История
Малые пограничные сторожевые и противолодочные корабли проекта 12412 строились крупной серией в СССР в 1980-х годах. При проектировании в ЦМКБ «Алмаз» за основу взят корпус ракетного катера проекта 12411. Главным конструктором этого корабля оставался Е.И.Юхнин, главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 2 ранга Ю.М.Осипов. Этот МПК отличался от базового проекта не только вооружением, но и энергетической установкой, корпусом и надстройкой. В отличие от РКА энергетическая установка МПК пр.12412 состоит из двух дизелей М-507, обеспечивавших скорость полного хода до 35 узлов. Артиллерийское вооружение было уменьшено на один 30-мм автомат АК-630. Вместо ПКР установили следующее противолодочное оружие: четыре однотрубных 400-мм ТА, два РБУ-1200 и два бомбосбрасывателя, разместили новую ГАС «Бронза» с подкильной и буксируемо-опускной антеннами. МПК проекта 12412 предназначены для борьбы с подводными лодками в закрытых морях (Балтийском и Черном) и охраны водного района. Корпус корабля имеет комбинированную форму обводов: лекальные в носовой оконечности и острая скула от 4-го шпангоута до транца. Подобная форма обусловливает высокие скорости и мореходные качества, а также хорошую устойчивость. Корпус и надстройка сварные, корпус в основном сделан из низколегированной стали. Надстройка, часть платформ, средние части палубы, некоторые поперечные переборки и лёгкие выгородки сделаны из алюминиево-магниевого сплава. Защита корпуса от коррозии и обрастания обеспечивается окраской корпуса и системой автоматической катодной защиты. Корабль может использоваться без ограничений при волнении моря не более 4 баллов и безопасно эксплуатироваться при волнении до 7-8 баллов. Даже при затоплении любых двух отсеков непотопляемость корабля обеспечивается, при этом сохраняются положительными начальная метацентрическая высота и надводный борт. Главными двигателями являются дизельные двигатели М-517 или М-507, каждый из которых работает на свой валопровод с гребным винтом фиксированного шага. Дизели быстроходные, четырёхтактные, с газотурбинным наддувом, водяного охлаждения, реверсивным устройством и редуктором для снижения оборотов. Мощность составляет 16 тысяч л.с., скорость не менее 28 узлов при нормальном водоизмещении. Дальность плавания 14-узловым ходом при максимальном запасе топлива составляет 1600 миль, запаса продовольствия хватает на 10 суток. Экипаж состоит из 36 человек (в том числе 5 офицеров). На корабле установлены две акустические антенны: подкильная установлена в специальном пластмассовом обтекателе, который снижает помехи от работы собственных гребных винтов; опускаемая антенна размещена в контейнере и погружается до глубины 200 м подъёмно-опускным устройством из кормовой части корабля.
Для управления, счисления пути, обеспечения навигационной безопасности плавания, выработки и выдачи навигационных параметров на корабле установлено современное штурманское вооружение. Для внешней связи с береговыми базами, кораблями и авиацией имеется аппаратура, работающая в коротковолновом, ультракоротковолновом, метровом и дециметровом диапазонах, а также в телефонном и телеграфном режимах. В основное вооружение против надводных и подводных целей входят торпеды типов СЭТ-40 или СЭТ-72. Они располагаются в торпедной установке в средней части корабля, сама установка состоит из четырех стационарных 400-мм однотрубных торпедных аппаратов развернутых на угол 8° от диаметральной плоскости. Управление стрельбой дистанционное, ведётся из главного командного пункта; также возможно резервное управление на торпедных аппаратах. В состав противолодочного вооружения входит реактивная бомбомётная установка РБУ-1200, расположенная в носовой части и состоящая из двух пусковых станков с боезапасом в 30 бомб РГБ-12. Контроль огня из торпедных аппаратов и бомбомёта ведётся благодаря комплексу приборов управления, получающих данные от гидроакустического комплекса МГК-345. В состав корабельной артиллерии входят 76,2-мм артустановка АК-176М (боезапас в 152 патрона), в кормовой части установлена артустановка АК-630М (боезапас в 3000 патронов). Эти установки поражают воздушные, надводные и видимые береговые цели на дальности до 15000 и 4000 м, соответственно. Дополнительно для