- За
- Против(аргументируйте)
Фото
ТТХ
Спойлер
Экипаж – 6 чел
Масса – 12 тон
Вооружение – 83.8мм или 94мм зенитная пушка
Бк – 80 унитарных
Броня – от 12 до 4мм
Скорость – 45 км/ч вперёд и 10км/ч назад
УВН – -5/+85
УГН – 360
История
Спойлер
Самоходная артиллерия появилась раньше, чем первые танки. Первые САУ строились на колесной базе, речь шла, прежде всего, о моторизации зенитной артиллерии. Уже в ходе Первой мировой войны самоходная артиллерия начала разрастаться. Появились новые классы САУ, включая и гусеничные. Менее подвижные, чем колесные, но имеющие более высокую проходимость и грузоподъемность, гусеничные САУ вскоре стали приоритетом. Военные ряда стран быстро смекнули, что гусеничная САУ имеет ряд преимуществ, включая и меньшее время на перевод в боевое положение. Неслучайно во Франции, например, создали целое семейство тяжелых САУ, часть образцов оказалось вполне серийным. На войну они не успели, но общее понимание, зачем нужны САУ, оказалось верным.После окончания Первой мировой войны финансирование военных программ сильно урезали. Касалось это, в том числе, и английского танкостроения. Тем не менее, в 20-е годы англичане смогли потеснить французов с позиций законодателей мод. Во второй половине 20-х годов Англия отметилась целым семейством боевых машин. В это время появились основные направления развития танков, начиная с танкеток и заканчивая танками прорыва. Отметились английские инженеры и на ниве самоходной артиллерии. Апогеем подобных работ стала Birch Gun, первая САУ межвоенного периода, выпущенная хотя бы минимальной, но серией.Изначальная концепция английской самоходной артиллерии чем-то напоминало то, что потом немцы реализовывали на своих Waffenträger. Буксируемое орудие монтировалось на своём штатном лафете, колеса снимались, в случае необходимости можно было оперативно провести обратную операцию. По такому принципу была создана Gun Carrier Mark I, первая английская серийная САУ. Приоритетом являлась перевозка тяжелого орудия по “лунной поверхности”, но имелась возможность и вести огонь прямо “с гусениц”. Получился первый в мире серийный “самоходный лафет”, причем не только построенный, но и примененный в боевых условиях.Окончание Первой мировой войны, естественно, повлияло и на программу самоходной артиллерии. Вместе с тем, работы не остановились полностью, как это произошло у французов, а чуть позже и у американцев. Ближе к концу 1921 года Vickers Limited получила задание от Военного Министерства на разработку гусеничного шасси для перевозки полевой артиллерии. Прежде всего это касалось 83,8-мм полевой пушки QF 18-pounder gun, стандартного полевого орудия английской армии. Идея заключалась в том, что пушка могла закатываться внутрь транспортера и перевозиться подобным образом по пересеченной местности. В отличие от Gun Carrier Mark I, колеса не снимались, при необходимости пушку можно было таскать и за транспортером. Разработка оказалась конкурсной. Одновременно задание на транспортер получила Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd.Годом спустя конкурирующие фирмы представили своё видение подобного транспортера. Детище Vickers, получившее обозначение 18-pdr Transporter, построили в ноябре 1922 года. Как и требовал заказчик, в задней части кузова появилась рампа, опустив которую, можно было закатить орудие внутрь. Помимо самого орудия, 18-pdr Transporter перевозил также и расчет, сидевший на продольных лавках. Armstrong Whitworth поступила хитрее. Во всё том же 1922 году было изготовлено два образца транспортеров, получивших обозначение Dragon (производная от Drag gun, то есть тащить орудие). Первый образец, No.1 Dragon, переделали под размещение расчета на лавках, лицом по ходу движения. Орудие, естественно, тащили только на прицепе. Второй образец, No.2 Dragon, концептуально повторял 18-pdr Transporter, то есть орудие закатывалось внутрь, а расчет сидел на продольных лавках лицом друг к другу.На испытаниях 18-pdr Transporter быстро вырвался вперед. При боевой массе меньше 6 тонн машина имела мотор Wolseley мощностью 80 лошадиных сил, который обеспечил ей высокую подвижность. В отличие от Vickers Tank No.1, который появился незадолго до того, транспортер не страдал от перегрева, а конструкция ходовой части была более прогрессивной. Была она и более удачной, чем у Dragon, Medium Artillery Tractor Mk.I (так официально именовались No.1 Dragon и No.2 Dragon). Скорость достигла 32 км/ч, что было сопоставимо с куда менее удачными Medium Tank Mark.D. Неудивительно, что в 1923 году появилось задание на разработку легкого танка с использованием базы 18-pdr Transporter. Так на свет появился Medium Tank Mk.I. Надо сказать, что и оба Dragon Mk.I не остались без работы. Их переделали в легкие танки для RAF, скрестив в Rolls-Royce Armoured Car.
