Добавление советских БАБАХ!

Голосование за добавление советских Бабах

2С4 “Тюльпан”

Спойлер

2С4 «Тюльпан» (индекс ГАБТУ — объект 305) — советский 240-мм самоходный миномёт особой мощности.Разработан на Уральском заводе транспортного машиностроения. Главный конструктор шасси — Г. С. Ефимов, 240-мм миномёта 2Б8 — Ю. Н. Калачников. «Тюльпан» предназначен для уничтожения укреплённых зданий, фортификационных сооружений, скоплений живой силы и вооружения и военной техники противника, а также уничтожения объектов и целей, поражение которых другим артиллерийским орудиям недоступно.

История создания

Спойлер

В 1945 году закончилась Вторая мировая война, к тому времени на вооружении Советского Союза состояли в основном противотанковые и штурмовые САУ. Основным применением таких САУ было непосредственное сопровождение пехоты и танков и стрельба по вражеским целям прямой наводкой. В то же время в западных странах и США имелись САУ, предназначенные для ведения огня с закрытых позиций. Постепенно самоходная артиллерия в этих странах начала вытеснять буксируемую. Незаменимость самоходной артиллерии в локальных конфликтах стала очевидна, поэтому в период с 1947 по 1953 год были проведены изыскания по созданию новых самоходных гаубиц, однако в 1955 году по указанию Н. С. Хрущёва большинство работ по самоходной артиллерии было прекращено. Некоторое время спустя Министерство обороны СССР пришло к выводам, что стратегическая ядерная война маловероятна, так как приведёт к уничтожению обеих воюющих сторон. При этом более реальными могли стать локальные конфликты с использованием тактических ядерных вооружений. В 1964 году был проведён теоретический анализ, результаты которого показали, что использование самоходной артиллерии совместно с командно-штабными машинами существенно снижает время выполнения огневой задачи, а также уменьшает количество привлекаемого личного состава в артиллерийских группировках и обслуживающих машин в дивизионе.
С отставкой Н. С. Хрущёва разработка самоходной артиллерии в СССР была возобновлена. В 1965 году Министром обороны СССР была утверждена программа развития артиллерийского вооружения, предусматривающая разработку комплексов состоящих из командно-штабных машин и самоходных артиллерийских орудий. В 1966 году в ОКБ-3 Уральского завода транспортного машиностроения под руководством главного конструктора Г. С. Ефимова была начата разработка нового 240-мм самоходного миномёта, а в 1967 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 609—201 от 4 июля. В соответствии с этим постановлением была официально начата разработка ОКР под наименованием «Тюльпан» (индекс ГРАУ — 2С4). Головным разработчиком 2С4 был назначен Уральский завод транспортного машиностроения, миномёт 2Б8 проектировался в СКБ Пермского машиностроительного завода имени В. И. Ленина. Вследствие высокой силы сопротивления откату в 400 тс было решено произвести разгрузку шасси САУ и в боевом положении миномёт устанавливать на опорную плиту, упирающуюся в грунт. В период с мая по июнь 1969 года было закончено изготовление первых трёх опытных образцов, а к 20 октября были завершены заводские испытания, после чего опытные образцы были направлены на полигонные испытания. После завершения испытаний в 1971 году самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан» был принят на вооружение Советской армии. «Тюльпан» должен был поступить на вооружение дивизионов артиллерии резерва Верховного Главнокомандования для замены 240-мм буксируемых миномётов М-240.

