В этой теме я затрону пару небольших модификаций, которые возможно будут клонами с другой внешностью или неиграбельным кактусом с большим БРом. Тащемта, секретов тут никаких нет, давайте начнем:
Т-34СТЗ №112
Завод №183 решил подойти к вопросу выполнения постановления ГКО №1062сс по-своему. Согласно письму от 3 января 1942 года, экранировку должна была получить только носовая часть корпуса. Улучшение защиты башни осуществлялось путём увеличения толщины её брони до 60 мм.
(Уже существующий Т-34-76СТЗ).
На заводе №112 к 13 января разработали схему экранировки, в которой лобовая часть корпуса, а также лоб и частично борта башни прикрывались экранами толщиной 15 мм. Как и в случае с экранировкой завода №183, экраны крепились при помощи сварки. Собирались они из небольших фрагментов.
Фотографии:
Т-34(811-28)
Завод отдавал предпочтение креплению на болтах с зазором между экраном и основным листом 25 мм. В мае были проведены первые опыты по обстрелу экранов. Выяснилось, что после их установки предел сквозного пробивания (скорость, необходимая снаряду для пробития брони) увеличился на 40–55 м/с. Толщина этих листов составляла 13 мм.
Носовая балка не экранировалась, хотя прорабатывался вариант установки экрана для машин, имевших цельную лобовую часть корпуса без балки. Башня получила более надёжное усиление: экраны ставились по всему её периметру, защищалось и подбашенное кольцо. Согласно расчётам, общий вес экранировки составил 1050 кг.
Как и требовало постановление СНК №1216-502сс, экранировку получили два танка. Это были машины с серийными номерами 0618-7 (1940 года выпуска с орудием Л-11 и безбалочной лобовой деталью корпуса) и 811-28 (1941 года выпуска с орудием Ф-34 и корпусом, имеющим балку). Правда, случилось это не в июне, а уже в июле 1941 года.
В любом случае, разработку завода №183 забраковали и в серию она всё равно не пошла бы. Обе машины, оснащённые такими экранами, отправились на фронт.
Фотографии:
Т-34 УЗТМ
Руководство Наркомата первоначально прохладно отнеслось к проекту, так как еще весной положение с броневым прокатом средней и большой толщины было катастрофическим. Однако к концу лета 1942 г. путем жесткой стандартизации, уменьшения номенклатуры проката и стопроцентного контроля выпускаемой продукции положение с 45-мм бронелистом выправилось. Но 60-мм листа, из которого предлагалось штамповать башенные купола, все еще было недостаточно. Поэтому по согласованию с ОГК НКТП в сентябре проект был переработан на использование 45-мм листа и в середине месяца матрица и пуансон для выпуска первой башни были готовы. 19 сентября из бронелиста средней твердости были отштампованы первые три башенных купола, прозванные заводчанами «формочками». Эксперимент показал, что вопреки высказываниям скептиков, купола получились цельными, без разрывов, деформаций и трещин.
Термообработка тоже не привела к дополнительным проблемам, а главное — снарядостойкость штампованного купола оказалась куда лучшей, чем таковая даже у самой лучшей литой башни, несмотря на меньшую толщину стенок.
Выпускаемые в серии башни первоначально шли на танки собственной сборки. Но когда УЗТМ был переориентирован на производство САУ и выпуск Т-34 на заводе прекратился, штампованные башни вместе с башнями танка ИС пошли на ЧТЗ, где устанавливались на танки наряду с литыми башнями местного производства. Выпуск штампованных башен на УЗТМ продолжался до 1 марта 1944 г., когда согласно заводскому отчету, их было отгружено 2050 шт. (по отчету Наркомата — 2062).
Фотографии:
Т-34 (3)
Средний танк Т-34 с опытной трехместной башней и командирской башенкой танка Т-43 во время испытаний. Общий вид спереди.
Новая башня представляла собой литую конструкцию, выполненную за одно целое с командирской башенкой и с серийным погоном 1420 мм. Ее масса составляла 4300 килограмм, что на 100 килограмм было больше, чем серийная башня тридцатьчетверки. В командирской башенке, расположенной по центру в задней части крыши, имелось 5 прорезей, в которые вставлялись призматические смотровые приборы. Командир, наблюдающий из башенки, размещался на сиденье в нише башни. Ноги он ставил на специальные подножки, закрепленные на кронштейнах сидений наводчика и заряжающего, а для защиты от возможного удара гильзами при их экстракции во время стрельбы перед командиром имелся откидной металлический щиток. Данный вариант машины проходил испытания с 9 по 16 августа 1942 года.