Между тем, во всё том же 1923 году случилось важное событие. На должность главного генерала по вооружению вступил генерал-лейтенант сэр Джеймс Фредерик Ноэл Бирч. Начинал он в кавалерии, но с тем нюансом, что имел прямое отношение к артиллерии. Вопросы повышения мобильности артиллерии для него были совсем не праздными. Незадолго до нового назначения Бирч стал командующим Королевской конной артиллерией, которая была заинтересована в механизации. Более того, у Бирча и Vickers имелись плотные связи, так что к программе 18-pdr Transporter он имел самое прямое отношение. Как и к тому, что происходило далее.Испытания 18-pdr Transporter и No.2 Dragon показали, что идея с закатыванием орудия внутрь не имела особого смысла. Время приведения в боевое положение оказалось тем же, что и у буксируемой артиллерии. Поэтому в 1923 году от Военного Министерства поступило новое задание - создать “самоходный лафет” с использованием только качающейся части орудия. Задание разделили на 2 части. 18-фунтовое орудие досталось Vickers, в случае же с Armstrong Whitworth было дано задание на легкий транспортер для 13-фунтовой (76-мм) зенитной пушки QF 13-pounder 9 CWT. Опционально это же шасси предполагалось использовать и для установки 3,7-дюймовой гаубицыРезультатом работ Armstrong Whitworth стало создание в 1924 году Light Artillery Transporter. Конструкция шасси (оно создавалось по опыту разработки Medium Dragon Mk II) стала более прогрессивной, а силуэт машины оказался куда ниже. Правда, на этом преимущества заканчивались. Light Artillery Transporter представлял собой “тачанку”, то есть орудие могло вести огонь только назад. Мощности 48-сильного мотора AEC было маловато, а боевая ценность машина оказалась сомнительной. По этой причине в 1925 году работы по Light Artillery Transporter прекратили.Совсем иная ситуация была с заданием по “самоходному лафету” для 18-фунтового орудия. Часто указывается на то, что при создании Tractor Mounting SP for QF 18 pr, так официально именовалась САУ, использовалось шасси Medium Tank Mk.II. На самом деле это утверждение далеко от истины. Новое шасси являлось прямым развитием 18-pdr Transporter, а легкие танки Vickers, позже ставшие средними. Не говоря уже о том, что Medium Tank Mk.II появился даже чуть позже Tractor Mounting SP for QF 18 pr. Даже с точки зрения компоновочных решений САУ и танк немного отличались. V-образный двигатель воздушного охлаждения Armstrong Siddeley мощностью 90 лошадиных сил размещался там же, то есть спереди-слева, но трансмиссию пришлось переделывать. Компоновочные решения заставили делать в кормовой части полностью закрытое отделение, что привело к удлинению корпуса. Число опорных катков выросло до 13 штук, их сгруппировали в 5 тележек, 2 катка спереди и 1 сзади имели индивидуальную подвеску. Общая длина выросла до 5816 мм, а боевая масса составила 10,5 тонн.Удлинение шасси было связано с крайней специфичным заданием, которое поставило Военное Министерство. Собственно говоря, идеологически новая концепция САУ исходила от генерала Бирча, поэтому Tractor Mounting SP for QF 18 pr более известна как Birch Gun. Почти по центру машины разместилась установка 18-фунтового орудия. Теперь это было скорее не полевое, а универсальное орудие. Оно имело круговой сектор обстрела, а вертикальные углы наводки составляли от -5 до +70 градусов. Раздельная наводка по вертикали и горизонтали также была более характерной для зенитных орудий. Таким образом, расчет Birch Gun мог вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Вполне внушительным был и боезапас - 73 унитара.Первый образец САУ, позже получивший обозначение Birch I, был изготовлен к сентябрю 1924 года. В отличие от последующих образцов, он не получил регистрационного номера Военного Министерства. 22 сентября 1924 года САУ прибыла в Фарнборо, где находился танковый исследовательский центр. Машина получила местный регистрационный номер H2466. Далее, в конце октября 1924 года, САУ направили в 28-ю полевую батарею IX полевой бригады Королевской артиллерии. Машина стала своеобразным испытательным стендом, на котором отрабатывали концепцию самоходной артиллерии. Vickers создавала САУ не в одиночку. Как и в случае с легкими танками, работы шли в связке с Королевским арсеналом в Вулидже. Впрочем, на сей раз арсенал являлся скорее смежником по разработке артиллерийской части. Birch I, как и последующие образцы, собирался на головном заводе Vickers в Шеффилде. У арсенала хватало и своих заказов, а САУ требовалось, для начала, обкатать.
