История
Су-30МКМ (“многоцелевой, коммерческий, малазийский”) создавался ОКБ имени Сухого на основе сверхманевренного истребителя Су-30МКИ, он имеет аналогичный планер, современный двигатель с управляемым вектором тяги (УВТ) и новейшую цифровую систему управления. Модификация МКМ отличается от МКИ составом бортового оборудования.
Французская фирма ТHALES поставляет индикатор на лобовом стекле (HUD), инфракрасную систему переднего обзора (NAVFLIR) и контейнер лазерного подсвета ((LDP Damocles).
На самолете установлены датчики фирмы AVITRONICS (ЮАР) для предупреждения о лазерном облучении и приближении ракет, система радиоэлектронного противодействия, современный радар (НИИП Барс) с фазированной антенной решеткой, способный одновременно вести 15 и атаковать четыре цели, оптико-локационная система с лазерным дальномером, поставляемые ведущими российскими предприятиями.
Вся работа по интеграции авионики осуществлялась при активном содействии проектной группы ВВС Малайзии, работающей в Москве на постоянной основе. Согласно имеющимся обязательствам, в 2007 году для ВВС Малайзии будет поставлена основная часть заказанных боевых машин, а остальные в 2008 году.
Новейшие российские самолеты, оснащенные, самым передовым ракетным вооружением, должны постепенно заменить собой 14 устаревших за 20 лет эксплуатации малазийскими ВВС американских “Фантомов” F-5E.
Су-30МКИ не стал последним самолетом “тридцатой” серии, предназначенным для экспорта Специально для Китая была создана еще одна модификация “тридцатки” - Су-30МКК, соединившая в себе некоторые особенности самолетов Су-30МКИ и Су 35.
По программе Су-30МКК в ОКБ Сухого в начале 1999 года был доработан пер выи прототип Су-30 - опытный самолет Т-10ПУ-5 (с синим бортовым номером “05”). После переделки машина соверши ла первый полет с аэродрома ЛИИ 9 марта 1999 года Первые три “настоящих” прототипа Су-30МКК строились на КнААПО 19 мая того же года Вячеслав Аверьянов с заводского аэродрома в Комсомольске на-Амуре поднял в воздух машину с синим бортовым номером “501” а летом завер шилась сборка второго серийного Су ЗОМКК с синим бортовым номером “502” Первый был окрашен в стандартный трех цветныи серо-голубой камуфляжный цвет с надписью “Су-30МКК” на килях второй - в однотонный темно-серый (на китайский манер) с “коньячными” полосами и надписью “Су-30МК” на килях Третий и четвертый самолеты с черными бортовыми номерами “503” и “504” имели ярко-желтую окраску, поскольку были покрыты грунтовкой (впрочем, борт “503” позже получил серую окраску и синий номер).
Построенные Су-30МКК отличались от Су-30МКИ вертикальным оперением большей площади, высоты и толщины от самолета Су-35, а также штатными серийными двигателями АЛ-31Ф без системы управления вектором тяги Кроме этого на китайском варианте не устанавливался дестабилизатор.
Многоцелевой истребитель Су-30МКК оборудуется модернизированной бортовой РЛС Н001М разработанной в НИИП им В В Тихомирова которая позволяет на истребителе применять ракеты РВВ-АЕ и новой оптико-локационной станцией, созданной в ЦКБ “Геофизика” Ком плекс бортового оборудования самолета разработан Раменским приборостроительным конструкторским бюро (РПКБ) В нем предусмотрено внедрение ЦВМ нового поколения с новым программным обеспечением связанной с основными подсистемами бортового оборудования и комплекса вооружения мультиплексными каналами информационного обмена На самолете используется и новая система индикации с многофункциональными дисплеями на жидких кристаллах На истребителе предусмотрено применение неуправляемого и управляемого высокоточного оружия для поражения наземных целей (в частности ракет Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, X 29Т с телевизионной головкой самонаведения противорадиолокационных ракет Х31П и корректируемых бомб КАБ-500КР Оружие может подвешиваться в 12 точках его масса может достигать 8 т.
Производство Су-30МКК КнААПО освоило в рекордно короткие сроки. По признанию некоторых конструкторов, работа шла невиданными с советских времен темпами. Прототип Су-30МКК (борт 05) был собран в Москве силами ОКБ и впервые поднят в воздух 20 февраля 1999 года. После этого на КнААПО были собраны два предсерийных самолета (бортовые номера 501 и 502), первый из которых был испытан уже 9 марта (по данным Jane’s Intelligence Review - 19 мая) 1999 года. Пилотировал самолет летчик-испытатель Вячеслав Аверьянов. «Борт 502» свой первый полет осуществил в июне.
27 августа 1999 года Россия и Китай подписали соглашение о поставке в течении трех лет 45 российских истребителей Су-30МКК. Общая сумма контракта составляет около 2 млрд долларов. С российской стороны в нем принимают участие разработчик истребителя «ОКБ Сухого» и КнААПО.
В 1993 году на выставке IDEX был представлен первый образец истребителя Су-30МК (модернизированный коммерческий), экспортная версия доработанного под применение наземного вооружения Су-30. Он стал родоначальником двух веток двухместных модификаций Су-27 — с ПГО завода в Иркутске и без ПГО завода в Комсомольском-на-Амуре (КнААПО). В 1998 году КнААПО на основе Су-30МК началась разработка Су-30МКК (модернизированный коммерческий китайский) с новым радаром Н001 ВЭ, поставка 38 машин началась в 2000 году. По просьбе китайской стороны в 2002 году была создана его усовершенствованная версия Су-30МК2 с возможностью применения противокорабельного вооружения и радаром Н001 ВЭП. Самолёт заинтересовал и другие страны, так в 2006 году контракт на поставку 24 машин подписала Венесуэла. Изначально машины носили название Су-30МК2В, однако после получения заказа от Вьетнама было решено переименовать их в Су-30МК2 AMV (Aviacion Militar Venezolana). Все 24 истребителя были поставлены в течение трёх лет. Самолёты находятся на вооружении, за время службы в инцидентах, не связанных с боевыми действиями, было потеряно 3 истребителя.





