БТР-4 «Буцефал» — семейство украинских бронетранспортёров.
БТР-4 предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР может быть базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. БТР способен вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях применения противником оружия массового поражения. Может выполнять поставленные задачи как днём, так и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья.
Описание
Концепция бронемашины разработана в начале 2000-х Харьковским конструкторским бюро машиностроения . Демонстрационный прототип впервые был представлен публике в июне 2006 года на выставке «Авіасвіт-21» в Киеве. Десантные испытания бронетранспортера завершились в январе 2007 года. Серийное производство началось в 2008 году после получения одобрения от Министерства обороны Украины.
24 июля 2012 БТР-4Е был принят на вооружение Вооруженных сил Украины. В мае 2016 г. Президент Украины Петр Порошенко наградил разработчиков БТР-4Е Государственной премией Украины в области науки и техники. Почетное отличие получили специалисты ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. А. Морозова».
На сегодняшний день основными эксплуатантами БТР-4 в разных модификациях являются: Украина (Национальная гвардия Украины, Вооруженные Силы Украины), Ирак, Нигерия, Индонезия, США.
Модификации
- БТР-4А – вариант с двигателем Iveco + боевой модуль «Гром» (заказ МО Украины). Может быть укомплектован башней от БТР-80 , БМП-1 , БМП-2 или боевыми модулями БАУ 23х2, Шквал, Штурм. Возможна установка башни БМП-3 после доработки подбашенного листа.
- БТР-4В – вариант с боевым модулем БМ-7 «Парус», силовой установкой с дизельным двигателем немецкой фирмы «Deutz» мощностью 442 л. и автоматической коробкой переключения передач американской фирмы «Allison» для прежнего предполагаемого контракта с Македонией.
- БТР-4МВ – модификация впервые была представлена в феврале 2013 года . Конструкция бронемашины претерпела следующие изменения по сравнению с базовой модификацией: новая форма корпуса в носовой части, отсутствующее бронестекло и боковая дверь, посадка водителя и командира осуществляется через отдельные люки, в кормовой части установлена апрель. Бронезащита обеспечивает баллистическую защиту третьего уровня по стандарту STANAG 4569 . Броня корпуса выдерживает попадание шара 7,62×54 мм на дальности 30 метров, а в лобной проекции защита соответствует уровню «3+» и выдерживает попадание пули 12,7×99 мм на дальности 30 метров. Бронеавтомобиль оснащается боевым модулем БМ-7 “Парус”. Автомобиль комплектуется двигателем Deutz BF6M1015CP мощностью 450 л. Запас хода - 670 км.
- БТР-4МВ1 — модель, представленная в октябре 2017 года, получила систему кругового обзора , кардинальные изменения в комплектации и дополнительную защиту, отсутствуют боковые двери.
- БТР-4Е – линейный вариант с боевым модулем БМ-7 «Парус», разработанный для Ирака.
- БТР-4Е1 — вариант бронированной машины с дополнительной защитой, изготовленной ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А. А. Морозова» (ГП «ХКБМ») в марте 2014 года. БТР-4Е1 расширяет семейство бронированных машин с колесной формулой 8×8, уже находящееся в серийном производстве. ГП «ХКБМ» разработало и изготовило опытный образец и комплект навесной брони для него, позволяющий существенно повысить защиту экипажа и десанта БТР-4Е1. При этом броня может устанавливаться и демонтироваться силами экипажа в полевых условиях, в зависимости от выполняемой боевой задачи и уровня угрозы.
- БТР-4М — модификация, созданная для морской пехоты ВМС Индонезии , имеет двигатель Deutz, боевой модуль БМ-7 «Парус» и дополнительные элементы корпуса, улучшающие мореходные характеристики.
- БТР-4ЭП «Плавець» – версия с улучшенными водоходными характеристиками. БТР получил дополнительные поплавки, кроме того, воздухозаборник двигателя вынесен выше корпуса. Это позволяет бронемашине высаживаться в море из десантных кораблей.