Ту-128: Высотный скрипач

Ту-128

История

Спойлер

В 1950-х годах перед руководством СССР остро стояла проблема воздушного прикрытия от сил вероятного противника огромной территории страны. В системе ПВО страны стали появляться зенитно-ракетные комплексы типа С-25 и С-75, но имеющиеся возможности позволяли разворачивать их только вблизи больших городов и важнейших объектов. В авиационные части ПВО стали поступать истребители-перехватчики МиГ-17ПФУ и Як-25, затем появились МиГ-19ПМ и Су-9, Су-11 и Як-28. Но эти самолёты имели недостаточно большой радиус действия и обеспечивали только объектовое прикрытие, а необходимо было прикрывать тысячи километров воздушной границы, что было особенно актуально в малонаселённых районах Сибири и Дальнего Востока.
В 1954 году ОКБ-301 С. А. Лавочкина получило техническое задание на разработку дальнего перехватчика. Была проработана концепция авиационно-ракетного комплекса, в которой перехватчик теперь рассматривался как составная часть единой системы, состоявшей из самолёта-носителя, ракет класса «воздух-воздух», бортовых радиолокационных средств обнаружения и наведения, а также наземных радиотехнических средств. Однако трудности создания машины и ряд неудач вынудили закрыть программу Ла-250 в 1960 году. Ещё на этапе испытаний комплекса Ла-250К-15, в 1957 году в ОКБ-156 А. Н. Туполева приехал командующий авиацией ПВО маршал Е. Я. Савицкий, и попросил заняться проектом тяжёлого перехватчика (ввиду неудач программы Ла-250), взяв за основу разработанный опытный бомбардировщик «98».
Разработка эскизного проекта самолёта и изучение боевых возможностей, в целом, велись под руководством ведущего инженера по самолёту и комплексу В. Бабанова, общее руководство осуществлялось С. М. Егером. Общая конфигурация самолёта была близка к проектам «98» и «122».
Через год проектных работ тему одобрил заказчик и 4 июня 1958 года вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 608-293, а вслед за ним — № 1013-482 от 28 августа, о создании авиационно-ракетного комплекса ПВО Ту-28-80. В июне 1959 года заказчику предъявили эскизный проект. В январе 1960 года состоялась макетная комиссия. Работы в ОКБ-156 велись под шифром «самолёт 128».
Были созданы также всеракусные ракеты К-80, новая РЛС «Смерч». Для лётных испытаний в КБ были переоборудованы в летающие лаборатории самолёты «98ЛЛ» и Ту-104ЛЛ.
Строительство первой опытной машины велось в течение первого полугодия 1960 года. Опытный перехватчик «128» передали на заводские испытания 23 января 1961 года. 18 марта был выполнен первый полёт, 24 апреля впервые достигнута сверхзвуковая скорость. С конца 1959 года, параллельно с постройкой опытного самолёта, не ожидая результатов лётных испытаний, началось строительство четырёх серийных перехватчиков первой серии на Воронежском авиационном заводе.
20 марта 1962 года начались совместные государственные испытания, на которых участвовал первый предсерийный самолёт и четыре серийных. В общей сложности заводские и совместные государственные испытания, включая выполнение доводочных работ, продолжались 40 месяцев. За этот период, начиная с 18 марта 1961 года по 13 июля 1964 года было выполнено 799 полётов. 12 декабря 1963 года приказом Министра обороны № 00134 было изменено официальное название комплекса, самолёта-носителя и ракет: комплекс стал называться Ту-128С-4, самолёт Ту-128, ракетам К-80 дали серийное обозначение Р-4Р и Р-4Т.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР за № 361-132 от 30 апреля 1965 года и приказом Министра обороны № 0040 от 8 июня этого же года комплекс Ту-128С-4 был принят на вооружение.

Конструкция

Спойлер

В конструкции самолёта и его оборудовании чётко видны традиции ОКБ-156, в частности, наследие от Ту-22.

Основные конструкционные материалы планера — алюминиевые сплавы Д-16 и В-95, стали 30ХГСА и 30ХГСНА, магниевый сплав Мл25-74.