Описание конструкции

Спойлер

Броневой корпус
Самоходный миномёт 2С4 в боевом положении. Музей пермской артиллерии.
Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан» выполнен по оригинальной безбашенной схеме с открытой установкой орудия. Корпус машины сварен из стальных броневых катаных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. В передней части корпуса по правому борту расположено моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находится место механика-водителя с органами управления шасси. За сиденьем механика водителя установлено рабочее место командира машины с поворотной башенкой. В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое отделение. В средней части корпуса установлены механизированные укладки барабанного типа для размещения возимого боекомплекта. По обеим сторонам укладок вдоль бортов размещены сиденья членов экипажа. По правому борту в передней части находится сиденье оператора, в задней — наводчика. По левому борту установлено сиденье оператора. В кормовой части корпуса установлены два топливных бака. На верхнем кормовом листе корпуса установлены балки с шарнирами, на которых закреплена артиллерийская часть самоходного миномёта. Миномёт 2Б8 имеет два положения — походное и боевое. В походном положении плита с миномётом размещены на крыше корпуса. В боевом — миномёт откидывается назад с помощью гидравлической системы и устанавливается на плиту, упирающуюся в грунт
Вооружение
Основным вооружением является казнозарядный 240-мм миномёт 2Б8. Миномёт крепится рамой опорной плиты к балкам на верхнем кормовом листе корпуса шасси 2С4. Для грубой наводки в вертикальной плоскости (выставление прицела) и заряжания миномёта используется гидросистема. В горизонтальной плоскости и для точной наводки (выставление точных значений прицела и угломера) используется ручной привод. Заряжание миномёта происходит при горизонтальном положении ствола. Из механизированных боеукладок мина подаётся на направляющие, после чего оператор снаряжает мину необходимым зарядом, затем производится автоматическая досылка выстрела в канал ствола. Для заряжания с грунта миномёт 2С4 оборудован специальной лебёдкой. Выстрел производит наводчик орудия при помощи специального выносного пульта. Возимый боекомплект «Тюльпана» составляет либо 20 фугасных артиллерийских мин, либо 10 активно-реактивных. Максимальная скорострельность при угле возвышения 60° и среднем положении ствола — 1 выстрел за 62 секунды
В основной боекомплект миномёта 2Б8 входят фугасные мины 53-Ф-864 с максимальной дальностью стрельбы в 9,65 км, а также активно-реактивные мины 3Ф2 с максимальной дальностью стрельбы в 19,69 км. В 1982 году на вооружение 2С4 был принят корректируемый снаряд «Смельчак». Кроме того, для 240-мм миномётов М-240 и 2С4 разработаны: зажигательные мины «Сайда», снаряжённые напалмом и образующие устойчивые очаги возгорания на площади 7850 м² вокруг центра разрыва снаряда, кассетные мины «Нерпа», снаряжённые осколочно-фугасными боевыми элементами 3ОФ16, ядерные снаряды мощностью 2 килотонны в обычном и активно-реактивном варианте, а также нейтронные снаряды «Смола» и «Фата». Дополнительно самоходный миномёт 2С4 оборудован 7,62-мм пулемётом ПКТ. Пулемёт установлен на вращающейся башенке командира, углы вертикального наведения составляют от −6° до +15°, а горизонтального — от 164° влево до 23° вправо. Для личного оружия расчёта миномёта предусмотрены два крепления под автоматы АКМС, а также крепление для сигнального пистолета. Для борьбы с бронетехникой противника в корпусе САУ имеются крепления для противотанкового гранатомёта РПГ-7В. В возимый боекомплект дополнительного вооружения входят: 1500 патронов для пулемёта, 600 патронов для автоматов, 18 ракет к сигнальному пистолету и 2 гранаты для противотанкового гранатомёта.
Двигатель и трансмиссия
В 2С4 установлен V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У семейства В-46 жидкостного охлаждения с иннерционным наддувом мощностью 520 л. с. Кроме дизельного топлива, двигатель имеет возможность работы на керосине марок ТС-1, Т-1 и Т-2[9].
Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарным механизмом поворота. Имеет шесть передних и две задних передачи. Максимальная теоретическая скорость движения на шестой передней передаче составляет 62,8 км/ч. На второй задней передаче обеспечивается скорость движения до 14 км/ч.
Ходовая часть
Ходовая часть 2С4 представляет собой модифицированное шасси СПТП СУ-100П и состоит из шести пар обрезиненных опорных и четырёх пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней — ведущие. Гусеничная лента состоит из мелких звеньев с резинометаллическими шарнирами цевочного зацепления. Ширина каждого трака 484 мм при шаге 125 мм. Подвеска 2С4 — индивидуальная торсионная. На первом, шестом опорных катках установлены двухсторонние гидроамортизаторы.

Характерситики

Спойлер

Классификация самоходный миномёт особой мощности
Боевая масса, 27,5 т
Компоновочная схема переднемоторная с открытой установкой орудия
Экипаж, чел. 5
Длина корпуса, 7940 мм (на марше)
Ширина, 3250 мм
Высота, 3255 мм (на марше)
База, 4960 мм
Колея, 2720 мм
Клиренс, 450 мм
Бронирование
Тип брони противопульная
Лоб корпуса, мм/град. 30
Вооружение
Длина ствола, калибров 20,83
Углы ВН, град. +50…+80°
Углы ГН, град.
При угле ВН +50° −10…+10°
При угле ВН +80° −41…+41°
Дальность стрельбы, км
0,8…19,81
Прицелы МП-46М, ТКН-3А
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ
Двигатель В-59У
Общие данные
Тип дизельный
Производительность Максимальная мощность 520 л. с., при 2000 об/мин Максимальный крутящий момент 2059 Н·м, при 1200—1400 об/мин
Максимальные обороты 2000
Камера сгорания
Конфигурация V12
Объём 38 880 см3
Цилиндров 12
Диаметр цилиндра 150 мм
Ход поршня 180 мм
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1л-6п-5л-2п-3л-4п- -6л-1п-2л-5п-4л-3п
Степень сжатия 15
Питание
Рекомендованное топливо многотопливный
Охлаждение жидкостное
Расход топлива при смешанном цикле 180—220
Расход топлива на трассе 165
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, 62,8 км/ч
Скорость по пересечённой местности, 25—30 км/ч
Запас хода по шоссе, 500 км
Ёмкость топливных баков, 830 л
Удельная мощность, л. с./т 19
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,605
Преодолеваемый подъём, град. 30°
Преодолеваемая стенка, 0,7 м
Преодолеваемый ров, 2,55 м
Преодолеваемый брод, 1,0 м

