- За
- Против
В данной теме приведу доводы к тому, в какой момент и в какой роли данный самолет было бы интересно заполучить в ветку Великобритании.
Краткая история
В январе 1985 года “British Aerospace” получила контракт на модернизацию Sea Harrier, в рамках которого намечалось переоборудовать два самолета Sea Harrier FRS.Mk 1 по стандарту FRS.Mk 2 (затем FA.Mk 2). Изначально в 1984 году было объявлено, что Министерство обороны намерено выдать 200 млн фунтов стерлингов компаниям “ВАе” и “Ferranti” на модернизацию всего парка Sea Harrier, но уже в 1985 году количество модернизируемых машин было сокращено до 30.
F/A. Mk 2 внешне отличается от FRS. Mk 1 менее заостренным носовым обтекателем антенны, более длинной задней частью фюзеляжа, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными предкрылками.
Модернизация предусматривала установку импульсно-доплеровской РЛС Blue Vixen, объединенной системы распределения тактической информации, усовершенствованной системы предупреждения о радиолокационном облучении и обеспечение возможности применения УР AIM-120 AMRAAM. Вначале “ВАе” предлагала также обеспечить возможность подвески УР Sidewinder на законцовках крыла, но затем это и ряд других усовершенствований были исключены из проекта, но аэродинамический гребень и увеличенные предкрылки оставили. Первый из переоборудованных самолетов (ZA195) поднялся в воздух 19 сентября 1988 года, а 8 марта 1989 года за ним последовала вторая машина (XZ439). На самолете оборудовали дополнительный отсек для БРЭО и перепроектировали носовую часть - из-за установки РЛС Blue Vixen носовой обтекатель стал менее заостренным, но в целом новый FRS.Mk 2 оказался на 0,61 м короче предшественника - за счет того, что убрали носовую штангу ПВД. Размах крыла остался прежним, но подкрыльевые узлы подвески переделали - на модернизированной машине можно было теперь подвешивать пару 864-литровых ПТБ, а также по одной УР Hughes AIM-120 AMRAAM (или ВАе ALARM) на внешних пилонах. Всего на самолет были установлены пять систем подвески вооружения, реализованных на основе многоцелевых авиационных пусковых установок LAU-106A и LAU-7. При выполнении ударных миссий самолет может нести ПКР Sea Eagle (дальность - более 50 миль, скорость - 0.3 км в секунду) и противорадарными ракетами ALARM.
Электронное оборудование включает систему оповещения о РЛ облучении Sky Guardian 200 от Marconi Electronic Systems, системой постановки помех - AN/ALE-40 , систему коммуникации- AD120 VHF Marconi Electronic Systems и AN/ARC-164, систему опознавания “свой-чужой” AN/APX-100 MK12 или PTR 446 IFF, систему тактической авианавигации AD 2770 Tacan Marconi Electronic Systems и MADGE Microwave Airborne Digital Guidance Equipment от Thomson Thorn. Для наблюдения используется камера F.95 установленная в носовой части.
В состав приборного оборудования кабины FA.Mk 2 включили новые многофункциональные дисплеи на электронно-лучевых трубках, а органы управления самолетом скомпонованы по принципу HOTAS, что позволяет пилотировать самолет, не снимая рук с ручки управления и РУД. FA.Mk 2 получил более мощные двигатели Pegasus Mk 106 - так называемый, “оморяченный” вариант двигателя Mk 105, установленного на AV-8B, без применения магния в его конструкции. 7 декабря 1988 года был выдан контракт на переоборудование 31 самолета FRS.Mk 1 по стандарту Мк 2, а 6 марта 1990 года был выдан контракт на постройку 10 новых FA.Mk 2. В январе 1994 года был подписан новый контракт на 18 новых FA.Mk 2 и переоборудование еще пяти FRS. Mk 1. Переоборудование самолетов выполнялось в Дансфолде и Броу - окончательная сборка модернизированных машин выполнялась в Дансфолде.
Морские испытания модернизированного истребителя проводились на борту авианосца “Арк Ройял” в ноябре 1990 года и подтвердили все расчетные данные и возможность безопасного взлета с носового трамплина с углом схода 12°. В испытаниях участвовали два предсерийных самолета, но РЛС имелась только на одном из них. Для более эффективной подготовки летчиков был создан двухместный вариант T.Mk 8N - в 1996 году четыре такие машины поступили на смену Harrier T.Mk 4N. Машина имела почти полный набор БРЭО варианта FA.Mk 2, за исключением РЛС.
Основной УР класса “воздух-воздух” для Sea Harrier FA.Mk 2 стала the Hughes AIM-120, а новая РЛС Blue Vixen (модель “А”) проходила испытания на самолетах ВАС 1 - 11 и ВАе 125 до августа 1988 года. Еще один ВАе 125 был оборудован полным комплектом приборного оборудования самолета FA.Mk 2 - устанавливался на правом месте, а в 1989 году на нем установили для испытаний РЛС Blue Vixen (модель “В”). В ходе испытаний УР AIM-120 были выполнены 10 пусков, в качестве целей использовались беспилотные мишени MQM-107 и QF-106. Испытания едва не были сорваны, когда 5 января 1994 года во время аварии был потерян один из двух оснащенных новой РЛС самолетов.
