История
«Петропавловск», таково первоначальное название корабля, заложен 15 июня 1909 года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе. С 1910 года — главный строитель корабля корабельный инженер В. В. Константинов. Зачислен в состав действующего флота в конце декабря 1914 года.
Линкор представлял собой настоящего морского гиганта. Водоизмещение по проекту составляло 23000 тонн, длина была почти 185 метров, а ширина практически 27 метров. При этом исполин развивал достаточно хорошую скорость - до 25 узлов, а дальность автономного плавания предполагалась до 3000 морских миль. Численность экипажа - 1220 человек. Вооружение линкора также заслуживало уважения - двенадцать 305-мм пушек, расположенных в четырех башнях, и большое количество орудий меньшего калибра, но самого разнообразного спектра применения, вплоть до торпедных аппаратов.
В 1921 был переименован в «Марат». В Первою мировую войну он курсировал между Хельсинки и Таллином, прикрывая подступы к Петрограду.
Во время Великой Отечественной войны «Марат» участвовал в обороне Ленинграда. 23 сентября 1941 года, во время авианалета на Кронштадт, корабль был потоплен. На корабль была сброшена бомба массой 1000 кг со специальным взрывателем с замедлением. Она попала в носовую часть и вызвала детонацию боеприпаса первой башни главного калибра. В результате сама башня упала в образовавшийся пролом палубы, носовая надстройка, вместе со всеми боевыми постами, приборами, зенитной артиллерией, носовой боевой рубкой и находившимися там людьми, завалилась на правый борт и рухнула в воду. Погибли командир корабля капитан 2 ранга Иванов П. К., старший помощник капитан 2 ранга Чуфистов В. С. и еще 324 человека. В результате полученных повреждений корабль, принявший 10 000 тонн воды, был полностью затоплен и лег на грунт на глубине 11 м. Вся артиллерия вышла из строя.
Вскоре начались работы по подъему «Марата». В командование кораблем вступил капитан 3 ранга Л. Е. Родичев, под руководством которого силами рабочих Кронштадтского ремонтного завода и уцелевших моряков была частично восстановлена боеспособность корабля. За месяц удалось кормовую часть частично отремонтировать и откачать воду, после чего башни №3 и №4 смогли вести огонь по противнику. При этом для усиления защиты, на палубу настелили гранитные плиты с набережной, позволившие выдерживать попадания снарядов немецких осадных батарей. 9 ноября 1942 открыла огонь и башня № 2.
И так до последних блокадных дней дальнобойные пушки линкора вели контрбатарейную борьбу с тяжелой артиллерией противника, обстреливавшей Ленинград.
31 мая 1943 года линкору было возвращено его прежнее имя «Петропавловск».
Фото