Фото

Спойлер

600px-ParkPatriot2015part5-53
600px-Самоходный_миномет_2С4_«Тюльпан»_в_Музее_отечественной_военной_истории
600px-240-mm_self-propelled_mortar_2B8_(SAC-2S4)
548px-ParkPatriot2015part5-54

2С5 “Гиацинт-С”

Спойлер

2С5 «Гиацинт-С» (индекс ГАБТУ — объект 307) — советская 152-мм армейская самоходная пушка[2]. Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения. Главный конструктор шасси — Г. С. Ефимов, 152-мм пушки 2А37 — Ю. Н. Калачников, 152-мм боеприпасов — А. А. Каллистов. Предназначена для подавления и уничтожения средств ядерного нападения, поражения органов управления, тылов, живой силы и боевой техники противника в местах сосредоточения и в опорных пунктах, а также для разрушения фортификационных сооружений.

История создания

Спойлер

С отставкой Н. С. Хрущёва, после почти десятилетнего перерыва, работы по артиллерийскому вооружению в СССР были возобновлены. Сначала на базе отдела ракетного вооружения Третьего центрального научно-исследовательского института, а затем уже во вновь воссозданных подразделениях артиллерийского вооружения. В 1965 году Министром обороны СССР была утверждена программа развития артиллерии. К этому моменту на вооружении армии США уже состояли корпусные САУ M107. В то же время результаты применения пушек М-46 в артиллерийской дуэли между Китаем и Тайванем показали недостаточную дальность стрельбы советской корпусной артиллерии, поэтому назрела необходимость разработки новой системы повышенной дальности стрельбы. В период с 1968 по 1969 год 3 ЦНИИ совместно с предприятиями оборонной промышленности выполнил НИР «Успех», в рамках которой был определён облик перспективных артиллерийских систем и их направления развития вплоть до 1980 года, а 8 июня 1970 года выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 427—151. В соответствии с этим постановлением была официально начата разработка новой 152-мм корпусной пушки как в буксируемом, так и в самоходном варианте.
Предварительно, 27 ноября 1968 года Министерство оборонной промышленности утвердило решение № 592, предписывающее начало научно-исследовательской работы по созданию замены буксируемой пушки М-46. В ходе исследований были проработаны три варианта САУ. Первый — с открытой установкой орудия, второй — с рубочной установкой орудия, третий — с закрытой установкой орудия во вращающейся башне. В сентябре 1969 года материалы аванпроекта были рассмотрены комиссией Министерства обороны СССР. По результатам работ было выяснено, что оптимальной для новой самоходной пушки будет открытая установка орудия. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Гиацинт-С» (индекс ГРАУ — 2С5). «Гиацинт» должен был поступить на вооружение артиллерийских полков и бригад корпусов и армий для замены 130-мм пушек М-46 и 152-мм пушек М-47.
Головным разработчиком 2С5 был назначен Уральский завод транспортного машиностроения, пушка 2А37 проектировалась в СКБ Пермского машиностроительного завода имени В. И. Ленина, за боеприпасы отвечал московский Научно-исследовательский машиностроительный институт. К весне 1971 года на Пермском машиностроительном заводе были изготовлены две баллистические установки с длиной ствола в 7200 мм для отработки боекомплекта орудия. Однако в результате несвоевременной поставки гильз испытания были начаты только в сентябре 1971 года и продолжались вплоть до марта 1972 года. Испытания показали, что снаряды при использовании полного заряда массой 18,4 кг имели начальную скорость 945 м/с, а дальность 28,5 км. На усиленном заряде массой 21,8 кг дальность составляла 31,5 км, а начальная скорость — 975 м/с. При этом отмечалось сильное воздействие дульной волны. Для устранения этого замечания масса порохового заряда была уменьшена до 20,7 кг, а также введена гладкая насадка на ствол орудия. В апреле 1972 года конструкция орудия была доработана, а к концу года на Уральский завод транспортного машиностроения были отправлены два опытных образца пушки 2А37 для установки в самоходное шасси. Опытные образцы САУ 2С5 были отправлены сначала на заводские, а затем на полигонные испытания. К 1974 году полный цикл испытаний САУ «Гиацинт-С» был завершён, после чего началась подготовка производства к серийному изготовлению.
В это же время на базе 2С5 разрабатывался и другой вариант САУ под обозначением 2С11 «Гиацинт-СК». Отличием от базового образца был картузный метод заряжания, призванный уменьшить стоимость производства зарядов за счёт исключения из состава латунных гильз[7]. В ходе работы был использован научно-технический задел по картузным вариантам самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация», однако окончательно к производству был принят вариант с раздельно-гильзовым заряжанием. 20 января 1975 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 68—25 самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С» была принята на вооружение Советской Армии.

