История
Еще в 1970 г компания «Аэроспасьяль» приступила к разработке аэробаллистической ракеты (АБР) ASMP, снабженной ядерной боевой частью. В 1978 г начали ее рабочее проектирование. В отличие от советских и американских образцов, снабженных РДТТ, французская ракета, имеющая близкие массо-габаритные параметры, оснащалась ПВРД со встроенным стартовым твердотопливным блоком, разгонявшим ASMP до сверхзвуковой скорости, после чего запускался маршевый двигатель. Ракета имела только инерциальную систему наведения, обеспечивающую попадание лишь в крупноразмерные цели с заранее известными координатами. Недостаточную точность собирались компенсировать большой мощностью ядерной боеголовки (от 150 до 300 Кт). Первоначально АБР создавалась для вооружения самолетов «Мираж» IVP и «Мираж» 2000N. Однако в 1980 г приняли решение об оснащении ею палубных штурмовиков Super Etendard. Палубная авиация должна была применять новое оружие не только против наземных целей, но и против крупных надводных группировок советского ВМФ, мощь которого после поступления на вооружение тяжелых авианесущих и ракетных крейсеров стала сильно беспокоить командование НАТО.
Первый испытательный пуск ASMP с наземной установки состоялся в 1980 г, а вскоре их провели и с самолетов, в том числе Super Etendard, на котором для этого пришлось существенно доработать ПрНК. Серийное производство ракет началось в конце 1983 г, в войска они поступили в сентябре 1985 г Однако на вооружение ASMP официально приняли лишь в 1986 г. Ракета со стартовой массой 900 кг несла ядерную боеголовку TN-80 мощностью 150-300 Кт массой 200 кг У земли ракета развивала скорость, соответствующую М = 2,0, а на большой высоте - М = 3,0. Переоборудование палубных штурмовиков под новые ракеты началось только в июне 1989 г Для базирования модифицированных самолетов решили подготовить только один авианосец - «Фош». Первоначально под ASMP доработали 14 Super Etendard, ранее являвшихся носителями атомных бомб. Однако позже решили сделать ракетоносцами еще четыре штурмовика, которые стали рассматриваться как резервные. Предпринимались шаги модернизации оборудования самолета. В частности, предлагалось оснастить штурмовики новой СУВ, основу которой составила БРЛС «Анемон». Эта новая станция, имевшая щелевую антенну, заметно превосходила прежнюю «Агав» по основным параметрам. На самолете собирались внедрить новое информационно-управляющее поле кабины с индикатором на лобовом стекле (ИЛС), куда выводилась бы информация по обнаружению и сопровождению наземных (надводных) и воздушных целей. Картографическая информация высвечивалась на монохромном дисплее, расположенном на приборной доске. Туда же шли данные и от контейнерной тепловизионной системы переднего обзора. Вместе с новым радиолокатором и усовершенствованной ИНС это делало штурмовик практически всепогодным. Бортовая система РЭБ получила новый центральный процессор. Появилась возможность установить в кабине экран, отображавший информацию о местоположении и режимах работы неприятельских РЛС, облучающих самолет Компьютер вычислял источники наибольшей опасности и сам управлял средствами подавления. ЦВМ фирмы SAGEM объединяла все эти системы в единый комплекс, что в значительной мере облегчало действия летчика, особенно в сложных метеоусловиях и ночью. К реальным работам по модернизации приступили в 1986 г Первый доработанный Super Etendard в 1987 г продемонстрировали на очередном авиасалоне в Ле-Бурже. Ожидалось заключение контракта на модернизацию 50 - 55 штурмовиков с поставкой первого обновленного самолета в конце 1991 г Однако подписание контракта не состоялось. Правительство не стремилось тратить на это деньги, считая более приоритетной программу создания морской модификации истребителя-бомбардировщика «Рафаль». По-видимому, так же думали и на фирме, предпочитая получить под новую машину более солидные ассигнования.
