История
В годы Второй Мировой войны наблюдалось постоянное наращивание калибра танковых орудий. Все это привело к окончательному формированию облика тяжелого танка. В качестве примера этой тенденции можно привести уже послевоенный Т-10, на котором устанавливалась 122-миллиметровая пушка 2А17. Этот танк оказался последней отечественной бронемашиной своего класса. В то время, когда Т-10 осваивался войсками, советские танкостроители полным ходом работали над установкой орудий «серьезного калибра» на средние танки. В конечном итоге это привело к появлению нового класса – основного боевого танка. Первая отечественная машина, которую относят к этому классу – Т-64А – получила гладкоствольную пушку 2А26 калибра 125 мм, таким образом превзойдя по огневой мощи тяжелый танк Т-10. С тех пор в отечественной танковой отрасли в течение некоторого времени не было прорывов в плане вооружения, а точнее, его «железной» части.
Во второй половине восьмидесятых годов стала вновь актуальной тема увеличения огневой мощи танков. Именно этот факт стал причиной начала работ по проекту «Объект 292». Разработка нового танка была поручена конструкторам Ленинградского Кировского завода и ВНИИ Трансмаш. Руководителем работ был назначен Н.С. Попов. На ранних стадиях проекта сотрудники КБ и всесоюзного НИИ прорабатывали теоретическую часть нового вооружения. Согласно имевшимся на то время расчетам, танк не мог иметь пушку калибра более 140 миллиметров. Эта условная граница возможного обуславливалась технологическими и прочностными нюансами производства и эксплуатации ствола пушки. При превышении калибра в 140 мм баланс «живучесть-мощность» начинал сдвигаться в сторону от живучести. Кроме того, производство такой пушки по существующим технологиям не позволяло обеспечить должный ресурс – сказывались пластические деформации. Тем не менее, инженеры снова пересчитали все параметры необходимой пушки, подобрали нужные сорта металла и начали работы по созданию опытного орудия.
Сперва определились с калибром. Был выбран 152,4 миллиметра. Из всех освоенных в производстве он был оптимальным по соотношению мощности, могущества, габаритов и массы орудия. Однако некоторое время ушло на споры относительно типа пушки. Сперва победили сторонники нарезного орудия. В пользу ствола с нарезами приводились аргументы об унификации боеприпасов с другими типами техники, освоенность подобных стволов в производстве и т.д. Руководство Кировского завода уже договорилось о разработке 152-мм нарезного танкового орудия с начальством ЦНИИ «Буревестник», но… Это был конец 80-х и конструкторам не удалось выбить финансирование на разработку сразу двух пушек. Поэтому разработку нарезной пушки так и не начали, а «Объект 292» теперь должен был получить гладкоствольное орудие. К счастью, его разработку успели начать до ухудшения финансовой обстановки.
Пока одни конструкторы работали над орудием большого калибра, другие занимались ее «носителем». За основу для танка «Объект 292» был взят серийный танк Т-80БВ. Все агрегаты кроме башни остались неизменными. Башню, в свою очередь, пришлось делать заново. Дело в том, что орудие большего калибра имело соответствующие габариты и, как следствие, попросту не умещалось в исходном боевом отделении. Пришлось немного увеличить высоту башни и изменить ее форму в плане. Кроме того, значительно перекомпоновали укладку боеприпасов. Ее перенесли в специальный бронекороб, установленный в задней части башни. В верхней бронированной панели новой укладки разместили прямоугольные пластины, закрепленные с таким расчетом, чтобы при детонации боекомплекта взрывная волна, раскаленные газы и осколки уходили вверх, за пределы обитаемого объема. Очевидно, была предусмотрена и бронированная дверь укладки, закрывающая экипаж от потенциальной угрозы, но точных данных об этом нет. Выстрелы раздельного заряжания подавались в орудие при помощи автомата заряжания. Ввиду нового расположения укладки пришлось изменить его конструкцию. Окончательные габариты 152-мм гладкоствольного орудия, к счастью, оказались незначительно больше 125-мм танковых пушек и большинство нововведений в конструкции башни все же были связаны с новым расположением укладки боекомплекта. Новая башня с орудием большего калибра была полностью совместима с «посадочным местом» танков Т-80 всех модификаций. Ожидалось, что в перспективе этот факт поможет сравнительно малыми силами провести модернизацию имеющейся техники со значительным повышением ее боевых характеристик.
Строительство опытного «Объекта 292» было завершено в сентябре 1990 года. Опытная машина из-за старого шасси и новой башни выглядела одновременно привычно и необычно. В 1991 году на Ржевском полигоне были начаты испытательные стрельбы. Документы относительно их хода пока не публиковались, но со слов участников проекта известно, что никаких особенных проблем с новой пушкой не возникло. Эффективные противооткатные устройства прекрасно справлялись со своей задачей и в достаточной мере уменьшали сдвиг орудия при выстреле. Кроме того, во время испытаний было установлено, что система подвеса 152-мм пушки обеспечивает соблюдение всех нормативов относительно нагрузок на экипаж во время боевой работы.
Проект «Объект 292», естественно, имел некоторые минусы. Их принято называть «детскими болезнями» и наличие оных никого не удивляет. Любой проект «болеет» ими, но все они могут быть ликвидированы в процессе доводки конструкции. Однако на дворе было начало девяностых. Нашей стране уже было не до новых танков. И без того небольшое финансирование постоянно урезали, пока тема «Объект 292» не была закрыта. Был построен всего один экземпляр перспективной боевой машины, который сегодня хранится в бронетанковом музее города Кубинка.
Фото