Описание конструкции

Спойлер

Броневой корпус
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С» выполнена по безбашенной схеме с открытой установкой орудия. Корпус машины сварен из стальных броневых катанных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. В передней части корпуса по правому борту расположено моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находится место механика-водителя с органами управления шасси. За сиденьем механика водителя установлено рабочее место командира машины с поворотной башенкой. В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое отделение. В средней части корпуса установлены механизированные укладки для размещения возимого боекомплекта. По обеим сторонам укладок вдоль бортов размещены сидения членов экипажа. По правому борту в передней части находится сидение оператора, в задней — наводчика. По левому борту установлено сиденье оператора. В кормовой части корпуса установлены четыре топливных бака, механизм стопорения подающих лотков и люк для подачи боеприпасов из боевого отделения. На кормовом листе корпуса установлены балки с шарнирами, на которых закреплена опорная плита САУ. На крыше на поворотной платформе установлена артиллерийская часть самоходной пушки. Пушка 2А37 имеет два положения — походное и боевое. В походном положении опорная плита поднята вертикально и находится за задним кормовым листом. В боевом — плита откидывается назад с помощью гидравлической системы и упирается в грунт. Механизм заряжания и механизированная укладка обеспечивают автоматизированный цикл заряжания. Механизм заряжания полуавтоматический с цепным транспортёром и электроприводом. С помощью механизма заряжания, элементы выстрелов перемещаются на линию досылания. При стрельбе подача выстрелов может осуществляться не только из боеукладки, но и с грунта. В боевом положении САУ, наводчик находится вне корпуса машины на поворотной платформе слева от пушки у прицельных приспособлений. Для защиты от пуль и осколков, рабочее место наводчика оборудовано броневой амбразурой. В передней части машины на нижней части лобового листа установлен отвал для самоокапывания. Толщина лобового листа составляет 30 мм.
Вооружение
Основным вооружением является 152-мм пушка 2А37, обладающая максимальной скорострельностью 5—6 выстрелов в минуту. Основными узлами орудия 2А37 являются: ствол, затвор, электрооборудование, досылатель, противооткатные устройства, верхний станок, ограждение, уравновешивающий, поворотный и подъёмный механизмы. Ствол орудия представляет собой трубу-моноблок соединённую с казёнником муфтой, на дульном срезе трубы закреплён дульный тормоз с эффективностью 53 %. В казённике расположен горизонтально-клиновой затвор с полуавтоматикой скалочного типа. Цепной досылатель снаряда и заряда, предназначен для облегчения работы заряжающего. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и пневматического накатника, заполненного азотом. Подъёмный и поворотный механизмы секторного типа, обеспечивают наведение орудия в диапазоне углов от −4 до +60° по вертикали и от −15 до +15° по горизонту. Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия. Верхний станок с орудием устанавливаются на центральный штырь в задней части крыши корпуса шасси 2С5. Откидная опорная плита, размещённая в корме корпуса, передаёт усилия выстрела на грунт, обеспечивая большую устойчивость САУ. Возимый боекомплект самоходной пушки «Гиацинт-С» составляет 30 выстрелов. Масса качающейся части — 3800 кг.
В основной боекомплект пушки 2А37 входят осколочно-фугасные снаряды 3ОФ29 с максимальной дальностью стрельбы в 28,5 км, а также снаряды 3ОФ59 с улучшенной аэродинамической схемой и максимальной дальностью стрельбы в 30,5 км. В настоящее время для 2С5 разработаны высокоточные снаряды «Краснополь» и «Сантиметр», для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ. При стрельбе управляемыми снарядами используется специальный заряд, отличный от применяемых в САУ 2С3 и 2С19[15]. Кроме обычных типов боеприпасов, «Гиацинт-С» может вести огонь специальными ядерными боеприпасами 10 типов мощностью от 0,1 до 2 кт в тротиловом эквиваленте. Дополнительно САУ 2С5 оборудована 7,62-мм пулемётом ПКТ. Пулемёт установлен на вращающейся башенке командира, углы вертикального наведения составляют от −6° до +15°, а горизонтального — от 164° влево до 8° вправо. Для личного оружия расчёта предусмотрены пять креплений под автоматы АКМС, а также крепление для сигнального пистолета. Для борьбы с бронетехникой противника в корпусе САУ имеется крепление для противотанкового гранатомёта РПГ-7В. В случае возникновения опасности нападения с воздуха, в САУ находится переносной зенитно-ракетный комплекс 9К32М «Стрела-2М». В возимый боекомплект дополнительного вооружения входят: 1500 патронов для пулемёта, 1500 патронов для автоматов, 20 ракет к сигнальному пистолету, 5 гранат для противотанкового гранатомёта и 2 ракеты для переносного зенитно-ракетного комплекса.
Средства наблюдения и связи
Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, а также для стрельбы из пулемёта, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3А с прожектором ОУ-3ГК. Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом ПГ-1М для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП-4М-91А для ведения огня по наблюдаемым целям. Место механика водителя оборудовано двумя призменными приборами наблюдения ТНПО-160, а также прибором ночного видения ТВН-2БМ для вождения в ночных условиях.
Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123[4]. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций[20]. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи Р-124[4].
Двигатель и трансмиссия
В 2С5 установлен V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59 жидкостного охлаждения с инерционным наддувом мощностью 520 л. с. Кроме дизельного топлива, двигатель имеет возможность работы на керосине марок ТС-1, Т-1 и Т-2.
Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарным механизмом поворота. Имеет шесть передних и две задних передачи. Максимальная теоретическая скорость движения на шестой передней передаче составляет 60 км/ч. На второй задней передаче обеспечивается скорость движения до 14 км/ч.
Ходовая часть
Ходовая часть 2С5 представляет собой модифицированное шасси СПТП СУ-100П и состоит из шести пар обрезиненных опорных и четырёх пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней — ведущие. Гусеничная лента состоит из мелких звеньев с резинометаллическими шарнирами цевочного зацепления. Ширина каждого трака 484 мм при шаге 125 мм. Подвеска 2С5 — индивидуальная торсионная. На первом и шестом опорных катках установлены двухсторонние гидроамортизаторы.

