Прототип Т8
В 1968 году по инициативе конструктора ОКБ Сухого Самойловича была начата работа над проектом СПБ (самолет поля боя). Этот проект получил внутренний производственный шифр Т8.
Макет первоначального проекта ОКБ Сухого по теме СПБ
Работа над проектом продолжалась четыре года - уточнялись требования военных и возможности промышленности.
Доработанный макет проекта ОКБ Сухого по теме СПБ
Финальный макет проекта ОКБ Сухого по теме СПБ
Первый прототип Т8-1 был окончательно собран в 1974 году.
Прототип Т8-1 на взлетной полосе в г. Ахтубинске
22 февраля 1975 года летчик Владимир Сергеевич Илюшин ( сын создателя Ил-2) впервые осуществил полет на опытно-экспериментальном самолете Т8-1.
Видео полета Т8-1
Т8-1 в полете
Прототип Т8-1 был оснащен двумя двигателями Р9-300, прицельно-навигационной системой от самолета Су-17м2 в сильно упрощенном виде, вооружение состояло из под-фюзеляжного контейнера ВПУ-22 с пушкой ГШ-23, подвесных контейнеров СППУ-22 с ГШ-23, бомб калибром от 50 до 500 кг., 8 блоков НАР С-5, С-8, восьми ракет С-24 и С-25. Так как система управления вооружением была неполной, то на самолете Т8-1 не было установлено управляемое вооружение. При демонстрационных полетах перед заказчиком на Т8-1 иногда крепили макеты управляемого вооружения. Также на Т8-1 отсутствовало бронирование кабины летчика и основных узлов.
После проведения ряда испытаний ракетного и пушечного вооружения и летных качеств в Т8-1 были внесены существенные изменения, фактически превратившие его в совершенно другой самолет - были установлены новые, более мощные двигатели Р95Ш, на концы крыльев установили воздушные тормоза, увеличили по высоте хвостовой киль, изменили поперечное хвостовое горизонтальное оперение - оно стало направленными вверх, увеличили отверстия воздухозаборников. Пушку ГШ-23 поменяли на встроенную в фюзеляж ГШ-30-2. Также самолет получил бронирование кабины летчика. Новый самолет стали обозначать Т8-1Д ( буква Д означала - доработанный).
Т8-1Д
Одновременно с испытаниями Т8-1Д, в ОКБ Сухого и на Тбилисском авиационном заводе произвели несколько самолетов с учетом доработок воплощенных в Т8-1Д. Каждому такому самолету присваивали собственные шифры - Т8-2, Т8-3, Т8-4, Т8-6, Т8-10, Т8-11, Т8-14, Т8-15. На каждом из прототипов отрабатывали какой-либо один аспект ЛТХ или вооружения. Работу управляемого вооружения изучали на прототипе Т8-11.
Т8-4 ( на фюзеляже знак Тбилисского авиазавода - воин в тигровой шкуре)
Программы испытаний "РОМБ" и "Экзамен"
В 1980 году по приказу министра обороны СССР Устинова проводились испытания прототипов Т8-1Д и Т8-3 в боевых действиях в Афганистане. Эти испытания получили кодовое название - программа “РОМБ”. Было выполнено 100 вылетов из которых 44 - боевых, в ходе которых применялось артиллерийское и ракетно-бомбовое вооружение. Управляемое вооружение в ходе программы “РОМБ” не применялось. По итогам программы “РОМБ” было получено заключение и рекомендации к серийному выпуску и принятию на вооружение нового самолета с учетом доработок и замечаний полученных в ходе программы испытаний. Также разрешалось до принятия на вооружение поставлять самолеты в строевые части и эксплуатировать их с рядом ограничений. Это позволило начать на Тбилисском авиазаводе серийный выпуск нового самолета и в 1981 году сформировать в составе ВВС 200-ю отдельную штурмовую авиаэскадрилию из 12 самолетов.
Участники программы “РОМБ” в Афганистане - сотрудники ОКБ Сухого и Тбилисского авиазавода.
19 июля 1981 года 200-я ОШАЭ под командованием подполковника Афанасьева прибыла в Афганистан на аэродром в городе Шинданд, где приступила к выполнению программы “Экзамен” . В ходе этой программы испытаний использовалось только артиллерийское и ракетно-бомбовое вооружение. В 1984 году 200-я ОШАЭ была переформирована в 378-й ОШАП - это соединение уже обладало большим количеством самолетов и летного состава и базировалось на нескольких аэродромах. В апреле 1986 года командиром полка Руцким ( будущий политик) и командиром эскадрильи Высоцким при штурмовке укреплений моджахедов в ущелье под городом Хост было впервые применено управляемое вооружение - Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л.
Подготовка к боевому вылету (Афганистан, аэродром Шинданд, самолет первой серии )
Полковник Руцкой - в 1985-1986 годах командир 378-го полка в Афганистане (фото сделано во время посещения Руцким ОКБ Сухого)
Фото Су-25 первой серии журналистами “Франс-пресс” во время боевых действий в Афганистане
В 1985 году 378-й полк столкнулся с массовым применением ПЗРК со стороны афганских моджахедов. В ответ на эту угрозу на Су-25 были добавлены дополнительные блоки ИК-ловушек, модернизирована система пожаротушения и увеличено поперечное сечение рулевых тяг.
Су-25 после попадания ракеты ПЗРК Стингер в один из двигателей - летчику удалось вернутся на аэродром и посадить самолет с ракетно-бомбовой нагрузкой.
За время боевых действий в Афганистане самолеты Су-25 совершили 60 000 боевых вылетов, было потеряно 23 самолета ( один самолет на 26 000 боевых вылетов). ОКБ Сухого был получен огромный опыт в эксплуатации штурмовика Су-25 в боевых условиях. По итогам программы “Экзамен” в 1987 году штурмовик Су-25 был официально принят на вооружение.