В 1990-х гг парк самолетов Super Etendard все же прошел более ограниченную модернизацию. В частности, на нем усовершенствовали центральный бортовой компьютер UAT-90, а вместо станции «Агав» штурмовик все-таки получил новую БРЛС «Анемон». Другим усовершенствованием, внедренным в 1990-е гг, стала компоновка кабины, выполненная в соответствии с принципом HOTAS (Hands On Throttle-And-Stick - пилотирование без отрыва рук от рычагов управления). Кроме того, в ходе модернизации продлили ресурс машины. В состав вооружения штурмовика в 1996 г включили модернизированный ракетный комплекс AS.30LB. В общей сложности, за 15 лет модернизации первого этапа подверглись 48 самолетов. А в XXI веке началась реализация второго этапа. В его ходе существенно усовершенствовали систему РЭБ, что заметно повышало боевую живучесть. Оборудование кабины стало совместимым с очками ночного видения. Модернизированную ИНС интегрировали с приемником GPS. В комплект бортового оборудования включили новую контейнерную лазерную прицельную систему «Дамокл». В 1970-х гг существовал совершенно фантастический проект создания на основе Super Etendard самолета вертикального взлета и посадки. Планировали, что он сможет базироваться на небольших и дешевых авианесущих кораблях, лишенных катапульт и аэрофинишеров (типа английского «Инвинсибла»), а также на специально переоборудованных гражданских судах с взлетно-посадочными площадками. Просматривались различные варианты компоновки силовой установки. В конце концов специалисты фирмы пришли к выводу, что исходный самолет придется полностью перекомпоновывать, практически - создавать новый. Но для того, чтобы проделать столь масштабную работу, потребовалась бы помощь англичан, уже имеющих опыт создания «Харриера». А на это гордые французы пойти не могли. В результате от проекта пришлось отказаться. Конструкция планера в целом подобна конструкции Etendardа IVM, самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Однако среднерасположенное стреловидное двухлонжеронное крыло кессонной конструкции несколько отличается от исходного. Оно имеет уступ («клык») по передней кромке, предкрылки, отклоняющиеся на 11° при боевом маневрировании и на 2°- при взлете и посадке, двухщелевой закрылок Фаулера с максимальным углом отклонения 47° (на Etendard IV этот угол ограничивался 40°) и интерцепторы. Применение нововведений позволило уменьшить скорость при заходе на посадку на 11 км/ч. Фюзеляж - типа полумонокок овального сечения, спроектированный с учетом «правила площадей». По сравнению с Etendard IV, конструкцию усилили, изменили очертания носовой части для размещения БРЛС, ввели новые воздухозаборники двигателей, увеличили объем отсеков БРЭО. На нижней поверхности средней части фюзеляжа установили аэродинамические тормозные щитки увеличенной площади. Кабина летчика имеет частичное бронирование. Она снабжена катапультным креслом Мартин-Бэйкер SEMMB СМ4А класса «О - О». Шасси, как и ранее, снабжено гидравлической системой уборки и выпуска. Носовая опора шасси укладывается назад в фюзеляж, а основные опоры - в крыло. На каждой опоре смонтировано по одному колесу. Переднее колесо имеет размеры 490x159 мм, колеса основных опор - 762x196 мм. На основных опорах смонтированы гидравлические тормоза. Конструкция оперения подобна самолету Etendard IV. Стабилизатор - управляемый. Руль направления снабжен демпфером рыскания. Продольное управление Super Etendard осуществляется посредством рулей высоты, поперечное - элеронами и интерцепторами, а путевое - при помощи руля направления. Рули, элероны, интерцепторы и предкрылки отклоняются гидравликой, а двухщелевые закрылки и управляемый стабилизатор - электроприводом. Super Etendard оснащен ТРД SNECMA ATAR 8К-05 тягой 5010 кгс. Воздухозаборники его - нерегулируемые боковые, полукруглые, с отсекателями пограничного слоя. Длина двигателя - 3,94 м, диаметр - 1,02 м, сухая масса - 1155 кг Для защиты двигателя от