Характерситики

Спойлер

Классификация самоходная пушка
Боевая масса, 27,5 т
Компоновочная схема переднемоторная с открытой установкой орудия
Экипаж, чел. 5
Размеры
Длина корпуса, 8330 мм
Длина с пушкой вперёд, 8950 мм
Ширина, 3250 мм
Высота, 2760 мм
База, 4635 мм
Колея, 2720 мм
Клиренс, 450 мм
Бронирование
Тип брони противопульная
Лоб корпуса, мм/град. 30
Вооружение
Калибр и марка пушки 152-мм 2А37
Тип пушки
нарезная полуавтоматическая пушка
Длина ствола, калибров 47
Боекомплект пушки 30
Углы ВН, град. −2…+57°
Углы ГН, град. −15…+15°
Дальность стрельбы, 8-33,1км
Прицелы ПГ-1М, ОП-4М, ТКН-3А
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ
Двигатель В-59
Общие данные
Тип дизельный
Производительность Максимальная мощность 382 кВт (519 л. с.), при 2000 об/мин Максимальный крутящий момент 2059 Н·м, при 1200—1400 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация V12
Объём 38 880 см3
Цилиндров 12
Диаметр цилиндра 150 мм
Ход поршня 180 мм
Порядок работы цилиндров 1л-6п-5л-2п-3л-4п- -6л-1п-2л-5п-4л-3п
Степень сжатия 15
Питание
Рекомендованное топливо многотопливный
Охлаждение жидкостное
Расход топлива при смешанном цикле 180—220
Расход топлива на трассе 165
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, 62,8 км/ч
Скорость по пересечённой местности, 25—30 км/ч
Запас хода по шоссе, 500 км
Ёмкость топливных баков, 830 л
Удельная мощность, л. с./т 19
Тип подвески индивидуальная, торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,6
Преодолеваемый подъём, град. 30°
Преодолеваемая стенка, 0,7 м
Преодолеваемый ров, 2,5 м
Преодолеваемый брод, 1 м

фото

Спойлер





i (1)
i
600px-ParkPatriot2015part5-56

2С7 “Пион”

