Всем привет !
Сейчас вы узнаете о ветке станных САУ Югославии.
- За
- Против
0 голосов
- Š-I-d Резерв
Спойлер
Танкетка была танкеткой чехословацкой разработки, использовавшейся исключительно Королевством Югославия во время Второй мировой войны. Ее конструкция была основана на танке Škoda MU-4 и построена в соответствии с югославскими спецификациями.
В 1935 году по просьбе Королевской югославской армии компания Škoda разработала прототип Т-32, заменив основное вооружение MU-4 на 37-мм противотанковую пушку A3-4UJ + пулимёт 7,62мм VZ.33J.Удовлетворенная прототипом, югославская армия заказала восемь машин в 1936 году.Восемь машин были доставлены и сформировали собственную независимую бронетанковую роту в составе Королевской югославской армии. Несмотря на то, что танки были приписаны к армии, первоначально они использовались для обороны авиабазы на базе Королевских югославских военно-воздушных сил близ Земуна.Двигатель
Т-32 оснащался бензиновым двигателем Škoda мощностью 60 л.с. (44,2 кВт) при 2500 оборотах в минуту (источники не сообщают точный тип или название). При весе 4,8 тонны или 5,8 тонны, в зависимости от источника, максимальная скорость составляла 41 км/ч.Передняя броня имела толщину 22 мм. Боковая броня имела толщину 12 мм, а задняя - 8 мм. Толщина днища автомобиля составляла всего 5 мм. Этот автомобиль был очень слабо защищен. Его лучшей защитой были небольшие габаритные размеры.
лучшенный Š-I-J
Спойлер
Улучшенный Š-I-J
После первоначального опыта с Т-32 югославское военное руководство обратилось к Škoda с просьбой разработать более совершенные бронированные и вооруженные машины с более надежной подвеской. В 1939 году Škoda представила Королевской югославской армии улучшенную танкетку, получившую обозначение Š-I-J (“J” для Jugoslavsky/Югославия). Несмотря на внешнее сходство с Т-32, он включал в себя ряд улучшений, в основном касающихся вооружения и подвески. Югославская королевская армия была довольна этой новой моделью и была заинтересована в приобретении 108 таких машин, однако в итоге из этого ничего не вышло.
Вооружен 47-мм пушкой A9J + пулимёт 7,62 мм 2В30J с новой подвеской.
2.Су76МС
Югославская мелкая модификация Советской Су76М
1.M3/M5 “General Stuart”

Спойлер
Под Илирской Бистрицей, в районе современной итало-словенской границы, Т-34 войск СС нанесли значительный ущерб 20-й ударной дивизии НОАЮ. Разумеется, “Стюарты” не являлись серьезным противником для “тридцатьчетверок”, но и у них имелась своя “пара тузов в рукаве”. Два “Стюарта”, получивших в боях серьезные повреждения башен, силами партизанской мастерской в Шибенике переоборудовали в импровизированные истребители танков. Переделкой руководил технический офицер 1-й югославской танковой бригады Курот Антон. Вместо башен на неподвижных лафетах смонтировали германские 75-мм противотанковые пушки Pak 40.
Это САУ на базе М3А3 Stuart / M5 Stuart с пушкой Pak 40 .
2.Sd.Kfz.250 Pak38. Как прем.
Спойлер
Во время Второй мировой войны на полях сражений в Европе и Северной Африке немецкие войска часто производили полевые модификации в надежде улучшить имеющуюся технику или просто спасти поврежденную. Эти модификации часто представляли собой простые конструкции, состоящие из установки различных систем вооружения на танк или полугусеничную машину. Примерами которых являются “Освальд” и Pzkpfw. KV-1B оснащен 7,5-сантиметровым KwK 40.
Другой такой модификацией было объединение полугусеничного бронетранспортера Sd.Kfz.250 с 5-см противотанковой пушкой PaK 38.
Исторически этот автомобиль является загадкой, и, к сожалению, о нем нет никакой доступной информации. Различные источники, в основном в Интернете, предлагают разные интерпретации того, кто его построил и где использовался автомобиль. Они варьируются от того, что он использовался на Восточном фронте, до того, что он участвовал в югославских войнах в 1990-х годах. Однако большинство этих версий неверны или неправильно истолкованы.
Благодаря доктору Мирко Пековичу (музейному консультанту) мы знаем, что Белградский военный музей получил эту машину в 1954 году с военного поста из Крагуеваца (город в Сербии). К сожалению, музей не располагает информацией о его происхождении. Известно, что автомобиль был захвачен партизанами во время вывода немецких войск из Греции. Более точную информацию трудно найти, поскольку партизаны плохо вели учет большинства захваченных транспортных средств и оружия во время Второй мировой войны. Также неизвестно, что партизаны (а позже ЮНА -Югославская народная армия) сделали с этим транспортным средством.
Благодаря его сохранности в музее, сооружение можно детально проанализировать. Первое, что бросается в глаза, это то, что это комбинация немецкого полугусеничного пулемета Sd.Kfz.250 и 5-сантиметрового противотанкового орудия PaK 38.
