трех «Чаек», заменявших 168 неуправляемых ФАБ-1500. Постановление от 1 декабря 1955 г, предусматривало также разработку усовершенствованного варианга УБ-2Ф — «Чайки-2», оснащенной тепловой головкой самонаведения. Основное конструктивное отличие «Чайки-2» от прототипа состояло в размещении впереди боевой части довольно громоздкой тепловой головки самонаведения 0-1-54. Чувствительность этой головки была довольно низкой, соответствующей применению только по таким мощным источникам теплового излучения, как металлургические заводы, коксохимические предприятия, тепловые электростанции и корабли. После сброса с самолёта бомба сперва осуществляла автономный полет с переходом к планированию в направлении цели, а затем после захвата цели ГСН — самонаведение. При установке головки самонаведения отказались от применения командной радиолинии, так что масса бомбы увеличивалась всего на 50 кг, а ее длина — на 220 мм. Были также выполнены проектные проработки по «Чайке-3» — варианту бомбы с пассивной радиолокационной головкой самонаведения ПРГ-10В, предназначенному для поражения радиолокаторов и станций постановки активных помех противника.
Технические характеристики:
- Габариты, мм: длина - 4730; диаметр корпуса - 600; размах оперения - 2100;
- Масса, кг 2240;
- Масса боевой части, кг 1795;
- Скорость носителя, км/ч 400-1200;
- Диапазон высот применения, км 5-15.
Носители:
Ил-28 - 1 шт.
Ту-16 - 2 шт.
РАМТ-1400А аналог Hs 293 и Ki-148.
Носители:
Ил-28 - 1 шт.
Ту-2 - 1 шт.
Подробности:
Спойлер
Постановлением СМ № 1175-440 от 14 апреля 1948 года были начаты работы по реактивной авиационной морской торпеде РАМТ-1400 «Щука». Фактически это было продолжением работ по трофейной ракете Hs-293A, хотя внешне они не имели ничего общего. Естественно, что «Щукой» занялось то самое КБ-2, которое безуспешно пыталось довести Hs-293.
Ракета «Щука» имела нормальную самолетную аэродинамическую схему с V-образным оперением. Боевая часть «Щуки» была скопирована у немцев. Как уже говорилось, на опытных ракетах Hs-294 и Hs-293D немцы приняли отделяющиеся боевые части, предназначенные для поражения корабля в подводную часть борта. У разработчиков не хватило ума понять, что такая схема создает массу проблем, тогда как эффект ее весьма спорный.
Управление «Щуками» по первоначальному проекту было радиокомандным с активным радиолокационным самонаведением на заключительном участке полета. Разработчики смекнули, что создание радиолокационной головки самонаведения может затянуться, и предложили два варианта ракеты: «Щука-А» (РАТМ-1400А) и «Щука-Б» (РАТМ-1400Б), из которых «Щука-А» должна была иметь только радиокомандную систему наведения. То есть, коль не поймают «журавля в небе» с радиолокационной головкой самонаведения («Щуку-Б»), то уж радиокомандная «синица в руках» наверняка будет. Такое предложение разработчиков было закреплено Постановлением СМ № 5766-2166 от 27 декабря 1949 года.
Боевая часть «Щуки-А» весила 615-650 кг и содержала 320 кг мощного взрывчатого вещества ТГАГ-5. Взрыватель ВУ-150 контактный, мгновенного действия. В боевой части был сделан специальный кольцевой вырез, благодаря которому, входя в воду, боевая часть двигалась по изгибающейся траектории вверх для поражения цели в наиболее уязвимую подводную часть корпуса. Но для этого было необходимо обеспечить приводнение ракеты на удалении от цели около 60 м при угле входа в воду около 12°. При использовании только радиокомандной системы управления методом «трех точек» шансов у оператора выполнить эти условия практически не было. Управление «Щукой» производилось с помощью интерцепторов, помещенных на задних кромках крыльев и V-образного оперения.
К концу 1949 года удалось провести только пуски 14 ракет «Щука», не имевших даже радиокомандной системы наведения. Ракеты управлялись пневматическим автопилотом АП-19. В 1950 году прошли испытания «Щук» с немецкой радиокомандной системой наведения. Лишь в августе — ноябре 1951 года были проведены пуски с отечественной радиокомандной системой наведения «КРУ-Щука». Параллельно была осуществлена реорганизация. В соответствии с Постановлением СМ № 5119-2226 от 15 декабря 1951 года КБ-2 было объединено с заводом № 67. Новая организация получила название ГСНИИ-642 (Государственный научно-исследовательский институт № 642).