2С7 «Пион» Индекс ГАБТУ объект 216 советская 203-мм самоходная пушка
История

Спойлер

29 августа 1949 года была испытана первая советская атомная бомба: ядерным оружием стали обладать обе противоборствующие группировки (НАТО во главе с США и Организация Варшавского договора во главе с СССР). С наращиванием обеими сторонами конфликта стратегических ядерных вооружений стало очевидно, что тотальная ядерная война маловероятна и бессмысленна. Актуальной стала теория «ограниченной ядерной войны» с ограниченным применением тактического ядерного оружия. В начале 1950-х годов перед руководителями противоборствующих сторон возникла проблема доставки его боеприпасов. Основными средствами доставки для авиабомб являлись стратегические бомбардировщики B-29 с американской стороны и Ту-4 с советской; они не могли эффективно наносить удары по передовым позициям войск противника. В качестве наиболее подходящих средств рассматривались корпусные и дивизионные артиллерийские системы, тактические ракетные комплексы и безоткатные орудия. Первыми советскими артиллерийскими системами, вооружёнными ядерными боевыми припасами, стали самоходный миномёт 2Б1 и самоходная пушка 2А3, однако эти системы были громоздкими и не могли обеспечить требования по высокой мобильности. С началом бурного развития ракетного вооружения в СССР работы над большинством образцов классической артиллерии по указанию Никиты Хрущёва были прекращены.
После смещения Хрущёва с должности первого секретаря ЦК КПСС работы по артиллерийской тематике были возобновлены. К весне 1967 года был выполнен аванпроект новой сверхмощной самоходной артиллерийской установки (САУ) на базе танка «Объект 434» и деревянный макет в натуральную величину. Проект представлял собой САУ закрытого типа с рубочной установкой орудия конструкции ОКБ-2. Макет получил негативные отзывы от представителей Минобороны СССР, однако предложение о создании САУ особой мощности заинтересовало Министерство обороны СССР, и 16 декабря 1967 года приказом № 801 Министерства оборонной промышленности была начата научно-исследовательская работа по определению облика и базовых характеристик новой САУ.
Основным требованием, выдвинутым к новой САУ, была максимальная дальность стрельбы — не менее 25 км. Выбор оптимального калибра орудия по указанию ГРАУ выполняла Артиллерийская академия имени М. И. Калинина. В ходе работ были рассмотрены различные имевшиеся на вооружении и разработанные артиллерийские системы. Основными были 210-мм пушка С-72, 180-мм пушка С-23 и 180-мм береговая пушка МУ-1. По заключению Ленинградской артиллерийской академии, наиболее подходящим было признано баллистическое решение 210-мм пушки С-72. Однако, несмотря на это, завод «Баррикады» для обеспечения преемственности технологий изготовления уже разработанных орудий Б-4 и Б-4М предложил уменьшить калибр с 210 до 203 мм. Такое предложение получило одобрение в ГРАУ.
Одновременно с выбором калибра велись работы и по выбору шасси и компоновочной схемы для будущей САУ. Одним из вариантов было шасси многоцелевого тягача МТ-Т, выполненного на базе основного танка Т-64А. Такой вариант получил обозначение «Объект 429А». Прорабатывался также вариант на базе тяжёлого танка Т-10, получивший обозначение «216.сп1». По результатам работы выяснилось, что оптимальной будет открытая установка орудия, при этом для размещения нового орудия не подходит ни один из существующих типов шасси, вследствие высокой силы сопротивления откату в 135 тс при стрельбе. Поэтому было принято решение разрабатывать новую ходовую часть с максимально возможной унификацией по узлам с имевшимися на вооружении ВС СССР танками. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Пион» (индекс ГРАУ — 2С7). «Пион» должен был поступить на вооружение дивизионов артиллерии резерва Верховного Главнокомандования для замены 203-мм буксируемых гаубиц Б-4 и Б-4М.
Официально работы по новой САУ особой мощности были утверждены 8 июля 1970 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 427-161. Головным разработчиком 2С7 был назначен Кировский завод, пушка 2А44 проектировалась в ОКБ-3 волгоградского завода «Баррикады». 1 марта 1971 года были выданы, а к 1973 году утверждены тактико-технические требования на новую САУ. Согласно заданию, самоходная пушка 2С7 должна была обеспечивать безрикошетную дальность стрельбы от 8,5 до 35 км осколочно-фугасным снарядом массой 110 кг, при этом должна была обеспечиваться возможность стрельбы ядерным выстрелом 3ВБ2, предназначенным для 203-мм гаубицы Б-4М. Скорость движения по шоссе должна была быть не менее 50 км/ч.
Новое шасси с кормовой установкой орудия получило обозначение «216.сп2». В период с 1973 по 1974 год два опытных образца САУ 2С7 были изготовлены и направлены на испытания. Первый образец проходил ходовые испытания на полигоне Струги Красные. Второй образец проходил испытания стрельбой, однако выполнить требования по дальности стрельбы не смог. Проблема была решена подбором оптимального состава порохового заряда и типа выстрела. В 1975 году система «Пион» была принята на вооружение Советской армии. В 1977 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической физики для САУ 2С7 были разработаны и поступили на вооружение ядерные боеприпасы.