Надо сказать, что концепция Birch Gun вызвала в основном положительную реакцию. За счет того, что САУ была легче танка, подвижность Birch I оказалась более высокой. В отчетах указывалось, что средняя скорость передвижения была как минимум не ниже буксируемых орудий, которые тащили за тягачами. Правда, на тестах хорошо было видно, что удобно размещался только часть расчета. Экипаж составлял 6 человек (механик-водитель, командир, двое наводчиков и двое заряжающих), сиденья имелись не у всех. Впрочем, поговорка про “лучше плохо ехать, чем хорошо идти” - она общемировая. Не понравилось артиллеристам и то, что отсутствовала броневая защита орудия.Имелись, впрочем, и куда более серьёзные проблемы. Универсальность - дело, конечно, хорошее, но испытания, проведенные в Уотчете, показали ряд недостатков. Во-первых, 70 градусов вертикальной наводки оказалось мало. Во-вторых, при стрельбе САУ начинала раскачиваться, на то, чтобы тряска прекратилась, требовалось 4 секунды. Это, естественно, не способствовало улучшению меткости стрельбы. На Vickers предложили систему блокировки подвески при стрельбе, но от нее отказались. Решение проблемы так и зависло, впрочем, ряд проблем с подвеской, расходом топлива и перегревом тормозов являлся равнозначным и для танков Vickers.Так или иначе, но испытания 1924-25 годов показали, что сама по себе концепция Birch Gun получилась вполне удачной. Это привело к тому, что в сентябре 1925 года Vickers получил заказ на еще 4 САУ, получивших обозначение Mounting SP QF 18 pr Mk.IA. По факту Mk.IA обозначалась только одна САУ, остальные получили индексы от Mk.IB по Mk.ID. Также они получили регистрационные номера D 189-D 191. Разброс по модификациям, на самом деле, почти ничего не означал, конструктивно разницы между ними практически не было. Кроме того, все эти образцы, изготовленные в период с июня по осень 1926 года, известны как Birch II. Отличить вторую серию Birch Gun от предшественника несложно. Для начала, при проектировании учитывался опыт разработки не только Birch I, но и Medium Tank Mk.II. Ходовую часть прикрыли бортовыми экранами, установили более удачные штампованные траки No.3, внесли соответствующие изменения в моторно-трансмиссионную группу. Угол возвышения орудия подняли до 85 градусов, а боезапас вырос до 80 унитаров. Разумеется, масса выросла - до 11,6 тонн, но подвижность почти не снизилась.Куда более эффектным оказалась дальнейшая демонстрация преимуществ самоходной артиллерии. В рамках маневров проводились показательные выступления, в ходе которых техника преодолевала холмистую местность. И вот тут преимущество оказалось явно на стороне Birch II. САУ уверенно прошмыгнули мимо полугусеничного тягача Burford Kegresse с 3,7-дюймовой гаубицей, для которого подъем был слишком крутым. Не менее важным моментом стало то, что в боевое положение Birch II можно было перевести за считанные секунды, для буксируемой артиллерии немыслимые цифры.
Первые тесты Birch II состоялись летом 1926 года в Фарнборо, но звёздный час орудий случился 13 ноября 1926 года. В рамках демонстрации правительствам доминионов новой военной техники состоялись маневры, проведенные в Кимберли. В них самое активное участие приняла батарея из 4 Birch II, которые эффектно прошли вдоль трибун, после чего провели имитацию зенитных стрельб по летящим сверху самолетам. Двигались боевые машины как минимум не медленнее Medium Tank Mk.I и Mk.II, а также полугусеничных тягачей.