Фотографии:
Т-34-85 (1942)
В башню 1942 года (Гайка) установлена 85 мм пушка С-53.
Проект был заброшен.
(Я никакой информации больше не нашел. Если вы что-то имеете, прошу заново создать тему с конкретным танком).
Т-43 Первый вариант
Согласно переписке за сентябрь 1942 года, заводское КБ учло опыт работ по улучшению Т-34, а также тактико-технические требования на Т-44. Обозначение танк нёс уже другое — Т-43. Главным отличием новой машины являлась трёхместная башня, отчасти похожая на ту, что испытывали на Т-34 летом 1942 года. Также велись работы по увеличению боекомплекта и изменению механизма ленивца. Первые наработки по Т-43 были представлены Морозовым в сентябре 1942 года, а в октябре последовал звонок от Сталина, в котором он дал указание изготовить опытный образец машины в максимально короткий срок.
Была достигнута возможность существенно увеличить защищённость танка (75-мм лобовая и 60-мм бортовая и кормовая броня против 45-мм брони у Т-34-76). Это существенно повышало шанс на выживание танка на поле боя.
Что же касается максимальной скорости, то она для Т-43 составила 49,05 км/ч.
5 апреля 1943 года был утверждён окончательный список доработок Т-43. В их числе значилось расширение погона башни до 1600 мм, а также перенос командирской башенки влево. Впереди вновь появлялся курсовой пулемёт, а механик-водитель получал полноценный люк.
Фотография:
Т-34С (Т-43) первый вариант и Т-34 с трехместной башней (о нем уже был разговор).
Место механика-водителя
Т-43 Второй/Третий вариант
Осенью 1942 года башенный погон удалось отстоять — в результате первый опытный Т-43, построенный в декабре 1942 года, имел погон диаметром 1420 мм. Благодаря переделке как самой башни, так и командирской башенки, условия работы командира улучшились.
ни в том числе повлияли и на Т-43. Например, весной 1943 года испытывалось две опытные башенки с перископическими приборами Mk.IV (их скопировали с английского пехотного танка Mk.IV, то есть Churchill. В итоге для Т-34 к лету 1943 года утвердили командирскую башенку с двустворчатым люком. Что же касается Т-43, то для него утвердили конструкцию с одностворчатым люком, убрав при этом смотровые щели с бортов башенки.
Изменение башни и её погона повлияло и на конструкцию корпуса. Подбашенную коробку пришлось расширять до уровня боковых воздухозаборников. Ещё пара важных изменений произошла в носовой части корпуса (они также стали результатом требований ГБТУ КА). Во-первых, на место вернулась установка курсового пулемёта, размещавшаяся справа от механика-водителя (она имелась на Т-34М 1942 года, но при создании Т-43 пулемёт убрали). Вторым изменением стало появление люка механика-водителя. Ситуацию, когда механик-водитель попадал на своё место через боевое отделение, посчитали неприемлемой. Появление полноценного люка снижало стойкость лобового листа, но в ГБТУ КА посчитали, что такое изменение конструкции необходимо.
В ходе пробега средняя скорость по шоссе составила 26,1 км/ч, по просёлку — 20,2 км/ч, по местности — 18,6 км/ч (по данному показателю Т-43 оказался практически равен Т-34).
Похожими оказались и результаты испытаний на преодоление препятствий. Максимальным углом преодолеваемого подъёма стали 31-33 градуса при длине до 10 м и при езде на первой передаче.
В чём Т-43 явно превзошёл Т-34, так это в вооружении. Для начала, наличие торсионной подвески улучшило плавность хода, а вместе с ней и точность стрельбы. Положительным моментом стало и расширение погона до 1600 мм. В результате на испытаниях скорострельность выросла до 13 выстрелов в минуту (у Т-34 в тех же условиях она составила 10 выстрелов в минуту).
Пунктом 4 комиссия фактически утверждала 85-мм орудие для вооружения серийного Т-43. В начале сентября макет этой системы установили в башне Т-43.
Но само орудие так и не было установлено на Т-43.
Фотографии:
- Да
- Нет