Описание конструкции

Спойлер

Броневой корпус
Самоходная пушка 2С7 «Пион» выполнена по безбашенной схеме с открытой установкой орудия в кормовой части САУ. В состав экипажа входят 7 (в модернизированном варианте 6) человек. На марше все члены экипажа размещены в корпусе САУ. Корпус разделён на четыре отделения. В передней части находится отделение управления с местом командира, механика-водителя и место для одного из членов расчёта. За отделением управления находится моторно-трансмиссионный отсек с двигателем. За моторно-трансмиссионным отсеком находится отделение расчёта, в котором расположены укладки со снарядами, место наводчика по походному и места для 3 (в модернизированном варианте 2) членов расчёта. В кормовом отделении находится откидная плита-сошник и орудие САУ. Корпус 2С7 выполнен из двухслойной противопульной брони с толщиной наружных листов 13 мм, а внутренних — 8 мм. Расчёт, находясь внутри САУ защищён от последствий применения оружия массового поражения. Корпус ослабляет действие проникающей радиации в три раза. Заряжание главного орудия при работе САУ осуществляется с грунта или с грузовика с помощью специального подъёмного механизма, установленного на платформе, с правой стороны относительно основного орудия. Заряжающий при этом находится слева от орудия, управляя процессом с помощью пульта управления.
Вооружение
Основным вооружением является 203-мм пушка 2А44, обладающая максимальной скорострельностью 1,5 выстрела в минуту (на модернизированном варианте до 2,5 выстрелов в минуту). Ствол орудия представляет собой свободную трубу, соединённую с казёнником. В казённике расположен поршневой затвор. Ствол орудия и противооткатные устройства размещаются в люльке качающейся части. Качающаяся часть закреплена на верхнем станке, который установлен на оси и закреплён намётками. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и двух пневматических накатников, расположенных симметрично относительно канала ствола. Такая схема противооткатных устройств позволяет надёжно удерживать откатные части орудия в крайнем положении до производства выстрела при любых углах вертикального наведения орудия. Длина отката при выстреле достигает 1400 мм. Подъёмный и поворотный механизмы секторного типа, обеспечивают наведение орудия в диапазоне углов от 0 до +60° по вертикали и от −15 до +15° по горизонту. Наведение может осуществляться как гидравлическими приводами, питающимися от насосной станции САУ 2С7, так и с помощью ручных приводов. Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия. Для облегчения работы членов расчёта САУ оборудована механизмом заряжания, обеспечивающим подачу выстрелов на линию заряжания и досылку их в камору орудия.
Откидная опорная плита, размещённая в корме корпуса, передаёт усилия выстрела на грунт, обеспечивая большую устойчивость САУ. На заряде № 3 «Пион» мог вести стрельбу прямой наводкой без установки сошника. Возимый боекомплект самоходной пушки «Пион» составляет 4 выстрела (для модернизированного варианта 8), в приданой к САУ транспортной машине перевозится основной боекомплект из 40 выстрелов. В основной боекомплект входят осколочно-фугасные снаряды 3ОФ43, кроме того могут использоваться кассетные снаряды 3-О-14, бетонобойные и ядерные боеприпасы. Дополнительно САУ 2С7 оснащается 12,7-мм зенитным пулемётом НСВТ и переносными зенитными ракетными комплексами 9К32 «Стрела-2».
Средства наблюдения и связи
Для наведения орудия место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом ПГ-1М для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП4М-99А для ведения огня по наблюдаемым целям. Для наблюдения за местностью отделение управления оборудовано семью призменными перископическими приборами наблюдения ТНПО-160, ещё два прибора ТНПО-160 установлены в крышках люков отделения расчёта. Для работы в ночных условиях часть приборов ТНПО-160 может быть заменена приборами ночного видения ТВНЕ-4Б.
Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123М. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций[17]. Переговоры между членами экипажа осуществляются через аппаратуру внутренней связи 1В116.
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки в 2С7 использовался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-46-1 жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 780 л.с. Дизельный двигатель В-46-1 был создан на базе двигателя В-46, устанавливаемого на танки Т-72. Отличительными особенностями В-46-1 являлись небольшие компоновочные изменения, связанные с его адаптацией под установку в моторно-трансмиссионное отделение САУ 2С7. Из основных отличий было изменённое местоположение вала отбора мощности. Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в моторно-трансмиссионном отделении установлена система подогрева, разработанная на базе аналогичной системы тяжёлого танка Т-10М. В ходе модернизации на САУ 2С7М силовая установка была заменена на многотопливный дизельный двигатель В-84Б мощностью 840 л.с. Трансмиссия механическая, с гидравлическим управлением и планетарным механизмом поворота. Имеет семь передних и одну заднюю передачи. Крутящий момент двигателя передаётся через конический редуктор с передаточным числом 0,682 на две бортовые коробки передач.
Ходовая часть
Ходовая часть 2С7 выполнена на базе основного танка Т-80 и состоит из семи пар сдвоенных обрезиненных опорных и шести пар одинарных поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней — ведущие. В боевом положении направляющие колёса опускаются на грунт для придания САУ большей устойчивости к нагрузкам при стрельбе. Опускание и поднятие осуществляется с помощью двух гидроцилиндров, закреплённых по осям колёс. Подвеска 2С7 — индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами.
Специальное оборудование
Подготовка позиции для стрельбы осуществлялась с помощью сошника в кормовой части САУ. Подъём и опускание сошника осуществлялись с помощью двух гидравлических домкратов. Дополнительно самоходная пушка 2С7 была оборудована дизельным генератором 9Р4-6У2 мощностью 24 л.с. Дизельный генератор был предназначен для обеспечения работы основного насоса гидравлической системы САУ во время стоянки, когда двигатель машины был выключен.