борьбы с авиацией противника на крыше надстройки оборудован боевой пост командира-оператора для стрельбы зенитными ракетами 9К36 «Стрела-3». Пусковая установка МТУ-4УС на 4 ЗУР 9К36 расположена в корме между надстройкой и ангаром буксируемой ГАС. Кроме того корабли проекта 12412 комплектуются несколькими ПЗРК «Игла». Полный боезапас из 16 ЗУР хранится в специальном помещении в надстройке корабля. В основное вооружение против надводных и подводных целей входят торпеды типов СЭТ-40 или СЭТ-72. Они располагаются в торпедной установке в средней части корабля, сама установка состоит из четырех стационарных 400-мм однотрубных торпедных аппаратов развернутых на угол 8° от диаметральной плоскости. Управление стрельбой дистанционное, ведётся из главного командного пункта; также возможно резервное управление на торпедных аппаратах. В состав противолодочного вооружения входит реактивная бомбомётная установка РБУ-1200, расположенная в носовой части и состоящая из двух пусковых станков с боезапасом в 30 бомб РГБ-12. Контроль огня из торпедных аппаратов и бомбомёта ведётся благодаря комплексу приборов управления, получающих данные от гидроакустического комплекса МГК-345. В состав корабельной артиллерии входят 76,2-мм артустановка АК-176М (боезапас в 152 патрона), в кормовой части установлена артустановка АК-630М (боезапас в 3000 патронов). Эти установки поражают воздушные, надводные и видимые береговые цели на дальности до 15000 и 4000 м, соответственно. Дополнительно для борьбы с авиацией противника на крыше надстройки оборудован боевой пост командира-оператора для стрельбы зенитными ракетами 9К36 «Стрела-3». Пусковая установка МТУ-4УС на 4 ЗУР 9К36 расположена в корме между надстройкой и ангаром буксируемой ГАС. Кроме того корабли проекта 12412 комплектуются несколькими ПЗРК «Игла». Полный боезапас из 16 ЗУР хранится в специальном помещении в надстройке корабля.
Малые пограничные сторожевые и противолодочные корабли проекта 12412 строились на Ярославском и Владивостокском судостроительных заводах. Головной МПК-140 вступил в строй Балтийского флота в 1980 году. Всего в период с 1980 по 1988 гг. на Ярославском ССЗ и во Владивостокском ССЗ для отечественных заказчиков (ВМФ и МЧПВ) было построено 29 МПК и ПСКР пр. 12412 различных модификаций. Из них не менее 20 единиц вошло в состав МЧ ПВ КГБ СССР. Восемь катеров, строившихся по пр. 1241ПЭ (с PЛC «Позитив-Э» вместо РЛС «Рейд» и без комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»), предназначались для иностранных заказчиков. Однако только пять из них были проданы за границу. Один катер не достроили, а два оставшихся — передали МЧ ФПС РФ. После раздела Черноморского флота 5 таких кораблей досталось Украине. Большая часть сторожевиков пр. 12412 была списана в 2000-х годах, но 4 единицы продолжали свою службу до настоящего времени.
Характеристики
Водоизмещение, т:
— стандартное 420
— полное. 475
Длина: 57,6 м
Ширина: 10,4 м
Осадка: 4 м
Энергетическая установка: двухвальная, два дизеля М-517 или М-507 (16000 л.с.)
Скорость: 32 узла
Дальность плавания: 2000 миль (20 узлов), до 3000 миль на скорости 12 узлов
Автономность: 10 суток
Экипаж: 36-39 человек
ВООРУЖЕНИЕ: 1х1 76 мм АК-176М — 152 выстрелов — СУ МР-123 «Вымпел»
1х6 30 мм АК-630М — 2000 выстрелов
4х1 400 мм ОТА-40-204А – 4 торпеды СЭТ-40 (пр.1241ПЭ – 2х2 533 мм ДТА-53 – 4 торпеды) – на ПСКР сняты в 2004
2х5 РБУ-1200М «Ураган» (30 РГБ-12)
1х4 ПУ МТУ-4С ЗРК «Стрела-3″ (ЗУР 9М36)/»Игла-1» (МПК-60 — «Стрела-3», пр.1241ПЭ — ЗРК «Игла-1М») — 16 ЗУР
2 бомбосбрасывателя (12 ГБ ББ-1)
1х7 55 мм гранатомет МРГ-1 (РГ-55)
РТВ:
НРЛС МР-220 «Рейд», НРЛС «Печора» (пр.1241ПЭ – РЛС «Позитив-Э», «Лиман»),
РЛС РТР «Вымпел-Р2» (на зав.№504-520, 107-109),
ГАС МГ-345 «Бронза»
Комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101) — выстрелы АЗ-ТСТ-60, АЗ-ТСП-60УМ (с 1991), АЗ-ТСТМ-60У (с 1994)
ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216) — выстрелы АЗ-СО-50, АЗ-СР-50, АЗ-СОМ-50 (с 1989), АЗ-СК-50 (с 1991), АЗ-СМЗ-50 (с 1993) — на МПК-60
На данный момент в игре не реализовано:
- работа РЛСУО “Вымпел” (нет механики директора)
- самонаведение на торпедах СЕТ-40
- ПУ для ПЗРК Стрела-3
- комплекс РЭБ с отстрелом помех (можно было бы хотябы скопировать с PG-02 отстрел дыма)