История
Многие вертолетные полки и отдельные эскадрильи ВВС, армейской авиации, авиации внутренних и пограничных войск Российской Федерации укомплектованы транспортно-десантными вертолетами Ми-8 различных модификаций.
Работы по созданию этого вертолета были начата в ОКБ Миля в мае 1960 г. Первый опытный образец в однодвигательном варианте (с двигателем АИ-24В — модификацией, устанавливаемой на самолетах Ан-24) был поднят в воздух 24 июня 1961 г. В ходе испытаний было принято решение сделать силовую установку двухдвигательной и спроектировать специально для этого вертолета новый пятилопастный несущий винт. 17 сентября 1962 г. новый вариант вертолета совершил свой первый полет и в 1965 г., после летных испытаний, был запущен в серийное производство. Первоначально вертолет эксплуатировался в двух основных модификациях: пассажирский вертолет Ми-8П и транспортный Ми-8Т.
Пассажирский вариант предназначен для межобластных и местных перевозок пассажиров и малогабаритных грузов и рассчитан на 28 пассажиров. Транспортная модификация предусматривает перевозку грузов массой до 4000 кг или 24 десантников с оружием.
В 1968 г. завершились испытания вооруженного Ми-8ТВ. У него по бокам фюзеляжа крепились ферменные консоли с двумя балочными держателями на каждой стороне для подвески блоков УБ-16-57 неуправляемых ракет КАРС-57 (С-5) или бомб калибра от 50 до 500 кг. От предусмотренной проектом носовой пулеметной установке пришлось отказаться в пользу бомбовой нагрузки.
Фюзеляж вертолета включает носовую и центральную части, хвостовую и концевую балки. В носовой части находится кабина экипажа, здесь установлены два кресла летчиков, приборные доски, электропульты, органы управления вертолетом. Кабина экипажа отделена от грузовой или пассажирской кабины перегородкой с дверным проемом.
В транспортном варианте в центральной части фюзеляжа расположена грузовая кабина, для входа в которую с левой стороны предусмотрена сдвижная дверь, снабженная механизмом аварийного сброса. Благодаря значительным размерам грузовой кабины (5,34×2, 25×1,8 м) в ней можно перевозить крупногабаритные грузы массой до 4 т. Для упрощения погрузочно-разгрузочных работ в задней части фюзеляжа оборудован грузовой люк, закрывающийся двумя створками. По обе стороны грузовой кабины установлены 24 откидные сиденья для размещения десантников, на полу смонтированы швартовочные узлы для крепления грузов.
К фюзеляжу снаружи крепятся амортизаторы и подкосы основных и передней стоек не убирающегося в полете трехстоечного колесного шасси. Каждая стойка снабжена жидкостно-газовыми амортизаторами, колеса передней стойки самоориентирующиеся.
В ходе серийного производства вертолет неоднократно подвергался модернизации. На его базе было разработано множество модификаций, основными из которых являются:
- Ми-8С, ПС — варианты Ми-8П с повышенным уровнем комфорта пассажирской кабины, рассчитанной на 7—11 пассажиров;
- Ми-8ТВ — появившаяся в 1968 г. вооруженная модификация, оборудованная пилонами для подвески четырех пусковых установок УБ-16-57УД с 16 неуправляемыми 57-мм ракетами каждая;
- Ми-8ТБ (экспортная) — дальнейшее развитие Ми-8ТВ с пилонами для подвески шести пусковых установок УБ-32-57 с 32 неуправляемыми 57-мм ракетами каждая, а также с четырьмя пусковыми установками ПТУР 9М17П; в носовой части фюзеляжа смонтирована подвижная установка с 12,7-мм пулеметом, возможна также подвеска авиабомб калибром 50—250 кг;
- Ми-8ТБК — экспортный вариант Ми-8ТБ, вместо четырех пусковых установок ПТУР 9М17П смонтировано шесть пусковых установок ПТУР 9М14М;
- Ми-9, МИ-8БЗПУ — вертолеты-ретрансляторы для повышения дальности радиосвязи, оборудованы дополнительными антеннами на хвостовой балке;
- Ми-18 — изготовленная в двух экземплярах модификация с удлиненным на 1 м фюзеляжем и лопастями несущего винта из стеклопластика.
Выпускались также вертолеты —постановщики помех Ми-8ПП и Ми-8ППА, топливозаправщики Ми-8ТЗ, тральщики Ми-8БТ, разведывательные вертолеты Ми-8Р, вертолеты — воздушные командные пункты Ми-8ВКП и Ми-8ВПУ и другие специальные модификации.
С появлением в начале 1970-х гг. новых движителей ТВЗ-117 со взлетной мощностью 1950 л.с. была проведена глубокая модернизация вертолета Ми-8Т, в результате которой появилась модификация Ми-8МТ, а также Ми-8МТВ. Кроме новых двигателей ТВЗ-117МТ с пылезащитными устройствами на воздухозаборниках, на вертолете была смонтирована вспомогательная силовая установка АИ-9В, рулевой винт перенесен на левую сторону концевой балки. В конструкцию вертолета внесены также другие изменения, направленные на улучшение его эксплуатационных характеристик, модернизировано радиоэлектронное оборудование. Планами Министерства обороны Российской Федерации предусмотрена закупка до 2012 г. 50 новых вертолетов модификации Ми-8МТВ. Экспортный вариант этого вертолета получил обозначение Ми-17.
Фото