Характерситики

Спойлер

Классификация самоходная пушка большой мощности
Боевая масса, 45 т
Компоновочная схема с открытой установкой орудия
Экипаж, чел. 7
Размеры
Длина корпуса, 10 500 мм
Длина с пушкой вперёд, 13 200 мм
Ширина, 3380 мм
Высота, 3000 мм
Клиренс, 400 мм
Бронирование
Тип брони противопульная
Лоб корпуса (низ), мм/град. 12
Борт корпуса, мм/град. 8+13
Днище, 8—16 мм
Вооружение
Калибр и марка пушки 203-мм 2А44
Тип пушки нарезная пушка
Длина ствола, калибров 55,3
Боекомплект пушки 4 снаряда
Углы ВН, град. 0…+60°
Углы ГН, град. −15…+15°
Дальность стрельбы, км 8,4…47,5
Прицелы ПГ-1М, ОП-4М
Пулемёты 1 × 12,7-мм НСВТ
Двигатель В-46-1
Общие данные
Производитель ЧТЗ
Тип дизельный
Производительность
Максимальная мощность 780 л. с., при 2000 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация V12
Цилиндров 12
Диаметр цилиндра 150 мм
Ход поршня 180/186,7 мм
Тактность (число тактов) 4
Степень сжатия 14
Питание
Охлаждение жидкостное
Расход топлива при смешанном цикле 275—450
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 780
Скорость по шоссе, 50 км/ч
Запас хода по шоссе, 675 км
Ёмкость топливных баков, 1280 л
Удельная мощность, л. с./т 17,25
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,79
Преодолеваемый подъём, град. 25
Преодолеваемая стенка, 0,7 м
Преодолеваемый ров, 2,5 м
Преодолеваемый брод, 1,2 м

Фото

Спойлер

600px-203-mm_2S7_Pion_(6)
600px-Army-2018-29
600px-2S7_Pion_self-propelled_gun_in_Polish_service



  • За
  • Против
0 проголосовавших
3 лайка

Так тюльпану надо раскладываться…

10 лайков

у него вообще минимальная дальность стрельбы исчисляется в километрах. Потому что УВН начинаются с +50

13 лайков

удобненько

Технически можно стрелять почти вертикально вверх, но это удел людей со сторонним К2 софтом

6 лайков

Как ты представляешь геймплей на этом? Тем более в игре есть акация и гвоздика

Как на этой штуке целиться?

Обыкновено

А в игре как вы предлагаете на этом играть ?

И как в целом видите геймплей на данных машинах?

Ну, допустим с гиацинтом возможно поизвращаться, но вот пион неиграбелен - да.

так оно в игре не применимо

как и на катюше: нарисовать гидравлику и упираться кормой машины в препятствие, чтобы хотя бы горизонтально стрелять

1 лайк

Пион который будет отлетать от любого чиха в его сторону.

чиха эл-джи как-то играется ведь

До первого фугаса.

не факт. в момент выстрела никого на самой установке нет, а в походном положении срочники внутри сидят, так что улитка может сделать финт ушами и задраить люки.

Жаль что действительно стоящим машинам в теме, так много голосов против.
А очередным синим клонам только за, что за лицемерие.

2 лайка

потому-что в игре их не реализовать

2 лайка

Я надеюсь это шутка.

1 лайк

Там броня наврятли даже 76мм фугас выдержит. Одно попадание и чих пых, либо сделать как с машинками и сделать попадание рядом тоже фатальным.