- За
- Против
Прокач/Прем Бр 5.0-5.7
TOG II* — прототип сверхтяжелого танка армии Великобритании периода Второй мировой войны. Развитие проекта танка TOG I. Работы над проектом были окончательно прекращены в 1944 г.
Аббревиатура TOG походит от англ. The Old Gang — Старая банда, поскольку разработкой занимались люди, которые работали над оригинальными британскими танками времен Первой мировой войны. Символ " * " в конце означает что машина была модернизирована и получила удлинённое шасси.
История
Танк TOG был разработан на предпосылке, что Вторая мировая война будет развиваться так же, как Первая мировая война, то есть для боевых действий в условиях позиционной войны. Некоторые считали, что существующие танки не смогут справиться с такими условиями, и одним из самых влиятельных был сэр Альберт Стерн, являвшийся секретарем Комитета сухопутных кораблей во время Первой мировой войны. Вместе со многими другими, участвовавшими в разработке танков в 1916 г., включая сэра Уильяма Тритона, сэра Юстаса Теннисона Д’Эйнкура, сэра Эрнеста Свинтона и Уолтера Уилсона, Стерн получил разрешение от военного ведомства разработать тяжелый танк по принципам Первой мировой войны. Группа получила официальное название “Комитет по разработке специальных транспортных средств Министерства снабжения”; неофициально он был известен как комитет TOG англ. The Old Gang — Старая банда. Комитет начал работу в сентябре 1939 г.
Первоначально вооружение танка предполагалось разместить в лобовой части корпуса и бортовых спонсонах. В ходе разработки опытных образцов было принято решение добавить башню, а спонсоны не устанавливать. Заказанный в 1940 г., построенный “William Foster & Co.” и “Lincoln”, создавшими Little Willie и первые танки в 1916 г., прототип впервые вышел на испытания в марте 1941 г.
TOG II стал развитием танка TOG I и был схож со своим предшественником. Он позаимствовал у него много конструктивных особенностей. Было решено отказаться от ромбовидной гусеничной схемы танка TOG I, типичной для британских танков Первой мировой войны (гусеницы уже не в полной мере охватывали борта корпуса, а двери находились над гусеницами).
Испытанный в 1942 г. TOG II с пушкой 3-inch 20 cwt и массой больше 82 тонн, был забракован. В ходе испытаний было выявлено, что такую массу танка не выдерживают опорные диски. Неподрессоренная подвеска передавал все удары и вибрации на них, что вызывало преждевременный износ и поломки. На устранение проблемы “William Foster & Co” потратила почти год — опорные катки получили торсионную подвеску. Так как менять бронекорпус никто не собирался, то торсионы просто закрепили под днищем, уменьшив таким образом и так малый клиренс.
“Комитет по разработке специальных транспортных средств Министерства снабжения” был закрыт, но денег и времени было жалко. Одной из причин, почему фирме “Foster” и её генеральному конструктору Триттону разрешили продолжить работу над танком было обещание сделать его носителем мощной противотанковой пушки. “William Foster & Co” дали возможность провести модернизацию машины и испытать её как носителя 17-фунтовой противотанковой пушки. Модернизированный танк получил название TOG 2*. Звездочками в британской армии обычно обозначали модернизации базовых боевых машин.
Даже после отстранения “Комитета по конструированию особых машин” от участия во всех проектах, работы над перевооружением TOG II на фирме “William Foster & Co” под руководством Триттона продолжались, исключительно с целью найти хоть какое-то применение проекту. Установленная в 1943 г. на танк башня с 17-ти фунтовой пушкой стала уже 4-й для тяжелого танка — первая была от Матильды, вторая оригинальная трехпушечная, третья с шестидюймовой 20-ти фунтовкой. Четвертая башня очень походила на проект установки для тяжелого крейсерского танка A30 Challenger, разработанной Стоддартом и Питтом, но в отличии от башни Челленджера не литой, а сборной.
11 марте 1943 г. TOG II* с новой башней и торсионной подвеской был показан на полигоне в городке Грантэм вблизи Линкольна. К 1943 г., когда был построен и вышел на испытания TOG II*, концепция танка полностью устарела, но самой существенной причиной стало отсутствие серийного завода, который был готов заниматься производством этого творения. Сам Триттон не собирался на “William Foster & Co” ставить на производству “свой” танк, который был дорогим и сложным в производстве. На судьбе машины очень сильно сказались архаичность решений и нетранспортабельные размеры. Танк так и не был принят на вооружение.
Корпус и бронирование
На танке было усилено бронирование — по кругу были установлены дополнительные броневые листы, что должно было еще больше увеличить массу танка. маса 82.3 тонн
Вооружение
Разработка 76-мм противотанковой пушки с длиной ствола в 55 калибров началась еще в 1939 г., так как прогноз развития и данные разведки, во многом неправильные, говорили о возможности появления на поле боя тяжелых и сверхтяжелых танков. Британская 17-ти фунтовая (Ordnance Quick Firing 17-pounder) имела выдающие параметры бронепробития. Снаряд разгонялся в стволе до 884 м/с, а подкалиберный введенный на снабжение в 1944 г. и до 1 204 м/с, пробивая при этом 231 мм броною на дистанции 500 м при угле встречи 90°. Эффективная дальность огня составляла 1 500 м. Масса пушки в боевом положении составила 3 тонны. Из-за своей массы пушка использовалась только в танковых частях и с механической тягой.
Двигатель и трансмиссия
Тип двигателя:
12-цилиндровый, дизель-электрический двигатель Paxman-Ricardo, мощностью 600 л.с.
максимал скорость 14 км/ч Тип подвески: Торсионная
