История
Фронтовой бомбардировщик Су-34 — машина, в которой соединились современные технологии, ударная мощь и большая грузоподъемность, маневренность, скорость, удобство работы экипажа. Ростех назвал его “летающим крейсером” за способность выполнять широкий спектр боевых задач. Самолет начал создаваться в 1980-х годах, а прототип совершил первый полет весной 1990 года. Тремя годами позже был собран первый предсерийный экземпляр.
Машина разработана на базе знаменитого многофункционального истребителя Су-27, ставшего платформой многих современных российских боевых самолетов, включая истребители Су-30СМ и Су-35С поколения “4++”. Как и Су-34, эти самолеты ОКБ Сухого принимают участие в спецоперации, перехватывая воздушные цели и нанося удары по наземным объектам противника. Су-34 позаимствовал пилотажные возможности Су-27, способность вести маневренный воздушный бой, поэтому может на равных сражаться с истребителями противника. Командир экипажа и штурман располагаются рядом, бок о бок, что улучшает их взаимодействие. Кабина настолько просторна, что в ней можно встать в полный рост. Для экипажа предусмотрены устройства для разогрева пищи, а также биотуалет. Это важно при длительных полетах с дозаправкой в воздухе. Расширившаяся кабина позволила установить в носовой части более мощный бортовой радар. За характерный широкий приплюснутый нос самолет прозвали “Утенком”. Кстати, по кодификации НАТО Су-34 носит имя Fullback — “Защитник”, а в ряде изданий самолет называют Hellduck — “Адская утка”. Экипаж находится в бронекапсуле из титана. Броней прикрыты и другие важные элементы конструкции.
Новинка стала тяжелее Су-27 на 15 т, однако может нести больше боевой нагрузки — до 8,5 т. Самолет способен разгоняться до полутора скоростей звука и преодолевать без дозаправки 4 000 км. “Утенок” готов взять на борт неуправляемые и управляемые ракеты различного класса, свободнопадающие и корректируемые авиабомбы. Главный конструктор ОКБ Сухого Роллан Мартиросов отмечал, что самолет может использовать 16 видов управляемого высокоточного оружия и 19 видов неуправляемого. “Такой номенклатуры, чтобы на самолетах было 35 видов оружия, в мире не было никогда!” — сообщил Мартиросов.
Многофункциональную машину защищает бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) “Хибины”, ставя помехи и сбивая с толку радиолокационные головки самонаведения ракет противника.
Фото