Як-1


Як-1 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны. Первый боевой самолёт, разработанный КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель И-26. После завершения государственных испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1. Этот самолет стал базовым для последующих типов и модификаций. Производился с 1940 по 1944 годы. Всего было построено 8734 самолёта всех модификаций.

Основные характеристики

Летно-технические характеристики

Максимальная скорость

На высоте 5 000 м577 км/ч

Время виража18 сек.

Максимальная высота10 000 м

ДвигательКлимов ВК-105П

Мощность1 020 л.с.

ТипРядный

Система охлажденияЖидкостная

Взлётный вес3 тонн

Летно-технические характеристики Яка неплохи, удачное сочетание скорости, маневренности и скороподъемности позволяют эффективно использовать этот самолет даже начинающим пилотам:

  • Скорость – как и большинство советских самолетов, похвастаться рекордными показателями Як не может, при этом у земли Як-1 способен обгонять большинство вражеских самолетов, кроме немецких «Фридрихов» и He 100, а также британских Typhoon Mk.Ia и Corsair. А вот американские P-39, P-400, P-38 и F4U-1 своей скоростью могут доставить немало проблем пилоту Яка.

  • Маневренность – один из показателей, который напрямую зависит от опыта и умений пилота, возможность выпускать закрылки только в посадочное положение в первых боях могут ограничивать маневренные возможности самолета, но затем игрок начнет чувствовать скорость, на которой закрылки может оторвать и этот недостаток нивелируется.

  • Набор высоты на Як-1 – это довольно средняя характеристика, но, учитывая боевой рейтинг самолета, пилот Яка может встречать много начинающих пилотов, которые нечасто стремятся оказаться выше. Чаще всего, игрок будет оказываться либо на одной высоте с противником, либо выше.

Живучесть и бронирование

Экипаж1 человек

Скорость разрушения

Конструкции0 км/ч

Шасси320 км/ч

Як-1 броня.jpg

Бронирование самолета представлено 8-мм стальной бронеспинкой, это может защитить пилота от пулеметов винтовочного калибра с большой дистанции, но на общую живучесть влияет слабо - сказывается материал, из которого сделан Як-1, расположенные в крыльях топливные баки, двигатель жидкостного охлаждения не добавляют живучести советскому истребителю.

Применение в бою

Як-1 – это универсальный истребитель. Его можно эффективно использовать как против истребителей, так и против бомбардировщиков противника.

В немецких командах основными противниками Яка являются Bf 109 серии E и Bf 109 F-2, а также He 100 D. Все эти самолеты набирают высоту быстрее Як-1, поэтому пилоту этого истребителя, чаще всего, приходится играть роль поддержки союзников. Набирая высоту чуть в сторону, пилоту Яка необходимо оценивать обстановку в воздухе и уничтожать наиболее опасные для союзников цели. По маневренности Як-1 слегка превосходит 2-й «Фридрих», а вот «Эмили» крутятся несколько лучше, но если за штурвалом Bf 109 F-2 сидит опытный пилот, то игроку советской команды в виражном бою может быть очень нелегко. По скорости Як-1 проигрывает этой тройке истребителей, незначительно превосходя «Эмили» у земли.

Як-1 файл4.jpg

При правильной игре, наиболее комфортные бои у пилота Яка будут против америко-британской – способность оказаться выше большинства самолётов противника, неплохая скорость и вооружение позволяют эффективно использовать советский истребитель, но это относится к боям, когда пилот Яка попадает на свой боевой рейтинг или ниже.

Британские истребители Hurricane и Spitfire имеют худшую скороподъемность и часто оказываются ниже Яка. В таких случаях можно достаточно просто атаковать с превышения и сбивать, но если враг уворачивается, то за «Спитфаером» можно попробовать довернуть только 1 раз, если пилот Яка мажет, то, используя остатки энергии и неплохую динамику, необходимо разрывать дистанцию и пытаться повторить атаку. А вот в маневренный бой со «Спитфаером» вступать не стоит. Атакуя на Як-1 «Харрикейны» можно позволить себе играть менее аккуратно, плохая тяговооруженность британца дают Яку возможность играть через вертикаль, повторяя атаки по несколько раз. Если «Харрикейн» вступил в вираж, то рекомендуется подвешивать его через восходящую спираль. Американские самолеты могут дать Яку достойный отпор, поэтому против них следует играть аккуратно, желательна поддержка союзников. Виражный бой можно аккуратно применять против тяжелых F4U-1 «Корсар» и P-40, можно попробовать покрутиться с P-39 и P-400. А вот такие самолеты как F2A, F4F, P-36 легко перекрутят Як-1.

