Спойлер
О этом сухарике: Су-25КМ — модернизированный штурмовик ВВС Грузии. Обновлена [авионика] добавлена возможность применения боеприпасов [НАТО]. Прозванный «Скорпионом» является программой модернизации Су-25, объявленной в начале 2001 года оригинальным производителем, Тбилисским авиастроительным заводом в Грузии в партнёрстве с Elbit Systems Израиля. Прототип самолёта совершил свой первый полёт 18 апреля 2001 года в Тбилиси в полной комплектации ВВС Грузии. Самолёт использует стандартный планер Су-25, усиленный передовым бортовым оборудованием, включая стеклянную кабину, цифровой генератор карт, шлем-дисплей, компьютеризированную систему вооружения, полную возможность предварительного планирования миссии и полностью резервные режимы резервного копирования. Повышение производительности включает в себя высокоточную навигационную систему, точечные системы доставки оружия, всепогодные и дневные/ночные характеристики, совместимость с НАТО, современные функции безопасности и живучести, а также передовые бортовые возможности разбора полётов, соответствующие международным требованиям. Он имеет возможность использовать бомбы с лазерным наведением Mark 82 и Mark 83, неуправляемы ракеты ( так же НАТО), а также ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73. Комплекс вооружения рассчитан на использование как российских, так и западных образцов оружия, включая управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля». При этом точность применения неуправляемого оружия (бомбы и НАР) и эффективность самолёта в воздушном бою повышена в 2.5-3 раза по сравнению с оригинальными Су-25. Программа модернизации «Скорпион» повышает боеспособность Су-25 до современного уровня и позволяет полностью удовлетворить нужды потенциальных клиентов. Хотя «Скорпион» предназначен для модернизации Су-25 ВВС Грузии, при желании клиента в конфигурацию оборудования и вооружения могут вноситься изменения. В рамках модернизации, самолёт прошёл капитальный ремонт, включающий меры по продлению сроков эксплуатации машины.
Спойлер
История: Работы над проектом начались 3-го сентября 2000 г., а 14-го апреля 2001 г. Йеhуда Шафир, главный лётчик-испытатеть фирмы «Эльбит», поднял первый «Скорпион» в воздух. Первый официальный полет был совершен с аэродрома ТАМ 18.04.01 в присутствии президента Грузии Эдуард Шеварднадзе, министров правительства Грузии, представителей министерства обороны Грузии, завода ТАМ и фирмы «Эльбит». При этом Су-25КМ нёс маркировку ВВС Грузии. В том же 2001 г. «Скорпион» демонстрировался на международном авиасалоне в Ле Бурже (где удостоился высоких оценок) и на авиасалоне МАКС-2001. В 2002 г. самолёт побывал и на выставке Фарнбуро в Великобритании.
Программа модернизации основана на оснащении Су-25 новым комплексом бортовой радиоэлектроники (авионики), полностью отвечающим требованиям ICAO и НАТО, при этом используемое вооружение и оборудование может быть как западным, так и восточноевропейским (Eastern European weapons and pods). Комплекс авионики базируется на модульных многоцелевых компьютерах MMRC (Modular Multi-Role Computer) фирмы «Эльбит», соединенных двумя шинами обмена данных типа 1553B. Планирование задания и ввод данных в бортовые компьютеры может осуществляться заранее, на земле (complete mission pre-plan capability), что снижает общее время подготовки к полёту. Новый интегрированный пилотажно-навигационный комплекс и система применения оружия (WDNS – Weapon Delivery and Navigation System) значительно расширяют возможности самолета, обеспечивает его применение как днём, так и ночью в любых метеоусловиях, повышает безопасность полетов, обеспечивает точную навигацию и целеуказание для вооружения. Время пребывания самолёта над целью повысилось на 20% за счёт более оптимального планирования маршрута полёта.
Спойлер
О кабине: Коренной реконструкции подверглась кабина пилота. Большинство аналоговых («стрелочных») приборов были замены двумя многофункциональными цветными жидкокристаллическими (LCD) дисплеями (MFCD – Multifunction Color Displays) размером 6x8 дюймов. Установлена система HOTAS (Hands-On-Throttle-And-Stick), позволяющая пилоту выполнять многие операции, не снимая рук с рукояток управления самолетом (Stick) и двигателями (Throttle). Старая система индикации на лобовом стекле (HUD – Head-Up Display) заменена новой с передней панелью управления. Таким образом, оборудование кабины соответствует технологии «стеклянная кабина» (glass cockpit), что обеспечивает значительное снижение нагрузки на пилота. Изменилась и система инструктажа и разбора полётов – использование видеозаписей вместо фотографий и киноплёнок.
В комплекс авионики входит новая высокоточная навигационная система, работающая как в режиме GPS, так и в инерциальном режиме. Навигационная информация отображается на цветном дисплее в режиме движущейся карты местности (Digital Map Generator). Это первое применение навигационной системы производства «Эльбит» на самолетах (ранее аналогичные системы устанавливались только на вертолётах). На самолёт установлена система определения свой-чужой (IFF – identification friend or foe), отвечающая стандартам НАТО.
До модернизации слева, после справа:
Спойлер
Нашлемка: Новая архитектура авионики позволяет легко включать в неё новые системы. Так, самолёт подготовлен к установке нашлемной системы целеуказания (Helmet-Mounted Display) DASH (Display And Sighting Helmet) фирмы «Эльбит» и возможности работы с навигационной системой TACAN. Как перспективное оборудование рассматривались контейнерные системы самозащиты фирмы «Нортроп-Груман» – РЭБ T-RECS (Tactical Radar Electronic Combat System) и инфра-красного противодействия AN/AAQ-24 Nemesis (Directed Infrared Countermeasures System). Надёжность всех систем авионики значительно повышена.
Спойлер
В целом вооружение: * 4 пушечных контейнера СППУ-22-01;
- 2 УР «воздух-воздух» Р-60 или Р-60М;
- 2 УР «воздух-воздух» Р-73 или «Питон-4»;
- 4 УР «воздух-земля» Х-25МЛ, С-25Л, Х-29Л; Так же ПРР х-58
- 8 АБ калибра 500 кг; GBU так же
- 10 АБ калибра 250 кг; GBU так же
- 32 АБ калибра 100 кг; GBU так же
- 72 бетонобойные АБ БетАБ-50;
- 8 блоков НАР для ракет С-5, С-8, С-13, Zuni. P.s про гидры информации не нашёл
- 8 НАР С-24 или С-25.
- За
- Против