История
Спойлер
Разработка нового проекта была поручена компании «Солтам», уже успевшей накопить солидный опыт в деле создания и производства артиллерийских систем различных классов. Кроме того, к проекту на правах субподрядчиков должны были привлекаться и другие предприятия, выпускающие те или иные системы. От них требовалось подготовить требуемое шасси, приборное оснащение и т.д.
Перспективный проект самоходки получил официальное название «Шолеф» – «Стрелок-профессионал». В зарубежных материалах по машине также нередко фигурировало английское название Slammer, фактически представлявшее собой перевод исходного имени. Можно предполагать, что в дальнейшем английское название могло стать официальным обозначением экспортной модификации.
В соответствии с имеющимися требованиями заказчика головной исполнитель проекта сформировал общий облик будущей самоходки. Для получения необходимых характеристик планировалось использовать незначительно переделанное шасси серийного танка, на которое следовало монтировать башню новой конструкции с орудием калибра 155 мм. По некоторым данным, последнее должно было разрабатываться на основе одного из зарубежных образцов. Особое внимание в проекте «Шолеф» уделялось средствам управления огнем и автоматизации обслуживания орудия. За счет этого в итоге удалось получить весьма высокие боевые характеристики.
Корпус:
Спойлер
В качестве основы для самоходки было выбрано шасси основного танка «Меркава» Mark I. Такие бронемашины производились серийно в достаточно больших количествах и состояли на вооружении. В обозримом будущем танки модели Mk I планировалось заменить на более новые Mk II, вследствие чего могло высвободиться значительное число гусеничных шасси. Использование бывших в эксплуатации танковых шасси позволяло заметно сократить стоимость программы серийного производства САУ, а также ускорить производство подобной техники.
Несмотря на требуемые доработки, корпус сохранял узнаваемую форму и характерные черты. По-прежнему использовался броневой корпус со сравнительно высоким уровнем защиты. На своем месте оставалась крупная наклонная верхняя лобовая деталь, также являющаяся крышкой моторного отсека. Крыша центральной части корпуса была доработана для установки более крупного погона башни. Компоновка оставалась стандартной для танков израильской разработки: в передней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, а все прочие отсеки представляли собой обитаемый объем с отделением управления и боевым отделением.
Двигатель:
Спойлер
В передней части корпуса шасси следовало монтировать дизельный двигатель Continental AVDS 9AR 1790 мощностью 1200 л.с. В одном отсеке с двигателем находилась полуавтоматическая трансмиссия с гидрообъемной передачей. Крутящий момент выдавался на передние ведущие колеса
Орудие:
Спойлер
Самоходка «Шолеф» могла вести огонь в любом направлении с углами возвышения от -5° до +70°.
Для получения максимально возможных боевых характеристик было предложено использовать 155-мм орудие со стволом длиной 52 калибра. Нарезной ствол оснастили развитым дульным тормозом и эжектором. Казенник получил автоматический клиновой затвор, а также автоматику перезарядки, в том числе систему замены запала. При этом экипаж сохранял возможность ручного управления и полного обслуживания вооружения. В транспортном положении ствол орудия должен был удерживаться на месте при помощи упора, установленного в лобовой части корпуса. С целью упрощения эксплуатации упор получил гидравлические приводы с дистанционным управлением, при помощи которых осуществлялись его подъем и фиксация ствола.
Орудие «Шолефа» использовало выстрелы раздельного заряжания с переменным метательным зарядом. В достаточно объемном боевом отделении удалось поместить стеллажи для 75 выстрелов. Из них 60 находились в укладках первой очереди и могли быть использованы без какой-либо предварительной подготовки. При необходимости самоходка могла получать боеприпасы с грунта. Для этого в кормовой части башни размещался специальный подъемник складной конструкции. При его использовании заряжающие должны были лишь укладывать боеприпасы на лоток; все прочие операции выполняла автоматика.
Автоматика заряжания позволяла сделать первые три выстрела всего за 15 с. После этого темп стрельбы достигал 9 выстрелов в минуту. Стандартные 155-мм снаряды отправлялись на дальность до 25-30 км. При применении активно-реактивных боеприпасов дальность выстрела достигала 38-40 км.
СУО:
Спойлер
Самоходка получила современную систему управления огнем, имевшую ряд важнейших особенностей. В ее составе имелись цифровой вычислитель, дневные и ночные прицельные устройства и пульты управления орудийной установкой. Предусматривалось использование инерциальной навигационной системы. С определенного момента в проекте также использовалась спутниковая навигация. Штатные средства связи позволяли получать целеуказание из сторонних источников.
Вспомогательное оружие:
Спойлер
Для самообороны экипажу предлагалось использовать крупнокалиберный пулемет M2HB, установленный на одном из люков в крыше башни. Общий его боекомплект включал 1000 патронов. В рамках дальнейшего развития самоходка могла получить и другие средства защиты, такие как дымовые гранатометы или термодымовую аппаратуру
Экипаж:
Спойлер
В штатный экипаж самоходной артиллерийской установки входило четыре человека. В переднем отделении управления корпуса размещался механик-водитель. Его рабочее место полностью соответствовало использовавшемуся на танке «Меркава» базовой модели. Доступ в отделение управления обеспечивался люком в крыше корпуса. Командир, наводчик и заряжающий находились в боевом отделении. Им предлагалось использовать два люка в крыше и кормовой люк корпуса. Рабочие места внутри башни оснащались всем необходимым оборудованием для контроля за работой вооружения и прочих систем.
Габариты:
Спойлер
Самоходка «Шолеф» должна была отличаться достаточно высокими характеристиками, но платой за это стали большие габариты машины. Длина САУ по корпусу достигала 9 м, длина с пушкой вперед – 13,5 м. Ширина машины – 3,7 м, высота по крыше башни – 3,5 м.
Боевая масса определялась на уровне 45 т. Имея достаточно мощный двигатель, самоходка могла развивать скорость до 60 км/ч и преодолевать на одной заправке до 500 км пути. Имелась возможность преодоления различных препятствий, в том числе водных преград по бродам.
Фоточки:
Спойлер
- За
- Против