F/A-18E/F Super Hornet – это палубный многоцелевой истребитель ВМС США, разработанный как замена для F-14 Tomcat, А-6 Intruder и частично для ранних версий F/A-18C/D.
История
Его история начинается в начале 1990-х годов, когда флот столкнулся с нехваткой современных самолётов: многие модели устарели, а новые проекты вроде A-12 Avenger II были закрыты. В результате решили создать более крупную и современную версию Hornet, но фактически получился почти полностью новый самолёт, несмотря на схожее название.
Первый полёт F/A-18E состоялся в 1995 году, двухместного F – в 1996-м. Серийное производство стартовало в 1997 году. В боевых операциях Super Hornet впервые участвовал в 2002 году в Афганистане.
Планер и двигатель
Super Hornet крупнее оригинального F/A-18C/D: увеличено крыло, планер, объём топлива и грузоподъёмность. Изменена аэродинамика, улучшены наплывы крыла и хвостовая часть. Новый двигатель F414-GE-400 получил значительно большую тягу по сравнению с F404. Самолёт сохранил хорошую манёвренность, но стал гораздо более дальнобойным и устойчивым.
Радар


На Super Hornet установлены радары AN/APG-73 (ранние) и AN/APG-79 AESA (современные). Оба имеют режимы работы по земле, но APG-79 значительно мощнее и точнее.
- Режимы синтезированной апертуры (SAR) — радар строит детальную «радарную картинку» местности, по точности иногда сравнимую со снимками.
- GMTI — обнаружение движущихся наземных целей, таких как машины или бронетехника.
- Наведение высокоточных боеприпасов (JDAM, JSOW) по координатам, которые рadar сам «высчитывает».
- Обнаружение объектов вроде мостов, зданий, парковок, полос аэродрома.
- Выдача координат цели для оружия дальнего действия (например, SLAM-ER или JSOW).
Режимы по земле — одна из сильных сторон APG-79. Он не просто видит, но и классифицирует типы целей по характеру отражения.
Радар сначала использовался AN/APG-73, позже его заменили на современный AN/APG-79 с активной фазированной решёткой. Конструкция получила ряд мер по снижению радиолокационной заметности: изменённые воздухозаборники, покрытие и уменьшение отражающих элементов. Самолёт заметно “чище”, чем F/A-18C и даже F-14.
Модификации
Основные модификации: одноместный F/A-18E, двухместный F/A-18F и электронно-борьбовый EA-18G Growler. Поздние партии (Block II и Block III) получили обновлённую электронику, новые дисплеи, улучшенную связь, а также увеличенный ресурс планера. Block III также готовится к интеграции перспективных ракет AIM-260.
Вооружение
- Пушка M61A2 Vulcan 20 мм
Ракеты класса “воздух–воздух”:
2. AIM-9M Sidewinder
3. AIM-9X Sidewinder
4. AIM-120B AMRAAM
5. AIM-120C AMRAAM (все серийные варианты)
6. AIM-120D AMRAAM
7. AIM-174B (SM-6 Air-Launched, ALAM) – новая дальнобойная ракета большой дальности
8. AIM-260 JATM (в перспективе на Block III)
Ударные ракеты и крылатые ракеты:
9. AGM-65E/F Maverick
10. AGM-84D Harpoon
11. AGM-84H/K SLAM-ER
12. AGM-88B HARM
13. AGM-88E AARGM
14. AGM-158 JASSM (интеграция в ограниченном виде возможна)
14.1. AGM-179 JAGM
Высокоточные боеприпасы:
15. GBU-10 Paveway II
16. GBU-12 Paveway II
17. GBU-16 Paveway II
18. GBU-24 Paveway III
19. GBU-31 JDAM (2000 lb)
20. GBU-32 JDAM (1000 lb)
21. GBU-38 JDAM (500 lb)
22. GBU-54 LJDAM
23. GBU-39 SDB (частично)
24. AGM-154A JSOW
25. AGM-154C JSOW
Неуправляемые боеприпасы:
26. Mk 82
27. Mk 83
28. Mk 84
29. CBU-87
30. CBU-89
31. CBU-97
32. НАР Hydra 70 мм
33. APKWS (управляемый вариант Hydra)
Противокорабельные и противорадиолокационные вооружения:
34. AGM-84L Harpoon Block II
35. AGM-88E/F AARGM/AARGM-ER (для Growler, частично для F/A-18F)
Противолодочное/специальное вооружение (ограниченно):
36. Mk 46/50/54 (зависит от модификации и задач)
36.1 TADIRCM (Tactical Aircraft Directed Infrared Countermeasures) — система направленных ИК-помех/защиты от тепловых головок самонаведения
Разведка и контейнеры наведения:
37. ATFLIR
38. Sniper ATP (ограниченно)
39. IRST Block II (подвесной)
Боевой опыт
В боевых операциях Super Hornet применялся в Афганистане, Ираке, Сирии, а также в недавних операциях ВМС США в Красном море. Он стал основным ударным истребителем флота и останется в строю, вероятно, до конца 2040-х годов.