Проведенная демонстрация оказалась, безусловно, “реклaмной” акцией, с ее помощью метрополия ожидала заказов на новые образцы. Тем не менее, преимущества Birch Gun над буксируемой артиллерией не являлись профанацией. Аналогичные результаты были показаны и далее. Батарею Birch II включили в состав 20-й полевой батареи IX-й полевой бригады Королевской артиллерии. В феврале 1927 год прошли маневры в Вуле, где САУ показали ровно те же результаты. Казалось, что вопрос о дальнейших заказах решен, но не всё так просто. Для начала, проблема с раскачкой при зенитной стрельбе никуда не делась. Вопрос повышения устойчивости при зенитной стрельбе снова оказался на повестке дня. Ничуть не менее важным оказался и финансовый вопрос. Каждая САУ обходилась в 12250 фунтов стерлингов, это цена трех Medium Tank Mk.II. Для пушки, даже самоходной, ценник запредельный. Наконец, установленный орудийный щит признали недостаточным для защиты от вражеского огня. Да и сама защита оказалась весьма условной. 6 мм брони могли остановить винтовочную пулю, выпущенную на дистанции в 500 метров. Никуда не делись и недостатки, присущие танку. Бензиновый мотор отличался прожорливостью, на 100 километров пути Birch Gun потреблял 266 литров топлива. Повышение массы повлияло и на тепловой режим тормозов. Кроме того, имелись некоторые проблемы с маневренностью. Более длинный корпус означал, что поворачивала машина хуже.
На судьбу Birch Gun повлияло еще несколько событий. Во-первых в 1927 году сэр Ноэл Бирч покинул свой пост, перейдя на должность директора Vickers (уже вскоре он стал Vickers-Armstrongs). Генерал-лейтенант сэр Вебб Гиллман был настроен более консервативно, а еще он умел считать деньги. По его мнению, следовало развивать программу гусеничных тягачей Dragon, и нельзя сказать, что сэр Гиллман оказался неправ. На тот промежуток времени пучок Vickers Light Dragon выглядел более адекватно, чем 1 Birch Gun. Во-вторых, по результатам войсковых испытаний было принято решение, что идея универсальной САУ оказалась ошибочной. В декабре 1927 года Vickers получил заказ на еще 2 САУ Mounting SP QF 18 pr Mk.IE. Известны они как Birch III, изготовили образцы с регистрационными номерами D 416 и D 417 в первой половине 1928 года. При создании Birch III основной упор был сделан на защищенности расчета. Механик-водитель получил рубку, открытую сверху, а боевое отделение превратилось в полуоткрытую башню. Это привело к тому, что САУ по высоте стала близкой к танку, а угол возвышения снизился до 37 градусов. Выросла и масса - до 12 тонн. При этом боезапас подняли до 88 унитаров.
Появление Birch III совпало с новой чередой событий. Еще в мае 1927 года Birch II передали в Экспериментальные Механизированные Силы (EMF), которыми командовал полковник Джон Фуллер. Тем самым создавался механизированный кулак, который должен был порвать в пух и прах традиционные части. Но маневры показали иное. Плохо организованная связь привела к поражению EMF, что стало началом конца. При этом мало кто обратил внимание на то, что Birch Gun хорошо показала себя как средство поддержки танков. Отчасти выводы этих маневров легли в основу разработки Birch III. Но уже в 1928 году над EMF стали сгущаться тучи. Сначала их переименовали, а в начале 1929 года расформировали.
После того, как EMF расформировали, необходимость в САУ, тем более такой дорогой, отпала. Тем не менее, определенные выводы из этой истории были сделаны. Во-первых, идея универсальной САУ оказалась неправильной. Во-вторых, отчасти Birch III, появившаяся последней, стала отправной точкой для нового типа истребителей танков. Идея скоростного истребителя танков на гусеничном шасси и с башней кругового вращения явно растет из Birch Gun. Первыми этой идеей воспользовались немцы, но лучше всего эту концепцию реализовали американцы. По иронии судьбы, наименьшую выгоду из истории Birch Gun получили английские военные. Бодро начав, они далее совершили ряд странных поступков. Не стоит удивляться, что к началу Второй мировой войны самоходная артиллерия у англичан находилась в зачаточном состояни
В игре
Спойлер
В одну вкладку в Gun Carrier (3-in), БР 3.3
Будет просто затычкой между Gun Carrier (3-in)(3.0) и Ахилесом (3.7)
Источник
Спойлер
Так-же была Birch Gun Mk.I, но она отличалась меньшим БК, УВН, калибром, скоростью, меньшою длинною и бронёй. Также была Birch Gun Mk.III, она стала защищёней (без открытой рубки), с большим БК и меньшими УВН