История
В 1974 году Агентство по перспективным оборонным разработкам МО США объявило о необходимости создания полноценного самолета, изготовленного по стелс-технологиям. В конструкции такого самолета должны были найти воплощение радиопоглощающие материалы, специальные конструктивные элементы, позволявшие отражать радиолокационный сигнал в сторону, и другие элементы теории обеспечения малозаметности.
Говоря проще, при использовании фасеточных форм радиолокационный сигнал отражается не обратно в сторону источника излучения, что позволяет РЛС найти самолет, а в разные стороны - радар просто не видит самолет, поскольку не получает от него ответный сигнал. Самолет имеет угловатую многогранную конструкцию, практически все края в элементах его конструкции выполнены “пилообразными”, а фонарь кабины пилота был покрыт тонкой золотой пленкой.
Подразделение “Skunk Works” компании “Lockheed” получило контракт на разработку нового самолета в апреле 1976 года - необходимо было вначале построить два масштабных прототипа, первый из которых поднялся в воздух в 1977 году. Хотя оба этих масштабных прототипа были потеряны, полученный опыт оказался очень важным в ходе реализации программы создания F-117. В ноябре 1978 года “Lockheed” получила контракт на разработку полномасштабного самолета. В машине был реализован ряд улучшений, включая установку переработанного хвостового оперения - кили были наклонены не внутрь, а наружу.
Первый из пяти полномасштабных опытных самолетов был облетан 18 июня 1981 года, данные самолеты имели хвостовое оперение меньшей площади - в сравнении с серийными машинами. В октябре 1983 года состояния оперативной готовности достигло первое подразделение - в его составе было пять F-117A Nighthawk и 18 самолетов Vought A-7D (последние использовались в качестве самолетов поддержки и обеспечения). Пентагон признал существование F-117A только в ноябре 1988 года, а 19 декабря 1989 года самолет получил боевое крещение - две машины атаковали казармы в Рио Хата во время интервенции США в Панаму. Однако звездным часом самолета стала операция “Буря в пустыне”, в рамках которой 42 самолета совершали ночные вылеты с авиабазы Хамис-Мушаит в Саудовской Аравии для поражения важных целей в Ираке и оккупированном Кувейте. В конце 1990-х годов F-117A применялись против сербской армии, причем эта операция стала трагичной страницей в истории F-117A - в ходе одного из налетов один самолет-“невидимка” был сбит.
ВВС США планировали использовать F-117 Nighthawk лишь для уничтожения целей высокой степени важности - таких как узлы связи и командные пункты, командные центры системы ПВО, важные мосты, аэродромы и пр. Для эффективного решения данной задачи самолеты оборудовались высокоточной инерциальной навигационной системой и ИК-системой переднего обзора. После обнаружения цели пилот наводит перекрестие на экране ИК-системы переднего обзора на нее и выполняет захват цели, после чего данные целеуказания передаются в систему управления вооружением. В рассчитанной бортовой ЭВМ точке происходит сброс управляемых бомб с лазерным наведением, в определенный момент цель подсвечивается лучом лазера.
После войны в Персидском заливе компания “Lockheed” приступила к реализации программы повышения боевых возможностей самолета, получившей наименование OCIP (“Offensive Capability Improvement Program”). Под действие программы попадали 57 оставшихся F-117A - из поставленных 59 серийных самолетов и пяти предсерийных машин. Самолет снят окончательно с вооружения в 2008 году.