воздействия морской воды первая ступень компрессора имеет силиконовое, а последняя - никель-кадмиевое покрытие. Топливо размещается в крыльевых интегральных баках-отсеках и фюзеляжных баках, расположенных вокруг воздушного канала двигателя. Суммарный запас топлива во внутренних емкостях - 3270 л. Под крылом штурмовика могут подвешиваться два ПТБ по 1100 л, а под фюзеляжем на центральном узле подвески - бак на 600 л. Заправка топливом внутренних и подвесных баков - централизованная, она может быть выполнена за 8 мин. Перед козырьком кабины летчика размещена убирающаяся штанга для заправки топливом в полете по системе «шланг - конус». На самолете установлены две независимые гидравлические системы с рабочим давлением 210 кг/см, обеспечивающие работу системы управления, шасси и тормозов. При отказе основных систем давление 150 кг/см создается аварийным гидронасосом. Электрическая система запитывается от генератора постоянного тока мощностью 9 кВт, аккумуляторной батареи емкостью 40Ач и генератора переменного тока мощностью 10 кВт В системе используются также трансформатор-выпрямитель и статический преобразователь (аварийный источник переменного тока). Импульсная БРЛС «Агав» способна обнаружить эскадренный миноносец на расстоянии более 100 км, ракетный катер - на 40 - 45 км, а самолет типа истребителя - за 28 км. «Агав» позволяет не только обнаруживать надводные и наземные цели, но и выдавать координаты целей для противокорабельных ракет с активной радиолокационной системой наведения, осуществлять радиолокационную съемку местности, производить поиск воздушных целей, автоматически сопровождать воздушные и надводные цели и определять дальность до них. Самолет оснащен ИНС ETNA, основным элементом которой является инерциальная платформа SKN-2602. В состав БРЭО входят цифровая система воздушных сигналов, коллиматорный прицел-индикатор VEM130 (на машинах раннего выпуска -VE120E), лазерный дальномер CGT/CSF, радиовысотомер фирмы TRT, автопилот, радионавигационная система TACAN, приемники систем VOR и ILS, аппаратура СРО фирмы LMT, связное радиооборудование. Предусмотрена система предупреждения о радиолокационном облучении самолета, а также средства постановки активных и пассивных помех. В ходе модернизации Super Etendard установили новую моноимпульсную БРЛС «Анемон». Антенна этой станции представляет собой плоскую щелевую решетку. «Анемон» имеет дальность обнаружения целей в два раза больше, чем «Агав», обладает возможностью перестройки по частоте и повышенной стойкостью к воздействию средств РЭБ противника. В кабине летчика размещен широкоугольный индикатор на лобовом стекле. На ИЛС может выводиться информация поступающая от пилотажной и навигационной систем, а также от системы управления оружием. Кроме того, могут проецироваться данные от инфракрасных и телевизионных систем, размещенных в подвесных контейнерах. На Super Etendard установлена система предупреждения о радиолокационном облучении «Шерлок», обеспечивающая возможность одновременного обнаружения от четырех до восьми источников радиоэлектронного излучения, опознавания их посредством обращения к встроенному банку данных, а также «отсеивание» не представляющих угрозы. Встроенное вооружение самолета состоит из двух 30-мм пушек DEFA 552, установленных в носовой части фюзеляжа с боекомплектом 125 патронов на ствол. На пяти узлах внешней подвески (четырех подкрыльевых и одном подфюзеляжном) штурмовик может нести до 2100 кг боевой нагрузки. Можно взять до десяти бомб калибра 400 или 250 кг, до 18 бетонобойных ВАР-100 или ВАР-120, до четырех одноразовых бомбовых кассет «Белуга» или до шести корректируемых бомб ВМ-400 с лазерным самонаведением, четыре блока по 18 НАР SNEB калибра 68 мм, одну ПКР AM.39 «Экзосе», одну ракету ASMP, две ракеты AS.30L, две ракеты «воздух - воздух» малой дальности R 550 «Мажик».
Фото
Исторические камуфляжи
WT Live // Camouflage by lnVader
WT Live // Camouflage by DonutWMustache