3.Немецкий трафейный StuG III F. На учениях. Тоже может появиться в ветке развития, перед М3А3/M5"General Stuard"
4.М7 САУ США.
Вооружен 107мм гаубицей. Видно что на нём есть доп. скарка из крутно-калиберных пулимётов.
Спойлер
периода Второй мировой войны, класса самоходных гаубиц. Широко известна также под её британским названием «Прист». Создана в 1942 году на шасси среднего танка M3 в рамках программы по механизации артиллерии танковых дивизий. Серийно выпускалась с апреля 1942 по март 1945 года, всего было выпущено 4316 САУ этого типа.
1.Hellcat с серцем от грузовика. “SO 76 M18”

Спойлер
Во второй половине сороковых годов прошлого века Соединенные Штаты начали экспорт самоходных артиллерийских установок M18 Hellcat. Среди прочих покупателей этой техники оказалась Югославия. В силу различных причин, в первую очередь экономических, армия этой страны достаточно долго пользовалась американскими самоходками – они оставались на вооружении даже тогда, когда другие государства-эксплуатанты вывели их из строя и утилизировали.
Бережливость военных Югославии и других воевавших стран в некоторой мере помогла им в войнах последних десятилетий. Старую бронетехнику ремонтировали, приводили в приемлемое состояние и использовали в боях. При этом нередко появлялись более чем нестандартные конструкции. Пожалуй, самым ярким примером балканского подхода к ремонту устаревшей бронетехники можно считать широко известную самоходку M18 с новым двигателем. Нет точных данных, какой именно дизельный мотор на нее поставили вместо родного, но вместе с ним бронемашина получила характерную радиаторную решетку на месте кормового листа корпуса. По некоторым данным туда устанавливался двигатель FAP 13 от грузовика .
Несколько клонов
2 .ИСУ-152
3. Hetzer
1.М18А2 Hellcat. ГИПЕР ПРЕМ !
Спойлер
Боснийская компания TRZ Hadžići также внесла свою лепту в увеличение числа модификаций М18, создав свой вариант - М18А2, очевидно на базе югославской САУ SO 76 M18. Машина была снабжена автоматической трансмиссией, системой контроля огня, а также дизельным двигателем, замена которого могла быть проведена за 45 минут (скорее всего, благодаря использованию полозьев, спроектированных ещё в 1943 году).
Эта машина получит систему ночного видения, закрытую башню, некоторые незначительные улучшения брони.
2.САУ M36B1 077 “Топовняца” -
90mm M3
7,62mm M1919A4 , 12,7 mm M2HB.
3.Hellcat на шасси Т55. “So 76 T55”
Спойлер
Выработка ресурса двигателей и ходовой части самоходок привела к тому, что в бронетанковых войсках Югославии появился гибрид – шасси советского танка Т-55, поставлявшегося в Югославию в 60-е годы Советским Союзом, и башня САУ М18 «Хеллкэт», поставлявшейся в Югославию американцами в конце 1940-х и начале 1950-х годов. Ни количество таких машин, ни причина потери югославскими танками Т-55 своих башен нам не известны. Известно лишь то, что создавались такие «гибриды» в 1995-97 годах, и что как минимум один такой танк попал в руки хорватских военных.
3.5 CO-122
Спойлер
Модернизации, имевшихся у них танков М4 “Шерман”. Танк этот очень нравился югославским военным, но уже перестал отвечать требованиям, предъявляемым в 1950-е к бронетехнике. В танк М4А3 опытно установили дизель В-2, который производил югославский завод — этот проект получил шифр — М-634, однако позднее от модернизации Шерманов решили отказаться, а имевшиеся в войсках, частью переоборудовали в инженерную технику, а частью сдали на хранение и передали территориальным войскам.Последняя попытка переоборудования Шермана в САУ была предпринята на рубеже 50/60-х годов, когда в М4 опытно установили 122-мм орудие — аналог советской пушки А-19, при этом был использован опыт установки в М4 двигателя В-2. Машина получила индекс SO-122 (SO — самоходное орудие). Однако бронепробиваемость 122-мм орудия оказалась ниже, чем у 100мм пушек Т-54. Быть же САУ поддержки машина не могла из-за малого угла возвышения орудия — всего 10 гр. В 1962 г. данный проект был закрыт.
1.М-60PB
БТР оснащался шестицилиндровым дизельным двигателем FAMOS FFTR мощностью 140 л. с. с линейным расположением цилиндров, благодаря которому мог развивать скорость до 43 км/ч
Спойлер
БТР производился в период с 1964 года по 1979 год, на вооружение югославской армии поступило около 790 машин (из них 190 - на экспорт, в основном, для Ирака) в нескольких вариантах: десантный БТР М-60P, противотанковый М-60PB, оснащённый спаренными 82-мм безоткатными орудиями + пулимёт Browning 12,7мм , БТР с 82-мм миномётом, санитарный, а также командный варианты. М-60 активно использовались в боевых действиях в бывшей Югославии.