В июне 1993 года в Боскомб-Дауне сформировали первое, опытное, подразделение, а на базе 899-й эскадрильи авиации ВМС создали группу для проведения оценочных испытаний Sea Harrier FA.Mk 2 - четыре ее самолета совершили поход на борту авианосца “Инвинсибл” в 1994 году. В январе 1995 года 801-я эскадрилья ушла на авианосце “Илластриес” на первую полноценную боевую службу. Самолеты поступили также в 800-ю эскадрилью, принявшую затем участие в операции против Югославии. В целом было признано, что самолет хорошо зарекомендовал себя во время операций “Deny Flight” и “Allied Force”, но одна машина была потеряна от огня с земли 16 апреля 1994 года. Пилот спасся.
Со временем выяснилось, что Sea Harrier FA.Mk 2 не был идеален для эксплуатации в суровых морских условиях, да и ВМС вскоре стали делать упор в применении корабельной авиации не на завоевании превосходства в воздухе, а на решении ударных задач. В итоге Sea Harrier уступил место Harrier II, последняя машина покинула службу в марте 2006 года.
Итак, что он собой представляет по возможностям? Это наиболее “кусачий” из Харриеров в плане воздушного боя. Преимущественно из-за того что он мог оперировать ракетами Aim-120
для которых у него пусть и ввиду старого планера, относительно Gr.7, есть дополнительные пилоны под фюзеляжем (можно подвешивать Аим 120 вместо пушек:
Также самолет как и имеющиеся в игре Си Харриеры может оперировать с разветвителем-подвесом для Аим-9 для крайних точек на крыльях
предельные доступные ик урвв для сего самолета -
Сам по себе носитель не отличается ни скоростью, ни сверхманевренностью (правда можно будет чуть помогать себе ОВТ). Появится он очевидно после ввода Fox-3 и несомненно будет уступать сверхзвуковым носителям.
Так спрашивается зачем он нужен?
На сей счет есть следующие мысли:
- Самолет должен появиться после ввода Fox-3 строго НЕ в качестве топа Великобритании, он эту роль не потянет ввиду лтх.
- Самолет должен появиться в игре минимум в комплектации с доступом к аим-120 и 9М на разветвителе по 2 ракеты на пилон. В идеале - возможно как первый в игре оператор asraam.
- И, пожалуй самое главное - самолет должен получить в игре класс Реактивный Истребитель
А вот с этого момента поподробнее: выдача “истребительного” класса разведет данную машину в ценнике ОВ с имеющимся ударным хорьком Gr.7 и с возможным в перспективе Gr.9
зачем это нужно? Чтобы оперировать 2я самолетами в сетапе совместных боев, не пересекающимися по начислению на ценник ОВ на последующий после вылета на первом.
Фишка СВВП имеет основное раскрытие именно в совместном с танками режиме - когда ты можешь перезаряжаться на вертофилде за минимальное время и ресаться сразу в воздухе, это кратно
чем лететь на любом суперсонике до филда. + СВВП, единственные самолеты, которым оставили опцию
и изредка это успешно удается.
Зачем все эти телодвижения, раз он будет малонужным для АРБ и прочих профильных авиарежимов? Респ на самолете класса истребитель без штурмовых подвесов стоит относительно дешево
Респ на ударном самолете с мавериками:
Из оставшихся “чистых потенциальных истребителей”, у бритов остался еще Торнадо с аим-120 и… собственно сабж темы. У нас многие игронации способны и практикуют возможность оперировать 2я классами самолетов в топовых сетапах :МиГ-29 + Су-25Т, F-16С + A-10А (в перспективе он заменится на AV-8B или A-10C). Иногда это банально удобно - взять истребитель и зачистить воздух, в процессе донабив ОВ на припасенный штурмовик, или наоборот. И для такой роли герой темы это единственный потенциально неплохой вариант для бритов.
Да, эта игронация со временем получит Тайфун, в текущей обнове с высокой вероятностью Гриппен, в перспективе, если разработчики решат жестить - индийский Су-30МКИ которые смогут вести конкурентный бой в совместных боях как в аспекте воздушного боя, так и штурмовке.
Спрашивается зачем это все, если можно будет снять условные маверики и полететь на охоту с Аим-120 по лайтовому ценнику? Тут больше причина в потерянных возможностях - вылетая на мультиролле чисто в конфигурации зачистки воздуха, мы полностью закроем опцию для себя к штурмовке в данном бою, вылет же на чистом ястребе, нам эту возможность оставляет, при том не увеличивая ценник (который предварительно можно подрезать разведкой для обоих машин). Смысл в вариативности.
Таким образом, в будущем, если разработчики прислушаются к данному предложению, можно будет иметь в сетапе, скажем Харриер Gr.9, если надо хорошо так пнуть наземку и при этом дешевый по ОВ F/A.2., который поможет выправить ситуацию там, где скажем адатса будет уже не хватать. прячущийся в рельефе сввп истребитель с асраам и аим 120 будет своего рода топовой зениткой для самых запущенных ситуаций, с опцией возможности в процессе работы по воздуху, не то чтобы сложно набить себе на вылет на штурмовике после.
Именно поэтому Sea Hurrier F/A.2 нужен именно как самолет класса истребитель и в этом, имхо его единственная возможная действительно эффективная потенциальная роль.
Спасибо.