Самые сложные бои для советского истребителя будут против японской команды – чаще всего Як оказывается ниже противников. При этом, обладая лучшей маневренностью, японцы доставляют большие проблемы. Играть против них нужно только атакуя на проходах, используя лучшую скорость.

Пилоту Як-1 не рекомендуется часто ходить в лобовые атаки, особенно, против американских истребителей, зачастую вооруженных пулеметами M2 Browning.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Неплохая маневренность
  • Мощное курсовое вооружение
  • Хорошая скорость у земли

Недостатки:

  • Слабая прочность
  • Слабое подвесное вооружение
  • Посредственная скорость на высоте

Историческая справка

История создания и боевого применения

9 мая 1939 года ОКБ А.С. Яковлева приступило к разработке легкого истребителя И-26 или Я-26. Главным конструктором выступил К.А. Вигант, ведущим — К.В. Синельщиков. Изначально планировалось установить на истребителе перспективный двигатель жидкостного охлаждения М-106, но разработка затянулась и его место занял менее мощный М-105П. Чтоб уложиться в исходные характеристики, пришлось переделывать конструкцию с целью её облегчения, что не замедлило сказаться и на дальности полета и на оборудовании.

13 января 1940 года истребитель И-26 впервые поднялся его в небо, а 29 мая 1940 года, с некоторыми доработками, самолет был передан на государственные испытания. Производство истребителя планировалось развернуть на заводах №292 в Саратове и №301 в Химках, и уже в июне 1940 года первые машины стали поступать в войска, под тем же индексом — И-26, несмотря на то, что войсковые испытания машины были завершены только через полгода, уже в 1941 году.

До начала войны советская промышленность выпустила 425 самолётов Як-1. В боевые части поступила едва ли четверть от этого числа. В частности в апреле 1941 года 78 самолетов отправили в Баку, где они оставались после нападения Германии.

К 22 июня 1941 года в пяти западных военных округах Советского Союза находилось 105 самолетов Як-1. Следует иметь в виду, что в части самолеты отправлялись по железной дороге в контейнерах. В Ленинградском ВО 20 машин находилось в составе 158-го, в Прибалтийском ОБО - три машины, в Западном ОБО - 20 Як в 123-м, а в Киевском ОБО - 62. В Одесском ВО Як не было вовсе. Почти все самолёты не участвовали в первых боях, поскольку боеготовность имели только два полка: 20-й и 158-й.

Большинство собранных Як-1 находилось в глубине территории в составе частей ПВО. Летчики ПВО были лучше подготовлены, они были в виде резерва. К началу войны московская система ПВО располагала 95 Як-1. Они составляли заметную долю авиапарка и в ходе советского контрнаступления под Москвой. В данных 1 ноября и 1 декабря 1941 года Яки отсутствуют, а 1 января 1942 года снова появляются 14 Як-1. Уровень потерь был довольно высок, в составе 6-й резервной авиа-группы имелся лишь один исправный Як-1. Благодаря надежности и легкости в обслуживании Як-1 из 172-го полка за короткий зимний день совершали по 5-6 боевых вылетов, что в какой-то степени компенсировало их малочисленность. Яками-1: 236-й, 66-й, 188-й и 20-й. Калининский Фронт также располагал четырьмя полками Як-1: 163-м, 518-м, 521-м и 237-м.

Интересные факты

15 августа 1943 года восемь Як-1 из 236-го ИАП перехватило группу немецких самолётов, состоявшую из 60 бомбардировщиков. Лётчиками командовал младший лейтенант В.П. Тихонов.

24 июня 1944 года советские летчики провели показательный бой. В бою Е.Я. Савицкий сбил один истребитель-бомбардировщик Fw 190, другой «фоккер» записал на свой счет И.Ф. Федоров. В конце войны необычное задание выполнял 115-й ГИАП. 29 апреля 1945 года в полк прибыл приказ: «Подготовить полк к полету парадным строем 1 мая 1945 года над Берлином. Шестиметровый флаг поместили под закрылками Як-3 К. Новоселова. 24 Яка-1 прошли над трибунами, командовал машинами А. Косе.

Как это реализовывать в трб? 2 сотки слабые, бипланы перекручивают, по скорости особо не уйти?

Этот самолет разрабатывали как истребитель а не танчики на нем бомбить)

Ну я про истрбительные возможности и говорю, бипланы не перекрутить, а по скорости тоже не уйти особо, в большинстве случаев догоняют