2.“Прага” со СТВОЛОМ. “М53/59 Д30”
Ближе к 2000-х была произведена попытка модернизировать устаревшие ЗСУ М-53/59 “Прага” в самоходные гаубицы с установленной в рубке сзади корпуса 122-мм гаубицей Д-30.
Спойлер
122-мм гаубица Д-30. СССР. Годы выпуска – 1960 - 1989. Всего выпущено – более 3 000 ед. Калибр – 122 мм. Масса в боевом положении - 3150 кг Длина ствола - 4460 мм. Длина нарезной части - 3400 мм Расчет - 8 человек. Скорострельность - 6 - 8 выстр/мин. Наибольшая дальность стрельбы – 15 300 м. Дальность прямого выстрела – 850 м. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный): 690 м/с
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный): 276—565 м/с
Начальная скорость кумулятивного снаряда: 740 м/с
Наибольшее давление пороховых газов: 250 МПа
Наибольшая дальность стрельбы: 15,4 км
Масса осколочно-фугасного снаряда: 21,76 кг
Масса кумулятивного снаряда: 14,08 кг
Масса заряда (полного): 3,8 кг
3.BVP M-80A LT
ПТУР В ПЕРЕД !
Спойлер
История и описание:
В дополнение к своему основному назначению, боевая машина пехоты BVP M-80A infantry fighting vehicle also served as the platform for many other specialized systems, such as an armored minelayer, command vehicle, armored medical vehicle, and anti-aircraft missile system. Аналогичным образом была разработана противотанковая версия. В 1973 году Югославия начала приобретать советские переносные противотанковые ракеты 9М14 “Малютка” с проводным наведением. Лицензионное производство вариантов 9M14M (MCLOS) и 9M14P1 (SACLOS) было позже налажено на заводе “Krušik” в Валево. Параллельно с разработкой БМП БМП М-80А появилась идея создать противотанковый вариант путем установки башни с пусковыми установками для ракет “Малютка”, вместо башни с 20-мм автопушкой. Разработка пересмотренной башни, оснащенной шестью пусковыми установками для ракет 9М14П1 “Малютка” и системой для установки в модифицированный корпус БВП М-80А, началась в 1977 году. К 1980 году на заводе “Фамос” в Сараево были разработаны два опытных образца машин. Они были обозначены как самоходная противотанковая пусковая установка 1 (SPOLO-1), а также BVP M-80A LT (LT расшифровывается как охотник за танками). Разработка этой машины была в конечном итоге приостановлена, поскольку приоритет был отдан новой колесной боевой машине (BOV) 4x4, разработанной на заводе “ТАМ”, которая была дешевле в производстве и обслуживании. BOV был оснащен противотанковой башней, предназначенной для BVP M-80A LT, и позже стал BOV-1 или POLO M-83. Во время югославской войны в Боснии и Герцеговине небольшая серия машин BVP M-80A LT была сконструирована путем комбинирования башен BOV-1 с корпусами BVP M-80A и была обозначена армией Республики Сербской как LT M-92.
4.BOV 1 (1983) / POLO M83
Спойлер
Разработка колесной бронированной боевой машины - BOV началась в Югославии, в конце семидесятых годов на заводе TAM в Мариборе. Там компания задумала разработать бронированный автомобиль на базе шасси стандартного военного грузовика TAM 110, который уже выпускался большими сериями и обеспечивал потребности ЮНА (Югославской народной армии). Разработка велась в двух направлениях: BOV-1 (самоходная АТ-машина) и BOV-3 (самоходная зенитная пушка).
Первые работы над BOV-1 начались летом 1978 года. FAMOS (компания из Сараево) изготовила башню с противотанковыми ракетами. В 1980 году были завершены два опытных образца. После успешных испытаний BOV-1 был принят на вооружение ЮНА в 1983 году под обозначением противотанковой ракетной установки POLO M-83, и в том же году он был показан на военных учениях “Единство 83”. BOV-1 в основном входили в состав механизированных бригад. Смешанное подразделение AT этих подразделений имело командный взвод, 2 батареи 6x 90-мм САУ M36 или 6x 100-мм САУ M-44 (SU-100) и батарею ПТУР из 4x самоходных пусковых установок 9P133 ATGM или 6x BOV-1/POLO M-83. В конце восьмидесятых годов эти самоходные пусковые установки ПТРК были включены в состав смешанных дивизионов AT моторизованных бригад и отдельных полков AT (при этом смешанные дивизионы формировались из 6x POLO M-83 и 6x T-12, буксируемых пушками AT). После роспуска ЮНА BOV-1/POLO M-83 оказался на вооружении всех вновь сформированных армий. По некоторым данным, в армии Югославии/Сербии насчитывалось 70-80 таких машин. В бригадах сербских вооруженных сил BOV-1/POLO M-83 находится в составе роты поддержки вместе со 120-мм минометами.
Спасибо за внимание !
Если тема будет тепло встречена сообществом, я расскажу ветку - СТ, ЛТ.