Фюзеляж самолёта полумонококовой конструкции, выполненный с учётом правила площадей, состоял из четырёх основных частей: носовой, передней, средней и хвостовой. Носовая часть по 11-й шпангоут, состояла из трёх технологических самостоятельных отсеков: носового обтекателя, переднего отсека и гермокабины экипажа (гермошпангоуты №4 и №11).

Экипаж входил в кабину через открывающиеся вверх крышки фонаря. Кабины сделаны по бомбардировочной схеме: у командира корабля установлена не ручка управления, а штурвальная колонка со штурвалом и тормозами на педалях. Катапультные кресла КТ-1 (как на Ту-16), катапультировались в строгой очерёдности — сначала штурман, потом лётчик. Командир мог принудительно катапультировать штурмана.

Передняя часть от 11-го шпангоута до шпангоута №25, в ней размещались: ниша передней опоры шасси, технический отсек над нишей и боковые полукруглые воздухозаборники с подвижными электроуправляемыми конусами, регулирующими площадь входного сечения.

В средней части фюзеляжа (шпангоуты с № 25 по № 32), ниже строительной горизонтали фюзеляжа размещался центроплан крыла. Вдоль обоих бортов до шпангоута № 45 проходили воздушные каналы. По их бортам между шпангоутами № 26-27 и № 28-29 располагались створки дополнительного забора воздуха, открывавшиеся внутрь на угол 37 градусов. Двигатели установлены между шпангоутами № 45-49. Хвостовая часть фюзеляжа (шпангоуты № 49-57) включала форсажные камеры двигателей. В районе шпангоутов 53-57 устанавливались четыре воздухозаборника, обеспечивающие продув подкапотного пространства между форсажными камерами и обшивкой фюзеляжа.

Широкое низкорасположенное стреловидное крыло состояло из отсека центроплана, двух средних и двух отъёмных частей. В центроплане находились два мягких топливных бака, обе половины СЧК были герметичными кессонами. К ним крепились основные стойки шасси, механизмы их уборки и гондолы, а также пилоны подвески ракет. На верхней поверхности крыла имелось два аэродинамических гребня.
Два турбореактивных двигателя АЛ-7Ф-2 внутри фюзеляжа, серий 0, 1, 2, 4, 6 или 7 (различия в моторесурсе). Максимальная тяга двигателя на форсаже - 10100 кгс. Масса одного двигателя с навесными агрегатами - 2454 кг. Запуск осуществлялся при помощи турбостартера ТС-20Б, работающего на бензине Б-70. Управления двигателями осуществлялось тросовой проводкой, управление форсажем электрическое.
Каждый двигатель крепится в трёх точках. Отсеки двигателей разделены противопожарной перегородкой.
Воздухозаборники двигателей сверхзвуковые, в полёте нерегулируемые. Механизация состоит из подвижного конуса и створок подпитки. При взлёте конус находился в заднем положении, а створки подпитки открывались. После взлёта створки закрывались, а конус выдвигался вперёд и в этом положении оставался в течение всего полёта.
Самолёт имел две самостоятельные топливные системы (группы баков), каждая из которых обслуживала свой двигатель. Топливо размещалось в десяти фюзеляжных мягких баках и двух кессонных баках крыла. Полная заправка 15500 кг топлива марки ТС-1, Т-1 или РТ. В случае неравномерной выработки топлива имелся соединительный кран перекрестного питания. В случае отказа автоматической выработки топлива можно было перейти на ручную (по отзывам лётчиков, ручное управление топливной системой в полёте было очень сложное).

Оборудование

Спойлер

На каждом двигателе устанавливался один генератор постоянного тока типа ГСР-18000М. Генераторы работали параллельно на общую сеть. В буфер генераторам включались аккумуляторные батареи 12САМ-23, обеспечивавшие автономный запуск двигателей и аварийный режим полёта.
Для питания потребителей переменным током 115 В на каждом двигателе был установлен однофазный генератор нестабильной частоты 380-900 Гц типа СГО-12. Переменный однофазный ток стабильной частоты обеспечивали два электромашинных преобразователя типа ПО-4500. Ракеты Р-4 запитывались трёхфазным переменным током (208 В, 1000 Гц) от двух специальных преобразователей ПТ-1500С4. Два преобразователя ПТ-1000Ц (или ПТ-1500Ц) обеспечивали потребителей трёхфазным напряжением 36 В, 400 Гц. Для аварийного питания радиокомпаса АРК-10 и станции Р-832М применялся преобразователь ПО-500.
Пилотажно-навигационное оборудование Ту-128 обеспечивало самолётовождение днём и ночью, в сложных метеоусловиях. В его состав входили: пилотажно-навигационная система «Путь-4П» , курсовая система КС-6В, централь скорости и высоты ЦСВ-1М-1В, автопилот АП-7П, авиагоризонт АГД, навигационное вычислительное устройство НВУ-Б1, комбинированный указатель скорости и числа М УИСМ-И, указатель приборной скорости УС-1600, двухстрелочный высотомер ВДИ-ЗОК, комбинированный прибор ДА-200 (вариометр с указателем поворота и скольжения), указатель положения стабилизатора УПС-4, автомат углов атаки, скольжения и перегрузок АУАСП-9КР, указатель высоты и перепада давления УВПД-20, доплеровская навигационная система ДИСС «Стрела».
В комплект радионавигационного и радиосвязного оборудования входили: автоматический радиокомпас АРК-10, радиотехническая система ближней навигации РСБН-2СА, радиовысотомер малых высот РВ-УМ, маркерное радиоприёмное устройство МРП-56П, самолётное переговорное устройство СПУ-7, связная радиостанция РСБ-70-УС-8, командная радиостанция РСИУ-5В (или Р-832М). На Ту-128М радиосвязное оборудование было изменено и состояло из: самолётного переговорного устройства СПУ-7, связной радиостанции РСБ-70М (Р-807), командной радиостанции Р-832М, радиостанции Р-846. Система опознавания самолёта состояла из запросчика-ответчика госопознавания СПЗО-2М и ответчика СОД-57М.
Как предполагали западные специалисты, на опытном самолёте имелся большой встроенный радар, но заметная выпуклость на днище самолёта предназначалась для дополнительной контрольно-записывающей аппаратуры.
На самолёте была установлена РЛС система управления ракетным вооружением «Смерч-100», с радиусом обнаружения примерно 50 километров и захватом цели в 40 километрах. Благодаря большой дальности обнаружения самолёт мог действовать по перехвату цели как с наведением, так и самостоятельно. При автономных действиях требовались лишь отдельные данные о положении воздушных целей. Это позволяло применять его в районах, где не было систем автоматизированного наведения.

Вооружение

Спойлер

Вооружением Ту-128 являлись четыре ракеты «воздух-воздух» Р-4. Обычной конфигурацией вооружения были две Р-4Р с полуактивным радарным наведением на внешних узлах подвески (пусковое устройство АПУ-128) и две Р-4Т (Р-4ТИ) с инфракрасным наведением на внутренних. После модернизации возможна была подвеска ракет Р-4МР и Р-4МТИ.
ракеты К-80 (“изделие 36”) была принята нормальная аэродинамическая схема. Корпус состоял из 5 отсеков. В переднем отсеке “радийной” ракеты размещалась полуактивная радиолокационная головка самонаведения ПАРГ-10ВВ, в которой впервые в отечественной практике были реализованы моноимпульсная пеленгация цели и всеракурсное наведение на цель. В связи с очень широким диапазоном скоростей сближения ракеты с целью - от 200 до 1600 м/с - перед пуском в ракету вводилась уставка, указывающая на атаку цели в переднюю или в заднюю полусферу. Взамен радиолокационной ракета могла комплектоваться тепловой ГСН Т-80НМ “Рубеж”".
В следующем отсеке располагался радиовзрыватель РВ-80 с предохранительно-исполнительным механизмом И-60-80. В дальнейшем на “тепловой” ракете стал применяться оптический взрыватель НОВ-80Н. Далее, позади боевой части массой 53,6кг, располагались автопилот АПР-80 и ампульная батарея. В хвостовой части ракеты, за корпусом твердотопливного двигателя ПРД-84, вокруг удлиненного газохода сопла параллельно продольной оси ракеты располагались многочисленные цилиндрические баллоны пневмосистемы, а за ними - рулевые машины привода аэродинамических рулей. Суммарный импульс тяги в наземных условиях составлял 24500 кгс.
Треугольное крыло имело значительную площадь и большой угол стреловидности по передней кромке (75) при нулевом угле по задней, что в те годы было несколько необычно для ракет “воздух-воздух”, как правило оснащенных ромбовидными крыльями. Малая нагрузка на крыло в сочетании с высокой энерговооруженностью обеспечивали реализацию поперечной перегрузки ракеты до 21 единиц (данное утверждение может быть не точным). Управление по всем каналам осуществлялось дифференцированным отклонением цельноповоротных рулей.

Тактико-технические характеристики Р-40 (Р-4М) :
Разработчик - НПО “Молния”;
Год принятия на вооружение - 1965 (1973);
Бортовая РЛС - “Смерч”;
Аэродинамическая схема - нормальная;
Масса - 492 (500) кг;
Масса БЧ - 53 кг;
Тип БЧ - осколочно-фугасная;
Диаметр корпуса - 0,315 м;
Длина - 5,36 м;
Размах оперения - 1,5 м;
Энерговооруженность - 50 кг.с/кг;
Тип топлива - баллистическое, РНДСИ-5К;
Целеуказание головке:

  • РГС - φ цу = ± 60 °;
  • ТГС - φ цу = ± 53 °;
    Тип системы наведения - самонаведение с захватом ПАРГС на подвесе и ИГС с охлаждением азотом;
    Метод наведения - пропорциональное наведение;
    Максимальная скорость цели - 2000 (2500) км/ч;
    Диапазон высот поражения цели - 8…21,5 (0,5…21) км;
    Максимальная дальность пуска, ППС/ЗПС - 20/13 (25/13) км;
    Минимальная дальность пуска, ЗПС - 3,0 (2,2) км;
    Перегрузка перехватываемой цели - 2,0 (2,5) ед.

Фото

Спойлер




image


image

  • За
  • Против
0 проголосовавших
5 лайков

“Бобры мертвы. Любой, кто пытается использовать бобры по назначению — некрофил. Любой, кто пытается в альтернативное использование бобров — некромант (я). Третьего не дано.”
© I0TonneSkeleton

47 лайков

хотел я как-то делать про него тему, но чем засомневался в пригодности этого летающего кирпича для игры

1 лайк

А скорость?

По факту это не бобëр а тяжëлый перехватчик. Он урвв тоскает

12 лайков

ну ему аирспавн не дадут, от него смысла не много будет

1 лайк

Максимальная 1655 км/час с вооружением. Без вооружения 1910

1 лайк

так это и не бобЕр вроде

6 лайков

Геймплей ватура только на 9.7+ не взлетит.

Чем он будет отличаться от як-28б? Урвв только. И будет всех в асб нагибать на уровне виксена.

1 лайк

Вообще-то ещё есть як28п

Возьми вотюр с радарками и реализуй каждую ракету, я подожду.

3 лайка

По факту Ту-128 истребитель-перехватчик (истребитель-ПВО) с 4 ракетами и без встроенного вооружения. Правда и не очень манёвренный

Еще бы он был маневренным…

1 лайк

F-102 заодно, там тож чисто ракеты

1 лайк

У меня в РБ удавалось, но должны попасться максимально отбитые овощаны.

А теперь представь, что эта повозка ещё крупнее и менее поворотливая, хотя и быстрее. В тундре оно вряд ои будет не кактусом.

Именно что будет мегакактусом. Так ещё и ультраспецифический геймплей перехвата космических бобров. Ватур их хотя бы встречает.

3 лайка

128 нужен для перехвата б52/виктора/ и тп, а их в игре нет

2 лайка

А если бы и были то пикировали бы к базкам, где его ракеты и радар бесполезны)))

1 лайк

Если бы и были, то я бы их использовал в режиме «покатай меня, большая черепаха»

Им даже обороняться нечем от такого

1 лайк