В 1952 году в районе Феодосии было проведено 15 пусков ракет «Щука-А» с самолета-носителя Ту-2, а затем Ил-28, восемь из которых дали удовлетворительные результаты. Пуски проводились на высоте 2-5 км на дальность от 12 до 30 км. Было решено переоборудовать еще 12 Ил-28 и спроектировать вариант «Щуки» с более мощной фугасной БЧ для поражения наземных целей. Тем же распоряжением предполагалось испытать 20 ракет «Щука-А» по наземным целям на полигоне во Владимировке. Цель испытаний — оснащение ракет «Щука» фугасной боевой частью весом до 900 кг. Но проектирование РАМТ-1400 задерживалось.
К июлю 1955 года работы по «Щуке-А» были близки к завершению. А что касается «Щуки-Б», то, как говориться, «здесь и конь не валялся». Разработчик радиолокационной системы самонаведения НИИ-885 с работой не справился. Испытания «Щуки-Б» с радиолокационным самонаведением с 1948-го по 1952 год шли неудачно. Поэтому постановлением СМ № 3556-121 работы по системе радиолокационного самонаведения, получившей название «РГ-Щука», были переданы новой организации.
Согласно проекту ракета «Щука-Б», отделившись от самолета-носителя на высоте от 2 до 10 км, должна была планировать под углом 20-30° к горизонту. На высоте 600 м включался радиовысотомер, и ракета переходила на горизонтальный полет на высоте 60 м. Затем включался жидкостный реактивный двигатель, и ракета набирала скорость до 1030 км/ч. На удалении 10-20 км от цели включалась активная радиолокационная головка самонаведения, которая осуществляла поиск и захват цели в упрежденную точку в горизонтальной плоскости. На удалении 750 м до цели начиналось наведение ракеты в вертикальной плоскости, которое обеспечивало приводнение ракеты на удалении около 60 м от цели. При соприкосновении ракеты с водой подрывался пироболт крепления боевой части, она отделялась и по инерции шла к подводной части борта корабля.
В 1953 году были проведены пуски пяти ракет без системы радиолокационного самонаведения, но с радиовысотомером.
С 17 марта по 20 июля 1954 года были проведены пуски девяти ракет, пять из которых были оснащены активной радиолокационной головкой самонаведения. Результаты испытаний показали, что при волнении моря в 3-4 балла на дальности от цели 2-3 км в аппаратуре активной радиолокационной головки самонаведения происходит срыв сопровождения цели. Сигнал от цели (транспорта «Очаков») забивался отражением от волн.
Испытания ракет «Щука-Б» в 1955 году шли с переменным успехом. Но 3 февраля 1956 года вышло Постановление СМ № 175-104, согласно которому ракета «Щука-А» принятию на вооружение не подлежала, а доработка «Щуки-Б» прекращалась. Кстати, в скором времени прекратилось также производство бомбардировщиком Ил-28, которые предназначалось использовать в качестве носителей обеих «Щук».
Система «Щука» стала первой попыткой создания в СССР управляемой ракеты специально для средних бомбардировщиков. В 1956 году работы по РАМТ-1400 были прекращены, хотя она стала основой для серийной крылатой ракеты морского базирования КСЩ для вооружения эсминцев пр. 56Э, 56М и 57.
ТХ:
Модификация: РАМТ-1400А «Щука-А» / РАМТ-1400Б «Щука-Б»
Длина, м: 6,7 / 6,8
Диаметр, м: 0,7 / 0,7
Размах, м: 4,0 / 4,55
Стартовый вес, кг: 2000 / 1830-1900
Дальность стрельбы, км: 60 / 30
Скорость полета, км/ч: — / 1030
Высота применения, км: — / 2-10
Высота полета, м: — / 60
БЧ: отделяемая фугасная / отделяемая фугасная
Вес БЧ, кг: 615-650 / 620
Вес ВВ, кг: 320 / 320
Тип ВВ: ТГАГ-5 / ТГАГ-5
Взрыватель: контактный ВУ-150 / контактный ВУ-150
Система наведения: радиокомандная / автономная + АРЛГСН
Двигатель: однокамерный ЖРД / однокамерный ЖРД
Тип горючего: ТГ-02 / ТГ-02
Тип окислителя: АК-20К / АК-20К
Самолет-носитель: Ту-2, Ил-28 / Ту-2, Ил-28
Зачем? РАМТ-1400А по той же причине, что и Ki-148 - по-фану.
Гораздо интереснее комбинация Ту-16 и 2-ух УБ-2Ф. Пролёт в 1 сторону - 1 фраг, пролёт в обратную сторону - 1 фраг, и на перезарядку.
Источник: